Тема: Затраты и ценовая политика предпринимателя

Сущность и структура затрат производства

3атраты производствазатраты на приобретение основных факторов производства: рабочей силы, средств производства (средств и предметов труда, в том числе земли) для изготовления продукции на протяжении оп­ределенного периода.

В западной экономической литературе к затратам производства отно­сят затраты на приобретение земли, наемного труда, капитала и работы предпринимателей, которая измеряется величиной прибыли, или пред­принимательским доходом.

Затраты производства, как правило, меньше, чем величина авансиро­ванного капитала, поскольку к ним относится вся стоимость основного капитала, а к затратам производства — лишь стоимость их изнашивания (амортизация).

Затраты производства предприятия разделяют на явные и неявные:

− явные — это затраты на возмещение использованных факторов произ­водства, которые подлежат непосредственной денежной оплате. К ним относятся: оплата рабочей силы (заработная плата), капитала (основ­ного и оборотного), земли (арендная плата), а также транспортных и коммунальных услуг, процентов по кредиту и др. Совокупность всех явных затрат называют себестоимостью продукции. Явные платежи полностью отображаются в бухгалтерском учете, вследствие чего их называют бухгалтерскими затратами. В эти затраты прибыль пред­принимателя не входит;

− неявные (или альтернативные) — затраты, которые не оплачиваются предприятием. К ним причисляют нормальную прибыль предприни­мателя и деньги, которые могло бы получить предприятие в случае более выгодного использования собственных ресурсов. Затраты про­изводства, к которым относятся нормальная прибыль предпринимате­ля и прочие неявные затраты, называют экономическими. Онисостоят из явных и неявных затрат. Из такого понимания сущности альтернативных затрат для предпринимателя вытекают конкретные выводы: он должен ориентироваться, прежде всего, на то, чтобы альтернативные затраты при производстве определенного товара или услуги были по возможности меньшими.

На основании вывода о минимизации затрат решаются и ключевые вопросы, которые стоят перед рыночной экономикой:

что изготавливать (какие из возможных товаров и услуг будут пользо­ваться спросом в определенный период)?

как производить (с использованием какой техники и технологии, при какой комбинации производственных ресурсов)?

для кого (для какой группы потребителей, которая будет способна их купить)?

Если исходить из тою, что целью деятельности каждого предпринимателя является получение прибыли, то альтернативные затраты в количественном аспекте — это разность между прибылью, которую можно получить при наиболее выгодном способе использования производственных ресурсов, и той, которая получена реально.

Поскольку процесс общественного производства отображает два разных типа отношений (взаимодействие человека с природой и взаимоотношения между людьми), то критериев минимизации альтернативных затрат или максимизации прибыли недостаточно для наиболее рационального использования ограниченных ресурсов. Дополнительными кри териями выступают: сохранение окружающей среды; развитие человека; наиболее полное удовлетворение нужд потребителей; рост жизненного уровня населения и др.

Наиболее эффективное комбинирование ресурсов (наиболее рациональное их использование) возможно при условии их полной вовлеченности (экономического использования в производстве всех пригодных ресурсов) и полных объемов производства (максимально возможных при данном уровне развития техники и технологии).

Производным от понятия "экономическая эффективность" является понятие "сравнительное преимущество", то есть способность предпринимателя изготовлять товары с меньшими альтернативными затратами. Он должен найти такой вид деятельности в определенной отрасли, где он имел бы сравнительное преимущество.

Затраты на производство разделяют также на постоянные и переменные:

постоянные затраты — это затраты на некоторые виды заработной платы, оплату административного управления предприятия, отдельные коммунальные расходы, имущественные налоги, затраты на строительство и модернизацию производственных сооружений и пр.

к переменным относят: затраты на сдельно-премиальную часть оплаты труда, расходы на энергию, тепло, сырье, комплектующие материалы, транспортировку, хранение, проценты за кредиты, штрафные санкции и пр.

Структура себестоимости предусматривает затраты по элементам, классификация которых используется для разработки сметы затрат на производство. В основные элементы плановой калькуляции изготовляемой продукции входят: материальные затраты, затраты на оплату рабочей силы, амортизацию основных фондов, отчисления в разнообразные фонды (пенсионный, фонд занятости) и др. Эти элементы затрат формируют полную себестоимость продукции.

Таким образом, к затратам производства относят: затраты на сырье, топливо и материалы, транспорт, заработную плату, амортизационные отчислении, текущий ремонт, подготовку кадров, рекламу, канцелярские и почтово-телеграфные затраты, электроэнергию, отчисления на социальное страхование, плата за трудовые и естественные ресурсы, проценты по кредиту, услуги посторонних организаций (кроме затрат на капиталовложения), вспомогательные производства.

В традиционном понимании себестоимость — это скалькулированные по определенной методике затраты, разнесенные определенным образом на единицу готовой продукции в конце отчетного периода.

В конце XX — начале XXI веков в условиях резкого роста цен на ре­сурсы, а также жесткой конкуренции речь идет о новом осмыслении себе­стоимости — как объекте управления. Оно заключается в отходе от ее понимания через динамику цифр к управлению себестоимостью как процессом формирования затрат. Сегодня значительная часть предпри­нимателей, осознавая роль дефиниции: "кто управляет себестоимостью как процессом формирования затрат, тот управляет предприятием", ак­тивно реорганизуют систему управления финансами и учета.

Товаропроизводители в условиях обострения конкуренции должны стремиться к целенаправленному формированию затрат производства, или управления себестоимостью продукции. Это обусловлено тем, что сокращение себестоимости служит основой для снижения цен, которые, в свою очередь дают предпринимателю возможность повысить конкурентоспособность. Так, для снижения затрат, связанных с использованием основных фондов, необходимо улучшать качество машин, оборудования, сооружений, уменьшать долю пассивной части основных фондов (количество складских помещений, других сооружений, тары и др.). В особенности следует заботиться о снижении непроизводительных затрат (штрафов, возмещения убытков и т.п.), связанных с невыполнением предприятием своих договорных обязательств. К таким затратам относят также прогулы работников, брак в их работе.

В основу цен положены не любые, а общественно необходимые затраты. Они формируются на предприятиях, которые поставляют на рынок основную массу товаров и имеют средние в данной отрасли производительность и интенсивность труда. Такие средние показатели формируются при условиях преобладания на этих предприятиях работников со средним уровнем образования и квалификации, а также при соответствующих способностях предпринимателя и управленческого персонала и т. п.

Сущность и виды цен

Цена — определенная сумма денег, которую выручают за проданный товар. Полнее сущность цены определяется в условиях капиталистического товарного производства, поскольку в основе товарных цен лежат не только общественно необходимые затраты производства, но и соотношение между спросом и предложением.

Прибыль образуется вследствие межотраслевой конкуренции с учетом изменения спроса и предложения, перелива капитала в те отрасли, производство товаров в которых не удовлетворяет потребности покупателей, соответствующего колебания цен (их роста в случае неудовлетворения платежеспособного спроса и снижения при превышении предложением спроса). При равновесии спроса и предложения формируется цена равновесия.

С возникновением монополий, олигополий (группы монополий) процесс ценообразования значительно усложняется, в частности, возникают монопольно высокие и монопольно низкие цены. С учетом этого целе­сообразно дать следующее определение цены.

Ценаденежное выражение монопольной цены производства, в котором отображается действие законов стоимости, спроса и предложения, господства монополий, в том числе олигополий.

Монопольные ценыэто, прежде всего, цены производства. Сосредоточивая современные технологии, технику и квалифицированную рабо­чую силу, внедряя самые прогрессивные формы и методы организации производства и труда, предприятия и филиалы гигантских компаний до­биваются наиболее низких затрат производства (а следовательно, и себестоимости).

Сущность цены комплексно раскрывается в выполняемых ею функциях:
учетной, распределительной и стимулирующей:

учетная функция цены состоит в том, что благодаря ей выявляется количество общественно необходимого, а следовательно, и полезного труда, Труд, который превышает эту величину при производстве возобновляемых товаров, не признается потребителями, а потому становится лишним;

распределительная функция цены реализуется в процессе внутри-межотраслевой конкуренции:

• при внутриотраслевой конкуренции перераспределение стоимости, прежде всего прибавочной, осуществляется в пользу тех предприятий, на которых затраты производства ниже, чем общественно необходимые, а качество товара — выше;

• при межотраслевой конкуренции перераспределение прибавочной стоимости происходит через механизм перелива капиталов в поль­зу тех отраслей, в которых вырабатывают товары и услуги, соответствующие индивидуальным, коллективным и общественным потребностям;

стимулирующая функция цены состоит в давлении рыночных цен на
предпринимателей через механизм конкуренции в целях внедрения новой техники и технологии, более совершенных форм и методов организации производства и т. п.

В зависимости от форм конкуренции различают:

рыночные цены (в условиях чистой конкуренции);

олигопольные (в условиях господства олигополий);

монопольные (в условиях абсолютной монополизации одним производителем или продавцом соответствующей сферы производства, а следовательно, и сбыта или лишь сбыта монопсония):

монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, который занимает монопольное положение в производстве и на рынке, ограничивает конкуренцию, учитывает права потребителей, получая вследствие этого высокие прибыли;

монопольно низкую цену устанавливают товаропроизводители под давлением монополистов. Такое давление испытывают мелкие и средние фирмы в случае заключения контрактов с монополиями, под давлением транспортных и промышленных компаний, при поставке сельскохозяйственной продукции на рынок, ее переработке и т. п.

В зависимости от типов рыночной системы выделяют регулируемые и
нерегулируемые цены.

Значительную часть цен в развитых странах мира регулирует государство.

Регулируемыми являются и цены на олигополистическом и монополи­стическом рынках. Такое регулирование со стороны гигантских компаний осуществляется через механизм формирования и регулирования спроса, объемов производства продукции, практику “лидерства в ценах” и др.

Классификация цен предусматривает их деление на оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности и розничные цены:

оптовая цена предприятия —цена, которая состоит из себестоимости и прибыли;

оптовая цена промышленности — цена, по которой оптовые торговые организации после покупки у производителей товары, продают их предприятиям розничной торговли. Они превышают оптовые цены предприятий на величину торговой надбавки, которая состоит из за­трат оборота и прибыли оптовой торговой организации. Затраты оборота — затраты на транспортировку, хранение, расфасовку, выплату заработной платы работникам оптовой торговли и др.;

розничная цена — цена на товары, которые продаются для личного потребления в небольших количествах, в том числе поштучно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: