Задачи: преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов между детьми, возникновение чувства: "нам хорошо вместе".
Предлагаем несколько игр для организации знакомства детей. Ребята с удовольствием играют в них, даже если уже знакомы друг с другом. Нет необходимости использовать сразу все, можно выбрать одну-две из них.
ЭТАП 2. ПОИСК ОБЩИХ ИЛИ СОВПАДАЮЩИХ ИНТЕРЕСОВ
Задачи: помочь детям сблизиться, создать первичное "тяготение" друг к другу на основе открытияими интересов, взглядов, позиций -внутреннего мира друг друга.
Для того чтобы общение между детьми в классе продолжалось и углубилось, недостаточно только внешних эмоциональных взаимодействий. Надо создать условия, чтобы члены группы были более открыты друг другу, поделились тем, что их волнует, что они любят, очеммечтают. Истинное взаимопонимание, принятие себя и другого человека невозможно без самораскрытия. Только открываясь другим, мы находим точки соприкосновения с ними, становимся интересными и значимыми для других. Поэтому очень важно создать в классе такие условия, чтобы дети могли в каждом открыть что-то интересное, неповторимое, поделиться друг с другом своими увлечениями и видениями, мыслями и ценностями.
ЭТАП 3. ПРИНЯТИЕ КАЧЕСТВ И ПРИНЦИПОВ ОБЩЕНИЯ
Цель: построение доверительных отношений, готовности к принятию личностных особенностей другого человека.
Итак, прошло некоторое время. В результате двух первых стадий общения "точки соприкосновения" найдены. Дети узнали друг друга ближе, поделились своими интересами, ценностями, взглядами, открыли что-то важное для себя в каждом. Для того чтобы контакты между детьми продолжались и углублялись, необходимо принятиеими личностных особенностей друг друга, выяснение качеств и принципов, предлагаемыхв общении. Педагог должен помочь увидеть те достоинства, которые есть у каждого ребенка. Особенностью подростков является способность замечать, прежде всего, недостатки других. Надо пробуждать уних потребность и способность видеть лучше, что есть в каждом человеке, учиться принимать другого человека в целом, формировать позитивное, доброжелательное отношение друг к другу. Информацию о том,как воспринимают дети друг друга, необходимо начинать с признания достоинств каждого изних, подчеркиванияэтих достоинств. Это не только способствует развитию чувства самоуважения у каждого ребенка, уверенности в себе, но и позволит им в дальнейшем спокойно воспринимать обсуждениетех их качеств, которые не устраивают в общении других.