Для чего надо заниматься организацией общения детей в классе

Никитина Н.Н. Игровой тренинг общения в школьном классе // Классный руководитель. – 2006. - №5. – С.55 – 73.

ДЛЯ ЧЕГО НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ?

 

Общение - одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их. От того, как строится общение в детском коллективе, зависит, будет ли детям интересно в школе, какие отношения сложатся между детьми, какой психологический климат будет преобладать в классе. И, конечно же, хорошо, если бы они становились такими, чтобы он ощущал себя защищенным, ис­пытывал психологический комфорт, мог в полной мере реализовать себя в разнообразных сферах деятельности. Итак, самочувствие детей в школе во многом зависит от системы межлич­ностных отношений, сложившихся в классе. А это значит, что классному руководителю необходимо создать коллектив дос­таточно высокого уровня развития. Для этого надо не только включать детей в разнообразные виды коллективной деятельности, но и органи­зовать их свободное общение.

Общение обычно определяется как взаимодействие между людьми, и формы, направленность этого взаимодействия могут быть разными:

а) взаимное сближение - контакт;

б) взаимное дополнение – диалог;

в) взаимное расхождение - конфликт;

Задачи классного руководителя - помочь детям вступить в кон­такт друг с другом, углублять и укреплять эти контакты, строить отношения сотрудничества на основе равноправного диалога, а также предупреждать и разрешать возникающие конфликты.

Нельзя надеяться лишь на то, что дети по природе своей общи­тельный народ и легко сближаются друг с другом. В каждом классе встречаются робкие, застенчивые и другие "нестандартные" дети, кото­рые с трудом "приживаются" в новом коллективе. Зачастую общение возникает и без усилий педагогов, но в основе его лежат негативные установки, искаженные взаимоотношения. Не допустить этого - одна из важнейших задач классного руководителя.

Организация общения детей в классе может осуществляться с помощью разнообразных форм. Безусловно, большое значение имеет и индивидуальная работа с детьми, и нравственное просвещение, и интересная совместная деятельность в рамках класса и школы в целом. Но во многом может помочь и специально организованный игровой тренинг обще­ния. Игру часто рассматривают как форму общения людей. И действите­льно, в игре происходит интенсивное эмоциональное взаимодействие между ее участниками, формируются определенные отношения.. Существуют игры, обладающие большим психологическим потенциалом, создающие ос­нову для эмоциональных контактов, сближения ее участников друг с другом, самоопределения и самоидентификации в процессе взаимодействия с другими, формирующие отношения доверия и уважения достоинства лич­ности, принятия себя и других. Система таких игр, развернутая в определенной последователь­ности, может стать содержанием игрового тренинга общения.

Многие игры и упражнения являются основой для размышления де­тей о нравственной сущности своих отношений с другими людьми, позволяют создать ситуации ценностного самоопределения, побуждающие их осознать нравственные нормы и принципы общения, соотнести с ними свое поведение в процессе взаимодействия с другими При­чем к этим выводам дети приходят сами на основе анализа своих соб­ственных чувств и переживаний, возникающих в процессе игры. Важным инструментом самопознания и саморазвития становится в тренинге об­щения рефлексия - деятельность человека, направленная на осмысление своих внутренних состояний, действий, анализ этих состояний и фор­мулирование соответствующих выводов. Не нужно перенасыщать игровой тренинг общения рефлексией, но в некоторых слу­чаях она необходима, а чем старше дети - тем больше.

Для проведения рефлексии, а также игр, гребущих диалогического и дискуссионного общения, нужно располагать детей по кругу. Важ­но, чтобы все видели и слышали друг друга.

 

УРОВНИ И ЛОГИКА ОБЩЕНИЯ.

 

Существуют разные уровни общения между людьми, а, следовательно, и разные по своей глубине и прочности контакты. Общение на внешнем, неглубоком уровне - уровне знакомства - предполагает снятие психо­логического барьера настороженности и формирование доброжелатель­ных отношений к другим людям. Но этот контакт может быть неглубо­ким и дальше внешних эмоциональных "поглаживаний" не идти. Мы сближаемся с человеком ближе, когда обнаруживается, что существует нечто общее, объединяющее нас - это, чаще всего, общие интересы, взгляды, убеждения. Обнаружив нечто, интересующее нас в другом че­ловеке, мы стремимся продолжить общение с ним. Но для того, чтобы он стал нашим другом, чтобы мы доверяли ему, необходимо, чтобы и его личностные качества, проявляющиеся в его отношении к нам, нас устраивали. Если наши требования к общению принимаются им, мы становимся друзьями, если нет, то глубокий, постоянный контакт и сотрудничество между нами невозможны.

В соответствии с этими стадиями в общении между людьми психо­лог Л.Б. Филонов[1] разработал методику контактного взаимодействия, которая рассматривает, как вступать в контакт и осуществлять после­довательно все стадии общения.

Взяв за основу эту методику, мы выстроили систему игр и упраж­нений, позволяющих последовательно осуществлять все этапы уста­новления контакта между детьми во вновь созданном или уже существующем коллективе, где отсутствует позитивно направленное взаимодействие между учащимися. Необходимо учитывать, что в условиях организации общения во временных коллективах (например, в детском лагере) процесс установления контактов будет происходить более интенсивно, чем в условиях школы. Вместе с тем, нельзя забе­гать вперед и использовать игры, относящиеся к последующим стадиям общения, раньше предыдущих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: