Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Методические рекомендации по изучению курса

Для магистрантов по специальности «Юриспруденция»

 

 

 

Кострома

КГУ

 

УДК

 

История политических и правовых учений: программа курса и метод. рекомендации / сост. Е. Б. Зотова. – Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. – 35 с.

 

 

Пособие содержит программу дисциплины «История политических и правовых учений», глоссарий, список рекомендуемой литературы, тестовые задания, экзаменационные вопросы.

Предназначено для самостоятельной работы магистрантов, изучающих специальность «Юриспруденция».

 

 

Подготовлено кандидатом исторических наук, доцентом кафедры философии, культурологии и социальных коммуникаций Е. Б. Зотовой.

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом университета в качестве пособия для самостоятельной работы.

 

 

© Костромской государственный университет, 2017

 

Предмет и метод истории политических и правовых учений

 

1. Предмет истории политических и правовых учений.

2. Цели и задачи курса.

3. Источники изучения истории политических и правовых учений.

4. Этапы становления политико-правовой мысли (см. Глоссарий).

 

Актуальность и значимость данной дисциплины является важнейшей составной частью духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления и вехи, итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт принадлежит не только прошлому, он влияет на современность, оказывая заметное влияние на политические процессы, идейные движения, на теорию и практику наших дней. В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профиля. Это обусловлено тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

 

Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

 

1. Политико-правовые идеи в Поучениях Древнего Египта.

2. Древний Вавилон – свод законов царя Хаммурапи.

3. Древний Иран – «Авеста – собрание священных книг зороастризма».

4. Политические и правовые учения Древней Индии.

5. Политические и правовые учения Древнего Китая.

 

Процесс становления и развития политико-правовой идеологии являлся специфической формой общественного сознания. При этом необходимо учитывать, что политико-правовая мысль формировалась в государствах древнего мира в русле религиозно-мифологического мировоззрения. Источники изучения, дошедшие до наших времен, – это мировое наследие различных мифологических и религиозных документов разного характера: «Поучения Птахотепа», «Поучение Гераклеопольского царя», «Поучение Ахтоя», «Речение Ипувера» и др. в Египте, «Авеста» в Персии (I тыс. лет до н.э.), Законы Хаммурапи (II тыс. лет до н. э.) в Древнем Вавилоне, древнеиндийская Ригведа (II–I тыс. лет до н. э.), китайская «Книга о дао и дэ», «Лунь юй» (VI в. до н. э.) и др.

Центральной древневосточной идеей, лежащей в основе политико-правовых воззрений, стала идея о божественной природе власти и существующего порядка вещей, т. е. мифологическая (или теологическая) концепция происхождения и сущности государства. Однако статус земного правителя, социально-политическая структура, структура общества у разных народов определились по-разному. По представлениям египтян считалось, что до первого египетского царя, правившего вместе со жрецами, царствовали боги. Никто не сомневался, что египетский фараон –сын Бога, а китайский император – сын Неба. Согласно древневавилонским мифам, Боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб. Все мифологические системы возводят понятия правды, справедливости, правосудия к соответствующему божеству или естественно-божественному закону.

В отличие от мифов древних народов Ветхозаветная религия в Древнем Израиле не допускала обожествления правителя. К концу XI в. до н. э. еврейская монархия предполагала ответственность царя перед Богом и народом и безусловное подчинение царя пророку – духовнику еврейского народа. Пророки обличали произвол монархов и чиновников, боролись за равенство всех перед законом, в том числе и царя, за то, чтобы социальная жизнь регулировалась исходящими от Бога идеями справедливости. Нравственные правила и божественные законы черпались израильтянами из Откровения, главными чертами которого являлись человеколюбие, сострадание к слабому и бедному, строгое отношение к нарушителю чужих прав.

Покровителем справедливости в Древнем Вавилоне выступал Бог Ша­маш. Вавилонские правители и законодатели настойчиво подчеркивали божест­венный характер своей власти и своих законов. Яркий пример – Закон Хамму­рапи. Справедливым и исходящим от богов считалось деление людей на свобод­ных и бесправных рабов, а правовой статус первых зависел от принадлежности к тому или иному сословию.

Мифологические представления древних персов нашли свое выражение в зороастризме, легендарным основателем которого был Заратустра. Основным положением этого учения была борьба двух начал – добра и зла. Положительным смыслом и целью человеческого бытия является активная деятельность, борьба против зла и тьмы, а победа, по мнению пророка, будет за добром и светом. Госу­дарство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда, бороться против зла, насаждая добро. При этом древние персы склонялись к целесообраз­ности деспотизма.

Одним из ранних и основополагающих источников политической мысли Древней Индии стали Веды (II тыс. лет до н. э.), явившиеся источником идеологии брахманизма, простейшей органической концепции государства и законности в учении о дхарме. С критикой брахманистской идеологии, в частности деления общества на варны, выступил в VI веке до н. э. Сиддхартха (Будда), отвергший признание Бога как верховного правителя и первоисточника законов. Согласно Будде, жизнь и благополучие людей зависят от их собственных усилий. Поэтому независимо от сословной принадлежности каждый может стать брахманом, т. е. достичь совершенства. Индивидуальный путь спасения (достижения нирваны) предполагало пренебрежение к проблемам политики и права. К III веку буддизм стал государственной религией Индии. Своеобразием характеризуется политико-правовой трактат «Артхашастра» («Наука» - шастра) о том, как государь достигает своих целей. Автором считается брахман Каутилью, легендарный советник царя Чандрагупты Маурья. Трактат был свободен от религиозных догм брахманизма, нес реалистический и даже рационалистический характер, проникнутый идеей практической пользы в делах государственного управления.

В древнекитайской политико-правовой идеологии выделяют следующие этапы ее эволюции: даосизм, конфуцианство, легизм, моизм.

Основателем даосизма считается китайский мыслитель VI в. до н. э. Лао-цзы, изложивший свои взгляды в «Книге о дао и дэ» («Книга Пути и Благодати»). Само Небо, Путь как источник всего сущего определяет путь планет, людей, государств и т. д. Для благополучия государства достаточно постичь дао, в том числе самому правителю, тогда жизнь потечет естественным путем, не требуя политической активности и привлечения силы государства и законов.

Откликом на идеи даосизма стало этико-правовое учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.), записанное его учеником в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Конфуций уподобляет государство большой семье: подданные должны повиноваться правителю подобно тому, как дети отцу. В свою очередь правитель должен любить своих подданных, как отец детей. Такая аналогия государства с семьей получила название патриархальной теории государства. Политическим идеалом Конфуция было правление аристократов, но не «крови», а «духа», причем народ освобождался от участия в общественной жизни. В регулировании политических отношений Конфуций предпочитал нормы добродетели («ли») в противовес законам («фа»), для которых характерно показательное воздействие.

Основатель моизма Мо-цзны (Vв. до н. э.) выступил с идеей естественного равенства всех людей, активного участия каждого в общественной жизни, а также договорной концепции возникновения государства.

К II в. до н. э., наряду с конфуцианством, официальная государственная идеология Китая разделяла легизм, основные идеи которого изложены Шан Яном в трактате «Книга правителя области Шан» (IV в. до н. э.). Критикуя конфуцианские идеалы, легисты обосновывали необходимость строгого следования закону («фа») и применения суровых наказаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: