Цель: появление стремления к открытому, откровенному общению, развитие самокритичности, возбуждение стремления к изменениям.
Чтобы отношения между детьми строились конструктивно, не возникали конфликты и неприятие друг друга, необходимо давать "обратную связь" в детском коллективе не только о позитивных, но и о негативных качествах ребенка, которые не устраивают окружающих. И это наиболее трудный момент в общении. Сделать это надо так, чтобы у детей не возникло защитных реакций, чтобы они не воспринимали этокак обвинения, не обижались друг на друга. Надо учить их тактично и спокойно предъявлять требования друг другу, в доброжелательной форме, и так же спокойно их воспринимать. Существует целый ряд правил предъявления другим требований:
1) начинать критику с признания, достоинств другого человека (поэтому этот этап не должен осуществляться раньше предыдущего);
2) при обсуждении качеств, опасных для общения, затрагивать особенности поведения человека, а не его личность, сочетать критику с уважительным отношением к человеку;
|
|
3) говоря о недостатках, рассматриватьих как проблемы, которые надо решить, при этом подчеркивать, что мы принимаем человека в целом;
4) выбирать удачное время для предъявления требований - в детском коллективе это можно делать, когда существует в целом доброжелательные отношения между детьми, когда нет конфликтов и эмоционально напряженной обстановки;
5) критика должна быть доброжелательной и конструктивной - выражена в форме пожеланий, советов, намеков.
ЭТАП 5. ЭФФЕКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
Цель: обеспечение прочного контакта, достижение взаимопонимания, согласованности действий, состояния защищенности, формирование чувства "мы".
[1] Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. -М., 1983.