Характерная особенность этих машин — использование, кроме веретена, в качестве рабочих органов для скручивания мычки или нитей пары кольцо—бегунок. Из всех машин прядильного производства кольцепрядильные и кольцекрутильные машины имеют самое большое число рабочих мест (веретен).
На кольцепрядильной машине (рис. 3) ровница, сматываясь с размещенных в рамке катушек 3, огибает направляющий пруток, проходит через водилку и поступает в вытяжной прибор 4, где она утоняется до нужного номера и выходит из передней пары вытяжного прибора в виде тонкой мычки. Далее мычка проходит неподвижный нитепроводник 9, огибает свободно перемещающийся по кольцу 11 бегунок и наматывается на патрон, насаженный на веретено 14.
На участке между передней парой вытяжного прибора и бегунком мычка под действием быстровращающегося веретена скручивается в нить. Наматывание нити на катушку происходит вследствие того, что бегунок, получающий вращение от веретена через нить, при своем вращении по кольцу отстает от веретена.
|
|
Для правильного размещения витков нити по высоте патрона и получения заданной формы и размеров паковки кольцевая планка совершает возвратно-поступательное движение вверх и вниз вдоль осей веретен, смещаясь дополнительно вверх при наработке каждого слоя намотки на одну и ту же величину. Привод веретен — от дисков или барабанов 16 при помощи тесьмы. Чтобы во время обрыва мычка не наматывалась на передний цилиндр или валик, на машине имеется пневматический мычкоуловитель. Оборвавшаяся мычка засасывается в патрубок 18 мычкоуловителя, поступает в воздуховод и отводится в волокносборник.
При использовании вытяжных приборов с вытяжкой 150 и выше на прядильной машине можно вырабатывать пряжу непосредственно из ленты с ленточных машин или с ровнично-ленточных машин. В первом случае изменяется питающее устройство. Вместо катушечной рамки на машине устанавливаются раскатные барабанчики.
Кольцекрутильная машина отличается от прядильной только тем, что у нее нет вытяжного прибора (он заменен выпускным прибором, состоящим из гладких цилиндров и гладких металлических валиков), а катушечная рамка приспособлена для питания одного веретена с нескольких катушек. На крутильных машинах нить наматывается на катушку.
При конструировании ленточных, ровничных и прядильных машин большое внимание уделяется правильному выбору заправочной линии, т. е. линии прохождения продукта через рабочие органы машины. Если заправочная линия выбрана неправильно, то габариты машины могут возрасти, а обрывность продукта — увеличится.
|
|
Рис. 3. Прядильная машина
1 — остов; 2 — катушечная рамка; 3 — катушка с ровницей; 4 — вытяжной прибор; 5 — цилиндровая стойка; 6 — цилиндровый: брус; 7 — угольник нитепроводника; 8 — клапан нитепроводника; 9 — нитепроводник; 10 — кольцевая планка; // — кольцо; 12 — веретенный брус; 13 — разделитель; 14 — веретено; /5 — кольцевой балоноограничитель; 16 — жестяной барабан; 17 — тесемочная передача; 18 — мычкоуловитель.
Рис. 4 Схема заправочной линии прядильной машины
На рис. 4 изображена заправочная линия кольцепрядильной машины, на которой показано положение продукта по выходе его из передней пары цилиндров 1 вытяжного прибора (рис. 4, а) до намотки на шпулю.
Известно, что цилиндры вытяжного прибора располагаются под углом к горизонту. Выходя из передней пары цилиндров, мычка направляется к нитепроводнику 2, образуя при этом на переднем цилиндре дугу с углом обтекания . Чем больше дута обтекания, тем большая длина мычки не получит крутки и останется слабой. Нитепроводники обычно делают подвижными, поэтому дуга обтекания во время одного цикла движения кольцевой планки меняется от наименьшего значения (угол 1 ) при верхнем положении нитепроводника до наибольшего (угол 2) при нижнем его положении. Раньше на кольцепрядильных машинах для хлопка принимали = 30- 35°, на современных машинах увеличивают до 45° и даже более.
Определенное влияние на ход технологического процесса имеет также величина угла охвата нитью нитепроводника. При подвижных нитепроводниках угол не является постоянным, достигая максимального значения при нижнем положении нитепроводника и минимального при верхнем . Технологические опыты показали, что при < 180° часть крутки не распространяется на участок нити между нитепроводником и выпускной парой цилиндров. В последнее время появились машины с большими паковками, у которых = 180°, т. е. нить от переднего цилиндра к нитепроводнику идет по вертикали (рис. 4, б).
При компоновке машины необходимо также установить размеры H, А, B и k.
Размеры H1 и А связаны с углом уравнениями:
где r — радиус переднего цилиндра. |
Чтобы избежать захлестывания нити за верхний конец патрона, размер k не следует брать малым. Обычно в зависимости от величины паковки принимают k = 20 - 50 мм.
При конструировании прядильных и крутильных машин необходимо прежде всего исходить, из размеров готовой паковки (максимального диаметра Dп и высоты паковки Нп). Величины Dn и Нп выбираются из условий нормального хода технологического процесса при скорости, обеспечивающей получение оптимальных технико-экономических показателей работы машины.
Диаметр кольца прядильной и крутильной машины определяется из равенства
где — зазор, необходимый для прохождения бегунка ( = 1,5-2 мм).
Необходимо также выбрать минимально допустимое отношение диаметра d патрона к диаметру D кольца 4. Увеличение диаметра патрона при данном диаметре кольца приводит к уменьшению размера паковки. Чрезмерное уменьшение диаметра патрона приводит к резкому возрастанию натяжения нити при намотке по сравнению с натяжением нити при намотке на большой диаметр початка, что вызывает повышенную обрывность пряжи. На современных кольцепрядильных машинах обычно D / d = 0,45 - 0,55.
Высота паковки определяет высоту намотки и положение вытяжного прибора. Выбрав тип вытяжного прибора и катушечной рамки, можно перейти к компоновке машины в поперечном сечении. При этом необходимо учесть, что для удобства обслуживания передний цилиндр должен быть расположен на высоте 1000—1250 мм, а полка катушечной рамки — не выше 1800— 1900 мм.
Общим направлением в конструировании прядильных и крутильных машин является дальнейшее совершенствование их основных узлов (вытяжных приборов, питающих приборов, мотальных и крутильных механизмов и др.), автоматизация мотальных механизмов и создание автоматов съема готовой продукции и зарядки машины пустыми патронами.
|
|
Рекомендуемая литература
1. Н.И. Максимов «Теория производительности рабочих машин»
МТИ. 1976г.
2. А.И. Макаров «Расчет и конструирование машин прядильного
производства». М. Машиностроение, 1981г.
3. Н.И. Труевцев. «Технология и оборудование текстильного
производства». Машиностроение 1978г.