Необходимость, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Выше было показано, что предпринимательская деятельность активно развивается со времени формирования капиталистического способа про­изводства, то есть с начата XVI века. С того времени и до конца XIX века существовала низшая стадия развития капитализма, которую, с точ­ки зрения критериев развития товарного производства, в экономической литературе называют "свободной рыночной экономикой". Такое наименова­ние она получила по причине того, что на протяжении почти четырех столетий происходило преимущественно стихийное саморегулирование экономики с помощью механизма свободной (совершенной) конкурен­ции, стихийного перелива капитала между отраслями, свободного цено­образования и т.п., но без широкомасштабного вмешательства государ­ства в экономику.

Государству в тот период отводилась роль "ночного сторожа" — оно должно было оберегать частную собственность, следить за соблюдением правил свободной конкуренции и выполнять лишь те функции, которые отдельные предприниматели не были в состоянии выполнить или они не были экономически выгодны (точнее, убыточны). К таким функциям относятся:

· контроль за общественным порядком;

· учреждение и содержание государственной почтовой службы;

· развитие и содержание обязательного школьного обучения;

· обеспечение национальной обороны;

· строительство объектов общественной инфраструктуры (дорог, мостов и т. п.) и их поддержание в рабочем состоянии.

С XVII века возникают государственные и смешанные компании для управления и торговли с колониями, государство стимулирует развитие мануфактур, регламентирует их деятельность; с помощью соответствую­щего законодательства регулирует продолжительность рабочего дня, час­тично — размер заработной платы и др. Тем не менее, регулирующее влияние государства имеет фрагментарный характер, вследствие чего раз­витие экономической системы происходит стихийно, нерегулируемо.

В конце XIX века начался переход капитализма из низшей стадии в высшую, который завершился на рубеже двух столетий. Доминирующее место в экономической системе заняли крупные монополистические предприятия и объединения. Они начали изучать рынок, привлекать к управлению производством и собственностью широкий круг профессиональных специалистов по управлению — менеджеров (благодаря чему состоялось обособление капитала-собственности от капитала-функции), внедрять достижения науки в производство, новые формы организации производства и труда. Такие предприятия оказывали содействие дальнейшему углублению общественного разделения труда, расширению масштабов организованности и планомерности.

Вместе с тем предпринимательская деятельность в условиях монополизации сопровождалась установлением монопольно высоких цен; перераспределением части стоимости, созданной на мелких и средних предприятиях, в пользу крупных монополий; углублением вследствие названных процессов экономических кризисов (свидетельством чего был глубочайший кризис мировой капиталистической системы 1929—1933 годов).

Этот кризис был преодолен на основе экономической политики президента США Ф. Рузвельта, получившей название "новый курс". Он был разработан на основе идей Джона Мейнарда Кейнса, который доказал несостоятельность механизмов стихийного рыночного саморегулирования без государственного вмешательства в экономику. Ф. Рузвельт в кратчайшие сроки провел ревизию и санацию банков, реализовал меры денежно-кредитной, валютной, банковской, ценовой, аграрной политик государства. Проведение "нового курса" показало наиболее эффективные формы и методы реализации кейнсианских идей макроэкономической стабилизации, что способствовало смягчению циклических колебаний рыночной экономики второй половины прошлого столетия.

Этот опыт имеет большое значение для современной российской теории и практики развития предпринимательства. Все это обусловило необходимость активизации государственного регулирования деятельности индивидуальных предприятий, партнерств и корпораций различных видов и форм собственности. Но главным фактором успеха в решении этих задач выступает, завершение реформы государственной службы и реформы местного самоуправления.

Развитие и усложнение процессов предпринимательства, усиление зависимости использования индивидуальных капиталов от внешних и внутренних условий функционирования рыночного хозяйства обусловили необходимость определения "правил игры" для участников предпринима­тельской деятельности, сформулированных и закрепленных в виде зако­нодательных актов и обеспечивающих оптимальную среду для деятельно­сти субъектов хозяйствования.

Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики:

· факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора эконо­мики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма;

· факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства;

· факторы, связанные с решением социальных проблем.

К первой группе они отнесли:

· ограничение стихийности рыночных процессов;

· обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры;

· обеспечение производства общественных товаров, общественных по­требностей и нужд;

· поддержка конкурентоспособности, открытости рынка;

· усиление конкурентоспособности на мировом рынке.

Ко второй:

· создание общих условий развития экономики, обеспечение экономи­ческой эффективности функционирования совокупного капитала, не­обходимость определения "правил игры" хозяйствующих субъектов;

· обеспечение антициклического развития экономики; стимулирование долгосрочного экономического роста, роста деловой активности;

· формирование оптимальной структуры народного хозяйства;

· поддержка макроэкономического равновесия;

· обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики;

· потребность в государственных инвестициях, малорентабельных с точки зрения частного капитала;

· регулирование денежного обращения;

· содействие развитию науки, научно-технического прогресса.

К третьей:

· обеспечение рационального перераспределения доходов;

· экономической основы социальной стабильности, сокращение соци­альной напряженности;

· полной занятости населения;

· формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образования, переподготовки кадров и т. д.).

Государственное регулирование предпринимательства происходит посредством социально-экономического прогнозирования, а на этой основе — воздействия на процессы социально-экономического развития, в том числе через определение приоритетных направлений и отраслей развития народного хозяйства, формирование инвестиционной, налоговой, кре­дитной, антимонопольной политики, разработку федеральных комплекс­ных, а на уровне субъектов Федерации – региональных программ.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности — это комплекс форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенден­ций, вызываемых ею (предпринимательской деятельностью) (см. рис.).

 

 

 

Рис. Комплекс форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности

 

Административные методы — способы о формы регулирования, которые базируются на силе государственной власти, включают мероприятия запрета, разрешения и принуждения и воплощаются в жизнь с помощью указов и распоряжений.

В развитых странах мира административные методы регулирования предпринимательской деятельности применяются в формах:

· управления государственной собственностью;

· лицензирования и квотирования;

· применения санкций;

· охраны окружающей среды.

Их роль значительно возрастает в сложных критических ситуациях.

Правовые методыспособы и формы регулирования предпринимательской деятельности, которые воплощаются в практику с помощью принятия соот ветствующих законов. Примером такого регулирования являются антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность государства.

Экономические методыспособы и формы регулирования, которые основываются на использовании налогов, денежно-кредитных рычагов, цен и тарифов и т. п.

Среди экономических методов различают:

· прямые (формирование и использование бюджета; установление ми­нимальной зарплаты; регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг; антимонопольная политика, зашита конкуренции);

· косвенные (индивидуальное планирование; целевое программирование; регулирование налоговой системы; определение нормы обязательных банковских резервов и учетной ставки центрального банка; кредитно-денежные инструменты).

Если прямые методы дают быстрый эффект, то косвенные — через относительно продолжительный промежуток времени. Так, после приня­тия нового налогового законодательства ожидаемый эффект наблюдает­ся, как правило, через 1,5—2 года.

Рассмотрим некоторые методы экономического и правового регули­рования предпринимательской деятельности.

Если исходить из практики развитых стран мира, как уже было отме­чено ранее, то основным инструментом влияния государства на пред­принимательскую деятельность является налоговая политика, в частно­сти, использование инвестиционного налогового кредита.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: