Сущность и структура затрат производства
3атраты производства — затраты на приобретение основных факторов производства: рабочей силы, средств производства (средств и предметов труда, в том числе земли) для изготовления продукции на протяжении определенного периода.
В западной экономической литературе к затратам производства относят затраты на приобретение земли, наемного труда, капитала и работы предпринимателей, которая измеряется величиной прибыли, или предпринимательским доходом.
Затраты производства, как правило, меньше, чем величина авансированного капитала, поскольку к ним относится вся стоимость основного капитала, а к затратам производства — лишь стоимость их изнашивания (амортизация).
Затраты производства предприятия разделяют на явные и неявные:
− явные — это затраты на возмещение использованных факторов производства, которые подлежат непосредственной денежной оплате. К ним относятся: оплата рабочей силы (заработная плата), капитала (основного и оборотного), земли (арендная плата), а также транспортных и коммунальных услуг, процентов по кредиту и др. Совокупность всех явных затрат называют себестоимостью продукции. Явные платежи полностью отображаются в бухгалтерском учете, вследствие чего их называют бухгалтерскими затратами. В эти затраты прибыль предпринимателя не входит;
− неявные (или альтернативные) — затраты, которые не оплачиваются предприятием. К ним причисляют нормальную прибыль предпринимателя и деньги, которые могло бы получить предприятие в случае более выгодного использования собственных ресурсов. Затраты производства, к которым относятся нормальная прибыль предпринимателя и прочие неявные затраты, называют экономическими. Онисостоят из явных и неявных затрат. Из такого понимания сущности альтернативных затрат для предпринимателя вытекают конкретные выводы: он должен ориентироваться, прежде всего, на то, чтобы альтернативные затраты при производстве определенного товара или услуги были по возможности меньшими.
На основании вывода о минимизации затрат решаются и ключевые вопросы, которые стоят перед рыночной экономикой:
− что изготавливать (какие из возможных товаров и услуг будут пользоваться спросом в определенный период)?
− как производить (с использованием какой техники и технологии, при какой комбинации производственных ресурсов)?
− для кого (для какой группы потребителей, которая будет способна их купить)?
Если исходить из тою, что целью деятельности каждого предпринимателя является получение прибыли, то альтернативные затраты в количественном аспекте — это разность между прибылью, которую можно получить при наиболее выгодном способе использования производственных ресурсов, и той, которая получена реально.
Поскольку процесс общественного производства отображает два разных типа отношений (взаимодействие человека с природой и взаимоотношения между людьми), то критериев минимизации альтернативных затрат или максимизации прибыли недостаточно для наиболее рационального использования ограниченных ресурсов. Дополнительными кри териями выступают: сохранение окружающей среды; развитие человека; наиболее полное удовлетворение нужд потребителей; рост жизненного уровня населения и др.
Наиболее эффективное комбинирование ресурсов (наиболее рациональное их использование) возможно при условии их полной вовлеченности (экономического использования в производстве всех пригодных ресурсов) и полных объемов производства (максимально возможных при данном уровне развития техники и технологии).
Производным от понятия "экономическая эффективность" является понятие "сравнительное преимущество", то есть способность предпринимателя изготовлять товары с меньшими альтернативными затратами. Он должен найти такой вид деятельности в определенной отрасли, где он имел бы сравнительное преимущество.
Затраты на производство разделяют также на постоянные и переменные:
− постоянные затраты — это затраты на некоторые виды заработной платы, оплату административного управления предприятия, отдельные коммунальные расходы, имущественные налоги, затраты на строительство и модернизацию производственных сооружений и пр.
− к переменным относят: затраты на сдельно-премиальную часть оплаты труда, расходы на энергию, тепло, сырье, комплектующие материалы, транспортировку, хранение, проценты за кредиты, штрафные санкции и пр.
Структура себестоимости предусматривает затраты по элементам, классификация которых используется для разработки сметы затрат на производство. В основные элементы плановой калькуляции изготовляемой продукции входят: материальные затраты, затраты на оплату рабочей силы, амортизацию основных фондов, отчисления в разнообразные фонды (пенсионный, фонд занятости) и др. Эти элементы затрат формируют полную себестоимость продукции.
Таким образом, к затратам производства относят: затраты на сырье, топливо и материалы, транспорт, заработную плату, амортизационные отчислении, текущий ремонт, подготовку кадров, рекламу, канцелярские и почтово-телеграфные затраты, электроэнергию, отчисления на социальное страхование, плата за трудовые и естественные ресурсы, проценты по кредиту, услуги посторонних организаций (кроме затрат на капиталовложения), вспомогательные производства.
В традиционном понимании себестоимость — это скалькулированные по определенной методике затраты, разнесенные определенным образом на единицу готовой продукции в конце отчетного периода.
В конце XX — начале XXI веков в условиях резкого роста цен на ресурсы, а также жесткой конкуренции речь идет о новом осмыслении себестоимости — как объекте управления. Оно заключается в отходе от ее понимания через динамику цифр к управлению себестоимостью как процессом формирования затрат. Сегодня значительная часть предпринимателей, осознавая роль дефиниции: "кто управляет себестоимостью как процессом формирования затрат, тот управляет предприятием", активно реорганизуют систему управления финансами и учета.
Товаропроизводители в условиях обострения конкуренции должны стремиться к целенаправленному формированию затрат производства, или управления себестоимостью продукции. Это обусловлено тем, что сокращение себестоимости служит основой для снижения цен, которые, в свою очередь дают предпринимателю возможность повысить конкурентоспособность. Так, для снижения затрат, связанных с использованием основных фондов, необходимо улучшать качество машин, оборудования, сооружений, уменьшать долю пассивной части основных фондов (количество складских помещений, других сооружений, тары и др.). В особенности следует заботиться о снижении непроизводительных затрат (штрафов, возмещения убытков и т.п.), связанных с невыполнением предприятием своих договорных обязательств. К таким затратам относят также прогулы работников, брак в их работе.
В основу цен положены не любые, а общественно необходимые затраты. Они формируются на предприятиях, которые поставляют на рынок основную массу товаров и имеют средние в данной отрасли производительность и интенсивность труда. Такие средние показатели формируются при условиях преобладания на этих предприятиях работников со средним уровнем образования и квалификации, а также при соответствующих способностях предпринимателя и управленческого персонала и т. п.
Сущность и виды цен
Цена — определенная сумма денег, которую выручают за проданный товар. Полнее сущность цены определяется в условиях капиталистического товарного производства, поскольку в основе товарных цен лежат не только общественно необходимые затраты производства, но и соотношение между спросом и предложением.
Прибыль образуется вследствие межотраслевой конкуренции с учетом изменения спроса и предложения, перелива капитала в те отрасли, производство товаров в которых не удовлетворяет потребности покупателей, соответствующего колебания цен (их роста в случае неудовлетворения платежеспособного спроса и снижения при превышении предложением спроса). При равновесии спроса и предложения формируется цена равновесия.
С возникновением монополий, олигополий (группы монополий) процесс ценообразования значительно усложняется, в частности, возникают монопольно высокие и монопольно низкие цены. С учетом этого целесообразно дать следующее определение цены.
Цена — денежное выражение монопольной цены производства, в котором отображается действие законов стоимости, спроса и предложения, господства монополий, в том числе олигополий.
Монопольные цены — это, прежде всего, цены производства. Сосредоточивая современные технологии, технику и квалифицированную рабочую силу, внедряя самые прогрессивные формы и методы организации производства и труда, предприятия и филиалы гигантских компаний добиваются наиболее низких затрат производства (а следовательно, и себестоимости).
Сущность цены комплексно раскрывается в выполняемых ею функциях:
учетной, распределительной и стимулирующей:
− учетная функция цены состоит в том, что благодаря ей выявляется количество общественно необходимого, а следовательно, и полезного труда, Труд, который превышает эту величину при производстве возобновляемых товаров, не признается потребителями, а потому становится лишним;
− распределительная функция цены реализуется в процессе внутри-межотраслевой конкуренции:
• при внутриотраслевой конкуренции перераспределение стоимости, прежде всего прибавочной, осуществляется в пользу тех предприятий, на которых затраты производства ниже, чем общественно необходимые, а качество товара — выше;
• при межотраслевой конкуренции перераспределение прибавочной стоимости происходит через механизм перелива капиталов в пользу тех отраслей, в которых вырабатывают товары и услуги, соответствующие индивидуальным, коллективным и общественным потребностям;
− стимулирующая функция цены состоит в давлении рыночных цен на
предпринимателей через механизм конкуренции в целях внедрения новой техники и технологии, более совершенных форм и методов организации производства и т. п.
В зависимости от форм конкуренции различают:
− рыночные цены (в условиях чистой конкуренции);
− олигопольные (в условиях господства олигополий);
− монопольные (в условиях абсолютной монополизации одним производителем или продавцом соответствующей сферы производства, а следовательно, и сбыта или лишь сбыта монопсония):
• монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, который занимает монопольное положение в производстве и на рынке, ограничивает конкуренцию, учитывает права потребителей, получая вследствие этого высокие прибыли;
• монопольно низкую цену устанавливают товаропроизводители под давлением монополистов. Такое давление испытывают мелкие и средние фирмы в случае заключения контрактов с монополиями, под давлением транспортных и промышленных компаний, при поставке сельскохозяйственной продукции на рынок, ее переработке и т. п.
В зависимости от типов рыночной системы выделяют регулируемые и
нерегулируемые цены.
Значительную часть цен в развитых странах мира регулирует государство.
Регулируемыми являются и цены на олигополистическом и монополистическом рынках. Такое регулирование со стороны гигантских компаний осуществляется через механизм формирования и регулирования спроса, объемов производства продукции, практику “лидерства в ценах” и др.
Классификация цен предусматривает их деление на оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности и розничные цены:
− оптовая цена предприятия —цена, которая состоит из себестоимости и прибыли;
− оптовая цена промышленности — цена, по которой оптовые торговые организации после покупки у производителей товары, продают их предприятиям розничной торговли. Они превышают оптовые цены предприятий на величину торговой надбавки, которая состоит из затрат оборота и прибыли оптовой торговой организации. Затраты оборота — затраты на транспортировку, хранение, расфасовку, выплату заработной платы работникам оптовой торговли и др.;
− розничная цена — цена на товары, которые продаются для личного потребления в небольших количествах, в том числе поштучно.