Политические и правовые учения в странах Европы в конце ХVIII – XIX вв

 

1.Учения в Западной Европе в конце XVIII–XIX вв.: И. Кант, Ф. Гегель.

2. К. Маркс и Ф. Энгельс о классовом характере государства и права.

3. Юридический позитивизм Джона Остина.

4. Учение Рудольфа фон Йеринга о государстве и праве.

5. Социологический позитивизм Герберта Спенсера.

6. Теория насилия Людвига Гумпловича.

7. Дуалистическая теория государства Георга Еллинека.

8. Буржуазный либерализм второй половины XIX века

 

Политико-правовые учения рассматриваемого периода отличались многообразием направлений. Развитие политико-правовой мысли дали классики немецкой философии И. Кант и Ф. Гегель. Иммануил Кант (1724–1804 гг.) – профессор Кенигсбергского университета, в работах «Метафизика нравов» и «К вечному миру» определяет понятие права, деление права на частное и публичное, определяет связь права с этикой. Происхождение государства Кант связывал с общественным договором, рассматривал его различные формы. Он сторонник принципа разделения властей. Будущее развитие человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых республик. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831 гг.). Главная его работа по вопросам государства и права – «Философия права». Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека. Гегель рассматривает в своем учении основные ступени развития права, а также гражданское общество и политическое государство.

Заметное место в истории политических и правовых учений занимает учение о социализме. Следует подчеркнуть, что социалистическое направление возникло как антибуржуазное. В поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные воплотить в жизнь строй, основанный на общности имущества, ликвидирующий собственность и материальное неравенство людей, ученые-социалисты обращаются к проблематике государства, права, власти. При этом утверждалась идея природного, морального, правового, религиозного равенства людей. Изучая социалистическое политико-правовое учение, нужно отметить влияние раннего социализма, представленное Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой. Их последователями стали Сен-Симон, Оуэн и др. Они подвергли беспощадной критике буржуазные порядки, разработали проекты общества, которое будет свободно от эксплуатации и угнетения, способное обеспечить каждому индивиду достойную жизнь. Следующим направлением в развитии социалистической теории стала марксистская политико-правовая идеология. Идеи К. Маркса (1818–1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820–1895 гг.) о классовом характере права и государства, об их экономической обусловленности, происхождении, сущности, этапах развития и исторических судьбах. В своем учении они обосновали идею социалистической революции и необходимость диктатуры пролетариата. В России последователями марксистской теории были Г. В. Плеханов (1856–1918 гг.) и В.И. Ленин (1870–1924 гг.), которые обосновали насильственную революцию против буржуазного государства, подвергали критике принцип парламентаризма, доказывая необходимость слома старой государственной машины.

Одним из первых представителей юридического позитивизма был Джон Остин (1790–1859 гг.). Его основная работа «Лекции по юриспруденции, или философия позитивного права». Юридический позитивизм выступал против дуализма теории естественного права, т. е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего воплощения в законодательстве. Право обособляется от морали ради того, чтобы предметом юриспруденции было исключительно позитивное право – независимо от того, хорошее оно или плохое. Связав природу права с приказом (волей) правящей в обществе группы лиц или одного правителя, Остин тем самым легитимировал правотворчество любой власти. Истолкование права как приказа (волеизъявления) суверена чревато и недобросовестным применением этой формулы. В XX в. такой подход был использован самыми недемократическими, антиправовыми и негуманными политическими режимами.

Крупный немецкий правовед Рудольф фон Йеринг (1818–1892 гг.) отказавшись от логического подхода к изучению права, считал, что объектом правоведения должна быть не логика, а жизненные ценности, реальные интересы людей. Он обращает внимание не на логические и не на психологические аспекты права, а на его социолого-прагматические, утилитарные моменты. В работе «Борьба за право» он утверждает, что: «Жизнь права есть борьба, борьба народов, государственной власти, сословий, индивидов». Для него «всякое право в мире должно быть добыто борьбой».

Английский мыслитель Герберт Спенсер (1820–1903 гг.), один из ведущих представителей социологического позитивизма и органической теории государства, уподобляет общество живому организму. Результатом такого уподобления стало выявление некоторых закономерностей и стадий развития органической жизни (от простого к сложному – интеграция; от однородного к разнородному – дифференциация) с последующим перенесением этих закономерностей в истол­кование эволюции различных обществ и государств. Так, Спенсер предложил концепцию развития общества как процесса постепенного объединения различ­ных мелких групп в более крупные и сложные – «агрегаты». Анализируя историю возникновения государства и права, он выделяет два вида обществ – военизиро­ванное (единение и сплочение с помощью власти, жесткой иерархической сис­темы централизованного управления) и промышленное (индустриальное) (для него характерны добровольная кооперация, свобода ремесел и торговли, непри­косновенность частной собственности и личной свободы, представительный ха­рактер политических институтов, децентрализация власти). Спенсер причислен к основоположникам теории единого индустриального общества.

Людвиг Гумплович (1838–1909 гг.), австрийский профессор государствен­ного права, опираясь на методологию позитивизма, разработал социологическую теорию государства. Причину происхождения и основу политической власти и государства он видел не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В результате такого насилия, утверждал он, образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, борьба, войны, опустошение, словом, насилие – «вот родители и повивальная бабка государства».

Георг Еллинек (1851–1911 гг.). Дуалистическая теория государства является ведущей в либеральном государствоведении, которая пыталась соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведе­нии. Сущность политических явлений, их классовая природа, по его мнению, не­познаваемы. Как феномен субъективного сознания, государство не представля­ется единым и принадлежит, с одной стороны, к сфере сущего, с другой – к сфере должного. Отсюда два метода познания государства: социологический, или соци­альный, и юридический. Дуалистическая теория Г. Еллинека была внутренне про­тиворечивой, т. к. соединяла противоположные методы. Поэтому в дальнейшем на ее основе выделились, с одной стороны, «чистая» юридическая теория го­сударства Кельзена, а с другой – социолого-психологическая теория государства.

Либерализм – идеология капитализма, ядром которой являются два те­зиса: личная свобода и частная собственность – наивысшие ценности; реализация этих ценностей обеспечивает творческое начало личности и ее благополучие и одновременно ведёт к расцвету общества и его государственной организации. В либерализме отражены проблемы рационального устройства мира, прогресса, об­щего блага, права, конкуренции и контроля. Присутствуют идеи правового госу­дарства, конституционализма, разделения властей, представительства и само­управления. Либеральная мысль в России была направлена на поддержку и обоснование социальных реформ в обществе, на признание за каждым индивидом права на достойное существование, а также на воспитание уважения к праву.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: