Политические и правовые учения XX века

 

1. Позитивистский нормативизм Кельзена.

2. Учение Л. Дюги о норме солидарности и о синдикалистском государ­стве.

3. Теория «Государства всеобщего благоденствия» и «Плюралистической демократии».

4. Теория элит Парето и Моска, «Железный закон олигархии», теория «групп давления».

5. Теория бюрократии Вебера и технократии Бернхема.

6. Теория конвергенции.

 

Уже в начале XX века возросло разнообразие политико-правовых доктрин, порожденное усложнением социально-политических процессов общественной жизни. Именно в этот период развивались сложные процессы взаимовлияния противостоящих друг другу политических доктрин. Так, буржуазный либерализм (в форме неолиберализма) фактически воспринял ряд идей, возникших в русле социалистических теорий. В свою очередь, в социалистической политико-правовой идеологии обозначилось мощное направление, ратующее не за революционное уничтожение гражданского общества, а за его реформистское совершенствование.

Позитивистский нормативизм Г. Кельзена (1881–1973 гг.), австрийского философа права, отражен в работе «Чистая теория права». Теория Кельзена отрицала познание элементов, которые оказываются чуждыми позитивному праву. Он считал, что специфическая наука права (юриспруденция) должна обособляться от философии справедливости, с одной стороны, и от социологии (познания соци­альной реальности), с другой стороны. Предметом изучения «общей теории права» являются законодательные нормы, их элементы, их взаимоотношения, правопорядок и его структура. Цель теории – снабдить юриста (правоведа и практика), а прежде всего судью и законодателя, пониманием и описанием позитивного права его страны. «Политика – по Кельзену – есть искусство управления».

Солидаризм французского юриста Леона Дюги (1859–1928 гг.). Критикуя марксизм, Л. Дюги намеревался направить классовую борьбу в реформистское русло и с этой целью, опираясь на идеи французских социологов, развивал кон­цепцию социальной солидарности. Он утверждал, что право вытекает непосред­ственно из общественной солидарности. Юридическая норма возникает спон­танно в условиях общественных взаимосвязей, законодатель лишь констатирует, а не создает ее. В этом аспекте теория Дюги связана с социологической юриспру­денцией. Как и другие представители социологического направления, он защищал широкую свободу толкования закона и даже отстаивал необходимость вынесения решений вопреки закону. Теория солидаризма оказала значительное влияние на буржуазную политическую идеологию и практику ХХ в. Его концепции солида­ризма, синдикализма (корпоративизма) использовались, в частности, идеологами национал-социализма, а идеи децентрализации и плюрализма власти нашли свое продолжение в теориях институционализма и плюралистической демократии.

В период государственно-монополистического капитализма положение коренным образом меняется. В целях недопущения глубоких структурных кризи­сов государство активно вмешивается в экономику. Осуществляется национали­зация многих отраслей промышленности, государство становится собственником, активным хозяйствующим субъектом. На частный сектор государство также ока­зывает значительное воздействие различными способами регулирования и кон­троля: политикой цен, налогов, инвестиций, экспорта, импорта, государственных заказов и т. д. Наряду с этим государство осуществляет политику социальных ус­луг, которая включает социальное обеспечение, социальное страхование, пособия по безработице, болезни и старости, помощь матерям, доплаты на семью, соци­альную помощь больным, старикам, заботу о детях, здравоохранение, мероприя­тия и затраты в области жилищного строительства и т. д. В ходе осуществления этой политики в развитых буржуазных странах достигнут весьма высокий уро­вень жизни основной массы населения. Авторами теории «государства всеобщего благоденствия» стали Кейнсон, Мюрдаль, Робсон, Нейл и др.

Теория «плюралистической демократии», или политического плюрализма, рассматривает главным образом буржуазно-демократическую систему политической власти. Дюверже, Аллен и др. утверждают, что в современном капитали­стическом обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют раз­личные взаимодействующие слои (страты), возникающие вследствие общности тех или иных интересов (профессионального и материального положения, воз­раста, религиозных убеждений и т. д.). Такие интересы считаются не антагонисти­ческими, а вполне примиримыми. Для их выявления образуются соответствую­щие «группы интересов», или «группы давления» (ассоциации предпринимателей, профессиональные союзы, религиозные объединения, пацифистские и патриоти­ческие организации, культурные и спортивные общества и т. д.), все они пытаются осуществить свои интересы, открыто участвуют в общественной жизни, используя всеобщее избирательное право, право объединения в политические партии и различные общественные организации, получая доступ к современным СМИ. Принятие политических решений есть результат взаимодействия этих групп.

Согласно теории элит, политика есть сфера борьбы двух противополож­ных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (народа). «Во всех более или менее цивилизованных обществах, писал Моска, возникает два класса – правящий и управляемый». Первый, всегда малочислен­ный, «монополизирует политическую власть», осуществляет «политические функции», «административное, военное, религиозное, экономическое и моральное руководство» и на основе этого становится привилегированным классом. Он жи­вет за счет управляемого класса, который составляет подавляющее большинство населения и обеспечивает «материальные средства, необходимые для жизнедея­тельности политического организма». Моска враждебно относился к демократии – это утопия, мираж, в погоне за которым «некомпетентные» массы становятся объектом манипуляций со стороны «демагогов» и прокладывают путь «дикта­туре», имя которой, социализм и фашизм. Парето ввел в политологию термин «элита» и в своем «Трактате по общей социологии» полагал, что политическая жизнь есть борьба и смена, «циркуляция» элит. В обществе всегда правит элита. Она образуется в трех главнейших сферах «социального прогресса» - политиче­ской, экономической и интеллектуальной. Парето выделяет два типа элит: элита «львов» и элита «лис». В период монополистического капитализма господствует элита «лис», которую он назвал «демократической плутократией». Социалистиче­ское и революционно-демократическое движения он считал признаком слабости элиты и кризиса современного общества в целом. Он враждебно относился к мар­ксизму и идеалам буржуазной демократии. Его идеи частично были заимствованы национал-социализмом. Не случайно Муссолини называл Парето своим учителем.

Концепция «железного закона олигархии» Михельса (1876–1936 гг.) воз­никла, как и теория элит, в полемике с марксизмом. Олигархия объяснялась Ми­хельсом порождением потребностей психологии масс. Эта концепция была изло­жена в работе «Социология партийных организаций в современной демократии». Одним из главных выводов было – невозможность совместимости бюрократиче­ских организаций и демократии: «По мере развития политической организации демократия приходит в упадок». Происходит постепенный переход от «спонтан­ного лидерства» к «олигархическому руководству».

Теория «групп давления» или «групп интересов», родоначальником кото­рой был Бентли (1870–1957 гг.), автор работы «Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений», главным тезисом которой стало утверждение о том, что деятельность людей всегда предопределена их интересами и направлена на обеспечение этих интересов. Эта деятельность осуществляется обычно посредством групп, в которые люди объединены на основе общности интересов. Деятельность заинтересованных групп Бентли восприни­мает и изображает как динамичный процесс, в ходе которого осуществляется так называемое давление группами интересов и сил на правительственную власть с целью заставить ее подчиниться их воле и влиянию. В этом воздействии домини­рует обычно сильная группа или совокупность групп. Они же подчиняют своему влиянию более слабые группы, а сама государственная власть и управление включают в себя урегулирование конфликтов групп и групповых интересов и достижение равновесия между соперничающими группами.

В ряду новейших модификаций классических моделей и теоретических конструкций политической власти особое место занимает типология власти Макса Вебера (1864–1920 гг.). Вслед за Моской и Парето он видел главную особен­ность парламентской демократии в способах отбора политических лидеров и кон­троля над административной бюрократией. Бюрократия (буквально «власть кон­торских служащих») ассоциировалась у Вебера с типом господства, основанном не на традиционном почитании, (как в патриархальном типе власти), а на строгих и рациональных правилах регулируемого и контролируемого законом характера и назначения. Вебер прогнозировал, что перспективой всех современных демокра­тий является тотальная бюрократизация общественной и государственной жизне­деятельности. Поэтому на смену капитализму придет не социализм, а бюрократи­зированное общество.

Позже эта мысль Вебера была развита в концепциях менеджериальной революции и постиндустриального общества. В основе технократических кон­цепций властвования лежит очень старая идея особой роли людей знания в делах властвования и управления. В 1920–1930 гг. в США в обстановке глубокой эконо­мической депрессии получило известность движение технической интеллигенции, участники этого движения впервые назвали себя технократами. Позже новый ва­риант технократических идей был выдвинут Бернхемом, опубликовавшим книгу «Революция менеджеров». Бернхем утверждал, что в результате быстрой транс­формации основных идей и институтов капиталистического общества происходит замена господства класса капиталистов господством «класса менеджеров», или бюрократии. Основа этого господства – государственная собственность на сред­ства производства. Расширение прерогатив правительства и государства в конеч­ном итоге приводит к ликвидации капитализма и установлению «менеджериаль­ного общества» с характерной для него политизацией всех областей жизни обще­ства. В результате создается такая ситуация, когда менеджеры переходят к пря­мому контролю над экономикой.

 

ГЛОССАРИЙ

История политических и правовых учений – дисциплина историко-теоретического цикла, к предмету которой относится история представлений, выраженных в теоретической форме, идеологов различных классов о государстве, праве, политике.

 

Политико-правовая доктрина – государственно-правовая реальность эпохи, выраженная в системе понятий и категорий, соответствующая исторической обстановке, степени развития культуры, общественной психологии.

 

Преемственность в истории политических учений – это когда каждая из доктрин учитывает представления и понятия, содержащиеся в предыдущих доктринах.

 

Программные положения – компонент политико-правовой доктрины, оценка существующего государства и права, его цели и задачи.

 

Общечеловеческие ценности – идеи справедливости, всеобщего блага, свободы и другие элементарные нормы нравственности.

 

Древний мир – первый этап истории политико-правовых учений, время господства религиозно-мифологической формы идеологии, когда политическая мысль не имела четко выраженный характер: это памятники Египта, Вавилона, Индии, Китая, Древней Греции и Рима.

 

Средние века IV–XIV вв. – второй этап истории политико-правовых учений, эпоха развития идеологии на основе христианства и проблем им порожденных.

 

Эпоха Возрождения и Реформации XIV–XVI вв. – третий этап истории политико-правовых учений, когда осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви.

 

Эпоха буржуазных революций XVII–XVIII вв. – четвертый этап истории политико-правовых учений, век Просвещения и революций в Нидерландах, Англии, США, Франции.

 

Эпоха свободной конкуренции XIX в. – пятый этап истории политико-правовых учений, характеризующийся расширением понятий свободы, равноправия, появлением понятия либерализма, научного социализма.

 

Эпоха монополистического капитализма, империализма, социалистических революций, кризиса «реального социализма» конец XIX–XX вв. – шестой этап истории политико-правовых учений, изменение статуса собственности, расширение экономических функций политической власти.

 

Древний Египет – рабовладельческое государство, относящееся к IV тысячелетию до н. э., которое сложилось в форме централизованной восточной монархии, во главе которой стоял фараон.

 

Поэма о Гильгамеше – литературный памятник II тысячелетия до н. э., содержит все известные легенды из Библии, первооснова опыта человечества, образы мира и представления древних о месте человека в этом мире, свидетельствует о существовании институтов первобытной общины.

 

Законы Мазды – выражение демократической идеологии, интересов крестьян-общинников.

 

Веды – знание, ведение, древнейшие письменные памятники, представляющие собой сборник религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения.

 

Брахманизм – религиозно-философская система священнослужителей.

 

Рита – божественный закон, порядок, изначально установленный на земле и на небесах высшей силой, требующий от человека определенного поведения.

 

Будда 563–483 гг. до н. э. – Сиддхартха Гаутама или Шакья Муни, познавший истину, достигший просветления.

 

Конфуций 551–479 гг. до н. э. – Кун-цю или Кун-фу-цзы – мудрец, китайский философ, чьи взгляды несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии.

 

Дэ – принцип добродетели, основа политического учения Конфуция, распространяется на всех людей, причастных к управлению.

 

Солон ок. 638–559 гг. до н. э. – знаменитый афинский государственный деятель и законодатель, принадлежавший к числу «семи мудрецов».

 

Пифагор ок. 580–500 гг. до н. э. – величайший эллинский мудрец, древнегреческий философ и математик, первым употребивший понятие «философия» - любовь к мудрости.

 

Сократ 469–399 гг. до н. э. – древнегреческий философ, критик демократии.

 

Платон 427–347 гг. до н. э. – ученик Сократа, поэт и философ, основатель Академии в Афинах.

 

Аристотель – величайший философ Древней Греции, учитель Александра Македонского, основатель политической науки.

 

Монархия – «правильная» власть одного человека (по Аристотелю).

 

Тирания – «неправильная» власть одного человека, худшая из всех форм правления.

 

Цицерон 106–43 гг. до н. э. – римский политик, философ, идеолог аристократии.

 

Ереси – с греч. «учение», течение в христианской церкви, отклонение от официального вероучения в области догматики.

 

Фома Аквинский 1225–1274 гг. – учитель философии и теологии, крупнейший представитель схоластики.

 

Ислам – мировая религия, возникла в VII в. н. э.

 

Мухаммед – пророк, основатель ислама.

Коран – главная священная книга мусульман, состоит из 114 глав (сур), отрицает национальные различия, провозглашает принцип равенства в вере.

Естественное право (по М. Лютеру) – производное от воли божьей, позволяющее светской власти управлять лишьвнешним поведением людей, имуществом.

 

Предмет юриспруденции (по Г. Гроцию) -вопросы права и справедливости.

 

Дедуктивно-аксиоматический математический («Геометрический») метод (по Б. Спинозе) – единственно подходящий, адекватный способ познания природы и общества.

 

Частное гражданское право (по Б. Спинозе) – последоговорное право гражданина, разрешенные естественные права индивида в условиях гражданского состояния, т. е. дозволенная верховной властью часть естественных прав.

 

Демократия (по Спинозе) – «всецело абсолютная форма верховной власти», когда правители определяются самим законом.

 

Естественный закон (по Т. Гоббсу) – стремление к жизни, ее сохранению, найденное разумом общее правило, запрещающее любому человеку делать что-либо пагубное для его жизни.

 

Политическое отчуждение – актуальная проблема политики, когда государство возникает в процессе отчуждения значительной части естественных прав и свобод, принадлежащих людям.

 

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму.

 

Концепция правового государства (по И. Канту) – когда благо и назначение государства – в совершенном праве.

Центральный институт публичного права – прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю.

 

Право (по Ф. Гегелю) – свобода («идея права»), определенная ступень и форма свободы («особое право»), закон («позитивное право»).

 

Учение о морали (по Ф. Гегелю) – учение об умысле и вине, намерении и благе, добре и совести.

 

Учение о нравственности – учение о семье, гражданском обществе и государстве.

 

Дуалистическая теория государства – ведущая теория в либеральном государствоведении, пытавшаяся соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении.

 

Солидаризм – политико-правовое учение первой половины ХХ века.

 

Теория институционализма – восходит к идее равновесия.

 

Социологическая юриспруденция – дисциплина, изучающая и использующая право в качестве инструмента регулирования и социального контроля.

 

Теория элит – аристократическая идея о неспособности народных масс к управлению.

 

Бюрократия (власть конторских служащих – по М. Веберу) – тип государства, основанного не на традиционном почитании, а на строгих и рациональных правилах.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агабеков Г.Б. Жан Боден – основоположник государственного суверенитета. / Агабеков Г.Б. – М., 1990.

2. Азаркин Н.М., Левченко В.Н. История политических и правовых учений. / Азаркин Н.М., Левченко В.Н. – М., 1994.

3. Аристотель. Сочинения в 4 т./Аристотель. – М., 1975 – 1983.

4. Асмус В.Ф. Платон./Асмус В.Ф – М., 1984.

5. Баглай М.В. Дорога к свободе. / Баглай М.В. – М., 1994.

6. Баскин Ю.Я. Кант. / Баскин Ю.Я. – М., 1984.

7. Боргош Ю. Фома Аквинский. / Боргош Ю. – М., 1975.

8. Белоусов С.Р. Китайская версия «государственного социализма» (20 - 40-е гг. ХХ в.). / Белоусов С.Р. – М., 1989.

9. Буржуазная государственная идеология. М., 1982.

10. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма. / Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А – М., 1985.

11. Верцман И. Жан-Жак Руссо. / Верцман И. – М., 1973.

12. Вольтер. Избранные произведения. М., 1974.

13. Ганди М. Моя жизнь. / Ганди М. – М., 1969.

14. Гегель Г. Философия права. / Гегель Г. – М., 1990.

15. Герцезон А.А. Проблема законности и правосудия во французских политических учениях XVIII века. М., 1962.

16. Гоббс Т. Избранные произведения. – М., 1965

17. Гринбаум Г.Э. Классический ислам. / Гринбаум Г.Э. – М., 1988.

18. Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1992.

19. Деберин А.М. Социально-политические учения Нового и Новейшего времени. В 3т. Т. 2. – М., 1957.

20. Древнекитайская философия. В 2 т. – М., 1972.

21. Ермошин В.В. Проблемы войны и мира в политико-правовых учениях Нового времени. – М., 1989.

22. Жданов П.В. Исламская концепция миропорядка: международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. – М., 1991.

23. Зайченко Г.А. Джон Локк. / Зайченко Г.А. – М., 1973.

24. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М.: Юрист, 1995.

25. Источники по истории реформации: взгляд М.Лютера на светскую власть. – М., 1906.

26. История буржуазного конституционализма XIX в. – М., 1986.

27. История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2001.

28. История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.

29. История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985.

30. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. – М., 1986.

31. История политических и правовых учений. XVII–XVIII вв. – М., 1989.

32. История политических и правовых учений. ХХ в. – М., 1995.

33. История политических и правовых учений. Домарксистский период: учебник / под ред. О.Э. Лейста. – М., 1995.

34. Йеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

35. Книга правителя области Шан. – М., 1968.

36. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. / Козлихин И.Ю. – СПб., 1993.

37. Козлов Н.Ю. Буржуазные учения о федерализме XVIII–XIX вв. – М., 1988.

38. Коран. – М., 1991.

39. Кленвер Э. История европейского права. / Кленвер Э. – М., 1994.

40. Курашенли Б.П. Страна на распутье. Потери и перспективы перестройки. – М., 1990.

41. Либерализм Запада XVII–XX вв. – М., 1995.

42. Ледях И.А. Теория правового государства. / Ледях И.А. – М., 1976.

43. Ленин В.И. О двойном подчинении и законности. Полн. собр. соч. Т.45.

44. Макиавелли Н. Государь. – М., 1990.

45. Маньковский Б.С. Учение Гегеля о государстве и современности. / Маньковский Б.С. – М., 1977.

46. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955.

47. Нарский И.С. Западно-Европейская философия XVII в. / Нарский И.С. – М., 1974.

48. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности./ Нерсесянц В.С. – М., 1993.

49. Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.) // Права человека в истории человечества и современном мире. М., 1989.

50. Нерсесянц В.С. Сократ. / Нерсесянц В.С. – М., 1984.

51. Платон. Диалоги. М., 1986.

52. Политическая мысль Европы конца XIX–начала ХХ вв.М., 1987.

53. Поляков С.Б. Принципы законодательства Бентама против миража правового государства. – Пермь, 1993.

54. Сальников В.П. Русская философия права: философия веры и нравственности. – СПб.,1997.

55. Соколов В.В. Спиноза. – М., 1973.

56. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик (о Лютере). – М., 1984.

57. Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополняемость морали и права. / Соловьев Э.Ю. – М., 1992.

58. Средневековье и Новое время. М., 1993.

59. Фельдиан Д.И. Учение Канта и Гегеля о международном праве и современности. – Казань, 1977.

60. Хееффе О. Политика. Право. Справедливость основоположения критической философии права и государства. / Хееффе О. – М., 1994.

61. Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М., 1963.

62. Хрестоматия по истории Древнего Рима. – М., 1987.

63. Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков. – М., 1953.

64. Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения. – М., 1959.

65. Хрестоматия по истории политических и правовых учений России XIX–начале ХХ в. – Уфа, 1993.

66. Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. – М., 1966.

67. Четверит В.А. Современные концепции естественного права. / Четверит В.А. – М., 1988.

68. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. – М., 1989.

69. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.21. – М., 1999.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: