Устно решаются задачи 16 (с. 71 учебника, часть 2), 7 (с. 69 учебника, часть 2).
Затем учащиеся читают условие задачи 11 (с. 70 учебника, часть 2), с а м о с т о я т е л ь н о формулируют вопрос задачи таким образом, чтобы получилась составная задача (Сколько белых и черных фигур осталось на доске?), называют данные и искомые числа, составляют к р а т к у ю з а п и с ь:
После чего с комментированием записывают решение, формулируют и записывают ответ задачи.
1) 5 + 4 = 9 (ф.) черных.
2) 5 + 9 = 14 (ф.) всего.
Ответ: осталось 14 фигур.
Далее может быть рассмотрена задача 10 (с. 70 учебника, часть 2). Задача разбирается аналогично предыдущей, затем записывается ее решение (с объяснением):
Сначала узнаем, сколько открыток сделали девочки, для этого из 10 вычтем 3:
10 – 3 = 7 (от.).
Зная, что девочки сделали 7 открыток, можем узнать, сколько открыток дети сделали вместе:
10 + 7 = 17 (от.).
Ответ: 17 открыток.
Или:
Ответ: дети сделали 17 открыток.
VII. Работа над развитием логического мышления учащихся.
В заключение урока детям могут быть предложены задачи на смекалку (с. 69, 70 учебника, часть 2).
Решение:
З а д а ч а (с. 69): внучки гостили у бабушки 4 месяца: май, июнь, июль, август.
З а д а ч а (с. 70):
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какое задание вам особенно понравилось?
– Чем?
– Какую работу вам хотелось бы выполнить еще?
– Оцените свою работу на уроке.
У р о к 119. ПРИЕМ ВЫЧИТАНИЯ С ПЕРЕХОДОМ
ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Цели урока: познакомить учащихся с общим приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; закреплять умение решать задачи и выражения изученных видов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
10 10 10 10 10
20 20 20 20 20
III. Устный счёт.
«Молчанка».