Ключевые тезисы:
· Инновационный (эффективный, передовой) опыт – один из самых доступных педагогической практике источников новых идей, подходов и технологий;
· педагогический поиск строится на основе или под непосредственным влиянием конкретного эффективного (передового) опыта;
· заимствование опыта – творческий процесс; поэтому освоение опыт нередко превращается в его модификацию, переработку и даже разработку на основе известного образца своего, авторского варианта.
ОПЫТ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ:
· массовым (для выявления ведущих тенденций);
· отрицательным (для выявления характерных недостатков и ошибок, на которых, как известно, учится педагог);
· положительным (опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие современным требованиям);
· индивидуальным (для выявления новых и оригинальных идей и замыслов, эффективного сочетания методов, новых форм организации обучения и воспитания).
КАКОЙ ОПЫТ МОЖЕТ КВАЛИФИЦИРОВАТЬСЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ (ЭФФЕКТИВНЫЙ, ПЕРЕДОВОЙ)?
|
|
Тезис для обсуждения:
· по качественной характеристике инновационный (эффективный, передовой) опыт не только противопоставляется отрицательному опыту, но не совпадает полностью с наиболее близким ему положительным опытом.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО (ЭФФЕКТИВНОГО, ПЕРЕДОВОГО) ОПЫТА
Инновационный (эффективный) педагогический опыт – это опыт:
а) реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и обучения в образовательном учреждении;
б) опирающийся на научные достижения в области педагогики, психологии и предметных методик;
в) создающий нечто новое в содержании, средствах, методах и приемах воспитания и обучения детей и учащихся;
Г) позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов.
ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ В ОБОБЩЕНИИ ОПЫТА:
· изучение опыта «застывает» на стадии его описания; опыт не получает должного истолкования, не выделяется основная идея, педагогический замысел, «ключ» к решению педагогической проблемы;
· слабо раскрываются функциональные и причинно-следственные связи между задачами, замыслом, средствами, способами деятельности педагога и детей, достигнутыми результатами;
· недостаточно вычленяются и показываются объективные связи и закономерности, лежащие в основе достигнутых успехов;
· плохо отражается связь опыта с передовыми идеями педагогики, психологии, предметных методик и других наук;
· не раскрываются психологические и педагогические условия функционирования опыта.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ В ОБОБЩЕНИИ ОПЫТА
|
|
Положения для обсуждения:
Изучение, обобщение и распространение опыта должно вестись на основе современных концепций педагогики и психологии.
Обобщать нужно опыт. Распространять и внедрять следует не сам опыт, а его ведущую педагогическую идею, мысль, подходы и закономерности.
Эффективный опыт должен обобщаться и распространяться комплексно, с учетом запросов конкретного адресата, условий образовательного учреждения, подготовленности кадров.
Новые приемы, частные усовершенствования должны органически вписываться в сложившуюся систему педагогической работы.
Внедрение нового опыта эффективно тогда, когда эта работа стимулирует творческую деятельность не только педагогов, но и детей или учащихся.