Политические и правовые учения Средневековья

1. Политические и правовые учения западноевропейского феодального общества.

2. Фома Аквинский и Марсилий Падуанский о соотношении государства и церкви.

3. Зарождение «ереси» в IV–VI вв. Еретические движения в XI–XIII вв., XIV–XV вв.

 

С падением Западной Римской империи завершился период истории Древнего мира и начался период средних веков, который охватывает более чем тысячелетний период и включает в себя три крупных исторических этапа: 1. Раннефеодальный (V– середина XI вв.); 2. Период расцвета – зрелый феодализм (середина XI–конец XV вв.); 3. Позднее средневековье (конец ХV–ХVII вв.).

Ядром мировоззрения в феодальном обществе была христианская религия и католическая церковь. Идеологическое господство религии и церкви обусловило то обстоятельство, что общей идейной основой политических правовых доктрин Средневековья были религиозные представления, тексты святого писания. Широкое распространение получили теологические теории. Наиболее крупным представителем средневекового католического богословия и схоластики был Фома Аквинский (1225–1279 гг.). Его политико-правовые воззрения изложены в трудах «О правлении властителей», «Сумма теологии», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля, взгляды которого ученый-богослов пытается приспособить к догмам католической церкви. В теории Фомы Аквинского следует отобразить проблемы сущности и классификации законов; виды справедливых законов, классификацию права; происхождение, сущность и элементы государственной власти, формы правления; соотношение светской и духовной властей.

Политико-правовые идеи средневековых ересей следует рассматривать как оппозиционное движение, направленное против сущности феодализма. Классификация еретических течений - бюргерская ересь, крестьянско-плебейская ересь, чашники и табориты.

Ярким и своеобразным представителем политико-правовой мысли Средневековья был Марсилий Падуанский (1280–1343 гг.), резко критикующий теократические теории. Его основная работа «Защитник мира» затрагивает проблемы соотношения светской и духовной властей, идею народного суверенитета, разграничение законодательной и исполнительной ветвей власти, классификации законов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: