Учитель читает учащимся текст из задания 4 (с. 73 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать? (Данный текст не является задачей.)
– Почему? (Нет вопроса.)
– Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием. (На сколько больше моторных лодок, чем катеров «Ракета», стояло на пристани?
Или: На сколько меньше катеров «Ракета», чем подводных лодок, стояло на пристани?)
– Запишите решение задачи. (6 – 2 = 4.)
– Дайте ответ на поставленный вопрос.
– Запишите ответ кратко.
Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.
Ответ: на 4 лодки больше.
Или:
Ответ: на 4 катера меньше.
– Прочитайте задачу 5 (с. 73 учебника, часть 2).
– Докажите, что прочитанный вами текст является задачей.
– Составим к р а т к у ю з а п и с ь:

– Какая это задача – простая или составная? (Составная.)
– Почему так считаете? (Потому что сразу ответить на вопрос задачи нельзя, следовательно, задача решается несколькими действиями, значит, она – составная.)
– Что узнаете первым действием? (Сколько поделок сделал Дима.)
– Что узнаете вторым действием? (Сколько поделок сделали мальчики вместе.)
– Запишите решение.
– Проверьте вашу работу.
С а м о п р о в е р к а с доски.
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.
Ответ: мальчики сделали 8 поделок.

Решение задач изученных видов.
К задаче 6 (с. 73 учебника, часть 2) может быть составлена схема, после того как ученики выделят условие и вопрос задачи, назовут данные и искомое числа.
Решение записывается учащимися с а м о с т о я т е л ь н о с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой. Затем формулируется и записывается ответ задачи.
VI. Работа с геометрическим материалом.
Учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о задание 5 (с. 24 в тетради № 2).
– Какие многоугольники у вас получились?
– Рассмотрите фигуры, изображенные в учебнике (с. 73, часть 2).
– Рассмотрите пароходик.
– Из каких фигур он составлен? (Пароходик составлен из фигур № 5, 6, 9, 11, 3, 4, 1.)
VII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Что нового узнали?
– Оцените свою работу.
У р о к 120. СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ: 
Цели урока: рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток; закреплять умение учащихся решать составные задачи; развивать навыки счета, логическое мышление учащихся.
Ход урока






