Правовое положение иностранных юридических лица в России

участников предприятия с иностранными инвестициями. Поскольку договор об учреждении такого предприятия — это всегда договор с иностранным участником (фирмой, компанией, корпорацией), во взаимоотношениях участников всегда присутствует «иностранный элемент». Это означает необходимость решения так называемой коллизионной проблемы, т.е. вопроса о том, правом какого государ­ства эти отношения будут регулироваться. Решение этой проблемы российским судом или третейским судом (арбитражем) возможно лишь на основе норм и принципов коллизионного права, входящего в состав международного частного права. Такая норма содержится в ст. 1214 третьей части Гражданского кодекса РФ: «К договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо».

Ранее действовала коллизионная норма аналогичного содержания (п. 3 ст. 160 Основ 1991 г.), но она применяется лишь только к догово­рам о совместных предприятиях. Статья 1214, как это видно из ее текста, должна применяться к договорам о создании любых юридичес­ких лиц с иностранным участием. По своему характеру это импера­тивная норма. Стороны такого договора не могут своим соглашением предусмотреть применение иного нрава, чем право страны места уч­реждения юридического лица.

7. Правила, касающиеся положения иностранных юридических лиц, содержатся в многочисленных международных договорах (о тор­гово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и защите капита­ловложений, о правовой помощи, об избежании двойного налогообло­жения).

Так, в договорах о поощрении и защите капиталовложений опре­деляется, как уже отмечалось выше, какие юридические лица госу­дарств, заключивших договор, рассматриваются в качестве инвесто­ров, т.е. решается вопрос о «национальности» юридических лиц. Объ­ясняется это тем, что задача этих международных соглашений состоит в возможно более точном определении того юридического лица дру­гой стороны, в отношении которого должны применяться положения договора.

Многосторонние соглашения о правовой помощи (Минская кон­венция 1993 г., Кишиневская конвенция 2002 г.) и двусторонние договоры о правовой помощи между государствами СНГ применя­ются не только к гражданам, но и к юридическим лицам (договоры РФ с Азербайджаном, Грузией, Киргизией, Молдавией); аналогич­ные положения содержатся в договорах с Латвией, Литвой и Эсто­нией. § 4. Правовое положение российских юридических лиц за рубежом

1. Правовое положение российских юридических лиц за рубежом определяется российским законодательством, которым должны руко­водствоваться юридические лица, осуществляющие свою деятель­ность вне пределов страны, внутренним законодательством страны, в которой они осуществляют свою деятельность, а также международ­ными договорами.

Российское законодательство в этой сфере призвано способство­вать решению таких взаимосвязанных задач, как установление, с одной стороны, препон для бегства капиталов за границу, а с другой — стимулирование инвестирования в Россию капиталов, находящихся за рубежом. Однако, как отмечалось в нашей литературе, наше законо­дательство в этом отношении далеко от совершенства. Формально продолжает действовать устаревшее постановление Совета Мини­стров СССР от 18 мая 1989 г. «О развитии хозяйственной деятельнос­ти советских организаций за рубежом», согласно которому был уста­новлен разрешительный порядок вывоза российскими инвесторами капитала за границу. Для вывоза капиталов за границу и открытия счетов в банках за пределами России необходимо получение лицен­зий. Было установлено также, что для создания за рубежом предпри­ятий с российским участием требуется получение разрешения феде­рального исполнительного органа и регистрация в России. В государ­ственный реестр должны вноситься все зарубежные предприятия с российскими инвестициями независимо от времени создания, органи­зационно-правовой формы и доли в капитале российского участника. Только с момента регистрации на такое предприятие с российским участием должна распространяться государственная поддержка и пра­вовая защита в рамках заключенных Россией с другими странами международных соглашений о поощрении и взаимной защите капита­ловложений.

Все российские лица — участники оборота (в том числе и юриди­ческие лица) независимо от форм собственности вправе осуществлять за рубежом самостоятельно внешнеторговую деятельность в соответ­ствии с действующим законодательством РФ. Они могут заключать сделки и несут ответственность по своим обязательствам всем при­надлежащим им имуществом.

Деятельность по экспорту или импорту лишь отдельных товаров, на которые установлена государственная монополия, может осущест­вляться на основе лицензирования. Лицензии на такую деятельность

§ 4. Правовое положение российских юридических лиц за рубежом

выдаются только государственным унитарным предприятиям. Име­ются особые правила об экспортном контроле, согласно которым оп­ределена система обязательного лицензирования в отношении опера­ций с контролируемыми товарами и технологиями. Установлен также особый порядок военно-технического сотрудничества, согласно кото­рому определен круг тех организаций, которым разрешено заключать контракты.

По обязательствам предприятия, основанного на праве оператив­ного управления (федерального казенного предприятия), Россия как государство будет нести субсидиарную ответственность при недоста­точности имущества такого казенного предприятия. Хотя заниматься внешней торговлей могут все юридические лица, определенные опера­ции в области внешнеэкономической деятельности продолжают осу­ществлять крупные государственные предприятия — внешнеторговые объединения, принадлежащие государству.

Самостоятельность понимается именно в гражданско-правовом отношении. Принадлежащее государству юридическое лицо заключа­ет сделку не от имени государства, но для него обязательны акты госу­дарства, в частности о запрете экспорта или импорта. Поэтому сохра­няет свое значение старое решение Внешнеторговой арбитражной ко­миссии (ВТАК) по этоу вопросу.

В решении ВТАК по иску израильской фирмы «Джордан инвестмент лтд> против В/О «Союзнефтеэкспорт» от 19 июня 1958 г. было признано, что запре­щение со стороны Министерства внешней торговли СССР исполнения договора и отказ в выдаче лицензии на вывоз нефти из СССР, будучи обязательными для В/О «Союзнефтеэкспорт», являются обстоятельствами форс-мажора, освобожда­ющими его от ответственности. Истец в данном деле, в частности, утверждал, что эти действия не могут рассматриваться в качестве форс-мажора для ответ­чика, поскольку ответчик и Министерство внешней торговли являются органами одного и того же государства. В решении ВТАК признана самостоятельная пра­восубъектность объединения и отмечено, что объединение не является органом государственной власти. Поэтому попытка фирмы отождествить объединение с министерством лишена основания.

В этой связи нельзя согласиться с утверждениями, часто высказы­ваемыми на Западе, что государственное юридическое лицо частного права (применительно к СССР и РФ — советского и российского гражданского права) идентично стоящему за ним государству.

В уставе такого объединения закреплено общее положение граж­данского права о раздельной ответственности юридических лиц: каж­дое юридическое лицо пользуется имущественной самостоятель­ностью и несет обособленную ответственность. Государство, его орга­ны и организации не отвечают по обязательствам объединения, а объединение не отвечает по обязательствам государства, его органов и организаций. Таким образом, принцип раздельной ответственности юридических лиц установлен внутренним правом и уставом объеди­нения.

Поскольку при решении вопроса об ответственности юридическо­го лица действует его личный закон, а им является закон России, во всех случаях ответственность объединения может наступать лишь в соответствии с этим принципом российского права. Правомочия объ­единения формулируются в его уставе. Вне зависимости от рода дея­тельности объединения оно имеет право заключать договоры, совер­шать сделки как в Российской Федерации, так и за границей. Каждое объединение может учреждать свои отделения, филиалы, конторы и агентства, представительства как в Российской Федерации, так и за границей. Объединение вправе участвовать во всякого рода других обществах, организациях, в том числе смешанных, деятельность кото­рых соответствует задачам объединения. И наконец, объединение может приобретать, отчуждать, брать и сдавать в наем как в Россий­ской Федерации, так и за границей любое имущество, движимое и

недвижимое.

По общему правилу, коммерческие организации, согласно ГК РФ, наделены общей, а не специальной (целевой) правоспособ­ностью. Из этого правила сделано исключение для унитарных пред­приятий. В предусмотренных законом случаях и в уставах коммер­ческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица, но это может быть предусмотрено учредительными документами и в случаях, когда по закону это де­лать не обязательно.

Таким образом, общее для всех российских субъектов междуна­родного частного права в области внешнеэкономической деятельнос­ти состоит в том, что они являются юридическими лицами, несущими, как правило, самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. (В особом положении находятся лишь феде­ральные казенные предприятия.)

Все учрежденные в России организации являются российскими юридическими лицами, их личный статут определяется российским правом. Положения российского права об ответственности должны применяться и за рубежом, т.е. иметь экстерриториальное значение.

Если подходить к российскому объединению (предприятию) с точки зрения критериев, используемых чаще всего в иностранных го­сударствах при определении национальности юридических лиц (на­помним, что обычно применяется критерий либо места учреждения юридического лица, либо места его нахождения), то личным законом объединения (предприятия) всегда будет российский закон. Личным

законом будут определяться правоспособность юридического лица, его внутренняя структура, решение о его ликвидации.

Таким образом, применение норм российского законодательства имеет ограниченное значение.

2. Главную роль призвано играть внутреннее законодательство страны, в которой российские юридические лица осуществляют свою деятельность. Все вопросы, касающиеся порядка осуществления дея­тельности на территории иностранного государства, допуска юриди­ческого лица к соответствующей деятельности, условий такой дея­тельности, решаются во внутреннем законодательстве той страны, где действует российское юридическое лицо, и в соответствии с положе­ниями договора, заключенного Россией с данным государством.

Этот принцип международного частного права признается нашим законодательством. Так, согласно ст. 5 Закона об обществах с ограни­ченной ответственностью создание обществом филиалов и представи­тельств за пределами территории РФ осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, если иное не преду­смотрено международным договором.

В отношении применения к деятельности российских юридичес­ких лиц за рубежом местного законодательства следует иметь в виду, что в каждом государстве действует свое законодательство, обладаю­щее определенными особенностями, в том числе в отношении положе­ний, касающихся допуска иностранных юридических лиц к осущест­влению хозяйственной деятельности.

Поэтому, например, если в Испании или в Бельгии создается ком­пания с участием российских юридических лиц или общество, пол­ностью принадлежащее российским юридическим или физическим лицам, то условия его деятельности будут определяться не россий­ским правом, а испанским или бельгийским законодательством. Если же речь идет о российском юридическом лице, то в отношении его учреждения и ликвидации, а также внутренней структуры подлежит применению российское право. Другие вопросы, касающиеся порядка осуществления деятельности на территории иностранного государст­ва, допуска юридического лица к соответствующей деятельности, ус­ловий такой деятельности, решаются во внутреннем законодательстве той страны, где действует российское юридическое лицо, и в соответ­ствии с положениями договора, заключенного Россией с данным госу­дарством.

В конце XX в. для российских юридических лиц определенное практическое значение приобрело создание в так называемых офшор­ных зонах компаний с участием российского капитала. Эти компании, которые часто именуют компаниями международного бизнеса, как правило, не могут осуществлять хозяйственную деятельность внутри таких территорий или государств, где они учреждены и зарегистриро­ваны и где находится их центр управления (офис, дирекция). Эти компании созданы для деятельности в других странах, в том числе в России. Так, на Бермудских островах была создана и зарегистрирова­на компания «Каспийский трубопроводный консорциум» («КТК») для реализации проектирования, финансирования, строительства и эксплуатации трубопровода для транспортировки сырой нефти из Казахстана. Ряд компаний был создан в других офшорных зонах (Кипр, Лихтенштейн, острова Мэн, Джерси, Антильские и др.). Есте­ственно, что при создании таких компаний в полном объеме должно применяться весьма детальное местное законодательство о компаниях (например, закон о компаниях Бермудских островов или закон о ком­паниях о. Джерси), а такие компании, с точки зрения прежде всего их налогообложения, а также с позиций международного частного права, должны рассматриваться как юридические лица соответствующего го­сударства или территории.

Правовое положение российских юридических лиц за рубежом будет также определяться соответствующими международными со­глашениями. В отношении европейских государств — членов ЕС важ­ную роль призвано играть Соглашение о партнерстве и сотрудничест­ве 1994 г., вступившее в силу в 1997 г. В отношении юридических лиц стран СНГ следует иметь в виду, что положения Минской конвенци 1993 г. применяются к юридическим лицам, созданным в соответст­вии с законодательством договаривающихся сторон. Положения Ки­шиневской конвенции 2002 г. применяются также к юридическим лицам (п. 4 ст. 1). Особое значение для обеспечения всем хозяйствую­щим субъектам стран — участниц СНГ равных возможностей для за­щиты своих прав и законных интересов имело заключение Соглаше­ния 1992 г. Под хозяйствующими субъектами в этом Соглашении по­нимаются все предприятия, их объединения и организации любой организационно-правовой формы, созданной в соответствии с законо­дательством каждой страны-участницы.

К юридическим лицам применяются также соответствующие дву­сторонние договоры о правовой помощи, действующие в отношениях России с другими странами.

3. С вопросом о правовом положении юридических лиц связан также комплекс вопросов, касающихся правовых форм совместной хо­зяйственной деятельности.

Интернационализация международной хозяйственной жизни при­водит к использованию различных организационных форм совмест­ной деятельности субъектов из разных государств. Это могут быть

§ 4. Правовое положение российских юридических лиц за рубежом

чисто договорные формы, при которых отношения сторон определя­ются договорами о производственной либо научно-технической ко­операции, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином рынке или в отноше­нии определенного объекта деятельности. Но это могут быть и более глубокие организационные формы, приводящие к созданию юриди­ческих лиц (смешанные общества, занимающиеся, как правило, торго­вой деятельностью, совместные предприятия и др.).

Организационные формы совместной деятельности отличаются большим разнообразием. Однако общим для них, как правило, являет­ся то, что происходит объединение капиталов, принадлежащих участ­никам из различных стран, осуществляется совместное управление с целью достижения определенного результата, имеет место совместное несение рисков и убытков.

Одной из возможных организационно-правовых форм является консорциум. Обычно во внешнеэкономической сфере консорциумы создавались на договорной основе для реализации, как правило, круп­номасштабных проектов, которые требуют объединения усилий не­скольких организаций (на практике применялись, в частности, бан­ковские консорциумы при получении кредитов, консорциумы для участия в торгах при переговорах о строительстве объектов за рубе­жом). Известны различные виды консорциумов.

Консорциумы, создаваемые для отношений временного характера с иностранными партнерами. В международной практике извест­ны два вида таких консорциумов: закрытый и открытый. В пер­вом случае контракт с иностранным заказчиком подписывается одной организацией, принявшей на себя обязанности руководите­ля и несущей перед ним ответственность за выполнение всего комплекса обязательств, предусмотренных в контракте. Во втором случае контракт с иностранными заказчиками подписывается всеми партнерами по консорциуму, и каждый из них несет свою долю имущественной ответственности непосредственно перед иностранным заказчиком.

Если раньше, до проведения реформ во внешнеэкономической об­ласти, могли создаваться только консорциумы закрытого типа, то после предоставления всем предприятиям права внешнеэкономичес­кой деятельности все они могут выступать в качестве стороны в отно­шениях с иностранными заказчиками.

Такого рода консорциумы юридическими лицами не являются.

Консорциумы, создаваемые иностранными инвесторами. Такая ор­ганизационно-правовая форма получила широкое распространение при заключении иностранными инвесторами соответствующих согла-шений для реализации крупных инвестиционных проектов в области нефти и газа с Россией и рядом государств СНГ. Заключая временное соглашение о совместной деятельности но реализации проекта, участ­ники консорциума сохраняют полную независимость в других, не ох­ваченных их соглашением сферах деятельности. В российском зако­нодательстве использование этой формы предусмотрено в Законе о соглашениях о разделе продукции 1995 г. (ст. 3).

В этом законе под консорциумом как одной из сторон в соглаше­ниях о разделе продукции понимаются «создаваемые на основе дого­вора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение соб­ственных или привлеченных средств (имущества и/или имуществен­ных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являю­щиеся пользователями недр на условиях соглашения».

Контрольные вопросы

1. Какое значение имеет определение национальности юридического лица и какие основные критерии применяются для определения национальности юридических лиц?

2. Какие вопросы определяются личным законом юридического лица?

3. В чем состоит принцип раздельной ответственности государственного юридичес­кого лица и российского государства?

4. Каково правовое положение иностранных юридических лиц в России.

5. Кто рассматривается но российскому законодательству в качестве иностранного инвестора?

Глава 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: