Никитина Н.Н. Игровой тренинг общения в школьном классе // Классный руководитель. – 2006. - №5. – С.55 – 73.
ДЛЯ ЧЕГО НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ?
Общение - одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их. От того, как строится общение в детском коллективе, зависит, будет ли детям интересно в школе, какие отношения сложатся между детьми, какой психологический климат будет преобладать в классе. И, конечно же, хорошо, если бы они становились такими, чтобы он ощущал себя защищенным, испытывал психологический комфорт, мог в полной мере реализовать себя в разнообразных сферах деятельности. Итак, самочувствие детей в школе во многом зависит от системы межличностных отношений, сложившихся в классе. А это значит, что классному руководителю необходимо создать коллектив достаточно высокого уровня развития. Для этого надо не только включать детей в разнообразные виды коллективной деятельности, но и организовать их свободное общение.
Общение обычно определяется как взаимодействие между людьми, и формы, направленность этого взаимодействия могут быть разными:
а) взаимное сближение - контакт;
б) взаимное дополнение – диалог;
в) взаимное расхождение - конфликт;
Задачи классного руководителя - помочь детям вступить в контакт друг с другом, углублять и укреплять эти контакты, строить отношения сотрудничества на основе равноправного диалога, а также предупреждать и разрешать возникающие конфликты.
Нельзя надеяться лишь на то, что дети по природе своей общительный народ и легко сближаются друг с другом. В каждом классе встречаются робкие, застенчивые и другие "нестандартные" дети, которые с трудом "приживаются" в новом коллективе. Зачастую общение возникает и без усилий педагогов, но в основе его лежат негативные установки, искаженные взаимоотношения. Не допустить этого - одна из важнейших задач классного руководителя.
Организация общения детей в классе может осуществляться с помощью разнообразных форм. Безусловно, большое значение имеет и индивидуальная работа с детьми, и нравственное просвещение, и интересная совместная деятельность в рамках класса и школы в целом. Но во многом может помочь и специально организованный игровой тренинг общения. Игру часто рассматривают как форму общения людей. И действительно, в игре происходит интенсивное эмоциональное взаимодействие между ее участниками, формируются определенные отношения.. Существуют игры, обладающие большим психологическим потенциалом, создающие основу для эмоциональных контактов, сближения ее участников друг с другом, самоопределения и самоидентификации в процессе взаимодействия с другими, формирующие отношения доверия и уважения достоинства личности, принятия себя и других. Система таких игр, развернутая в определенной последовательности, может стать содержанием игрового тренинга общения.
Многие игры и упражнения являются основой для размышления детей о нравственной сущности своих отношений с другими людьми, позволяют создать ситуации ценностного самоопределения, побуждающие их осознать нравственные нормы и принципы общения, соотнести с ними свое поведение в процессе взаимодействия с другими Причем к этим выводам дети приходят сами на основе анализа своих собственных чувств и переживаний, возникающих в процессе игры. Важным инструментом самопознания и саморазвития становится в тренинге общения рефлексия - деятельность человека, направленная на осмысление своих внутренних состояний, действий, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Не нужно перенасыщать игровой тренинг общения рефлексией, но в некоторых случаях она необходима, а чем старше дети - тем больше.
Для проведения рефлексии, а также игр, гребущих диалогического и дискуссионного общения, нужно располагать детей по кругу. Важно, чтобы все видели и слышали друг друга.
УРОВНИ И ЛОГИКА ОБЩЕНИЯ.
Существуют разные уровни общения между людьми, а, следовательно, и разные по своей глубине и прочности контакты. Общение на внешнем, неглубоком уровне - уровне знакомства - предполагает снятие психологического барьера настороженности и формирование доброжелательных отношений к другим людям. Но этот контакт может быть неглубоким и дальше внешних эмоциональных "поглаживаний" не идти. Мы сближаемся с человеком ближе, когда обнаруживается, что существует нечто общее, объединяющее нас - это, чаще всего, общие интересы, взгляды, убеждения. Обнаружив нечто, интересующее нас в другом человеке, мы стремимся продолжить общение с ним. Но для того, чтобы он стал нашим другом, чтобы мы доверяли ему, необходимо, чтобы и его личностные качества, проявляющиеся в его отношении к нам, нас устраивали. Если наши требования к общению принимаются им, мы становимся друзьями, если нет, то глубокий, постоянный контакт и сотрудничество между нами невозможны.
В соответствии с этими стадиями в общении между людьми психолог Л.Б. Филонов[1] разработал методику контактного взаимодействия, которая рассматривает, как вступать в контакт и осуществлять последовательно все стадии общения.
Взяв за основу эту методику, мы выстроили систему игр и упражнений, позволяющих последовательно осуществлять все этапы установления контакта между детьми во вновь созданном или уже существующем коллективе, где отсутствует позитивно направленное взаимодействие между учащимися. Необходимо учитывать, что в условиях организации общения во временных коллективах (например, в детском лагере) процесс установления контактов будет происходить более интенсивно, чем в условиях школы. Вместе с тем, нельзя забегать вперед и использовать игры, относящиеся к последующим стадиям общения, раньше предыдущих.