Инновационная деятельность:
– вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научно-исследовательской работы, либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, либо в новый подход к социальным услугам;
– деятельность по преобразованию результатов научной и научно-технической деятельности в инновации и эффективному их использованию для обновления производительных сил, организационно-экономических отношений и взаимодействия в хозяйственных системах;
– деятельность, связанная с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому использованию продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности.
ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
– инновации – специфический вид профессионально-педагогической деятельности в образовательном учреждении
– инновации – атрибут образования, отражающий прогрессивные изменения в современном образовательном учреждении;
– инновации возникают как следствия противоречий и направлены на разрешение этих противоречий и снятия проблем;
– инновации связаны с освоением, созиданием и внедрением педагогических новшеств (новаций);
– потенциальными субъектами инновации являются все участники образования (и руководство образовательного учреждения, и педагоги, и учащиеся (воспитанники), и их родители);
– инновации приводят к существенным и прогрессивным изменениям в образовательном учреждении;
– в результате инновации происходят изменения в протекании образовательного процесса, в квалификационных характеристиках участников образования;
– инновации являются предпосылками развития образовательного учреждения в муниципальном образовательном пространстве.
ПОЧЕМУ ПЕДАГОГИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ИННОВАЦИЯМ?
Причины, которые обусловливают сопротивление педагогов инновациям:
– естественная боязнь неизвестного, желание сохранить привычную схему действий, которая хороша знакома, освоена и не вызывает больших психологических усилий;
– опасение материальных потерь, например, в заработной плате в случае возросшей нагрузки;
– угроза сложившимся социальным отношениям, вызванным изменениями.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Способы преодоления инновационного сопротивления персонала образовательного учреждения:
– информирование об всех деталях изменений и последующих положительных эффектах, с тем чтобы педагоги стали убежденными сторонниками перемен; в этом случае они станут охотно участвовать в преобразования;
– стимулирование изменений простым материальным или более сложным и индивидуальным поощрением;
– осуществление кадровых перестановок; будучи достаточно простым методом, он требует финансовых затрат и при этом возникает угроза социальной напряженности между работниками в будущем;
– осуществление принуждения; угроза карательных санкций по отношению к тем, кто препятствует изменениям, заглушает сопротивление, делает возможной быструю реализацию проекта, но при этом возникает риск пробуждения устойчивого недовольства действиями руководства.