Задания для самостоятельной работы. Тема 1. Уровни методологии науки

Тема 1. Уровни методологии науки.

Цель: выработать умение анализировать уровни методологического анализа, выявлять отличия уровней методологии (философско-мировоззренческий, общенаучный, конкретно-научный, уровень процедуры и техники исследования).

Основные понятия: наука, уровни методологии науки, уровень философской методологии, уровень методологии общенаучных принципов исследования, уровень конкретно-научной методологии, уровень методики и техники исследования, системно-деятельностный подход.

Задание:

Дайте содержательную характеристику каждому из 4-х уровней методологии. Почему, по-вашему, исследователь должен опираться не только на частные методы «своей» науки, но и на общенаучную методологию? Приведите примеры общенаучных и философских оснований направлений и концепций психологической науки.

Опишите уровни методологического знания по следующей схеме:

Уровень Суть Примеры
1. Философско-мировоззренческий    
2. Уровень общенаучной методологии    
3. Уровень конкретно-научной методологии    
4. Уровень процедуры и техники исследования    

Литература.

1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – М., 2003.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. – М., 2005. – 288с.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2001.

4. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб, 2006. – 320с.

5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.- 236с.

6. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М., 1994.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1999.

8. Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии.// Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3. С.9-25.

9. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. – М.- Воронеж, 2005. – 336с.

10. Мазилов В.А. Методология психологической науки. – Ярославль, 2003.

11. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – http://www.philsci.univ.kiev.ua/nikiforov.html_1>

12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 томах. – Т.1. – Р/н/Д., 1996.

13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.

14. Юревич А.В. Психология и методология. – М., 2005. – 312с.

15. Юревич А.В. Структура психологических теорий.//Психологический журнал. 2003. №1. С.5-13


Тема 2. История становления научного познания.

Цель: систематизировать знания об основных проблемах психологии личностив отечественной психологической мысли.

Основные понятия: рационализм, эмпиризм, стадии развития науки, классическая, неклассическая, постнеклассическая научная картина мира, критический реализм, фаллибизм, прагматизм.

Задания.

1. Изучить предложенную литературу, усвоить основные понятия, сделать необходимые записи в тетрадях.

2. Дайте характеристику этапу классической, неклассической, постнеклассической научной рациональности:

- время существования

- основные философские основания

- отношение к истинности знания

- вклад в мировоззрение. Какие психологические теории могут быть отнесены к данной парадигме? Почему?

3. Дайте развернутый ответ на вопрос:

В чем различия методологии, науковедения и мировоззрения? Какая область знаний, по-вашему, наиболее значима для психолога, и что он может почерпнуть из каждой из них?

4. Подготовиться к обсуждению вопросов:

1. Стадии развития науки: «замкнутая теоретическая наука», «фактуально-описательная наука», первая научная революция – классическая наука, вторая научная революция, третья научная революция – неклассическая наука, четвертая научная революция – постнеклассическая наука.

2. Позитивизм как методологическая основа классической науки. Концепция двух видов истинности: фактическая истинности, логическая истинность. Принципы прямой и косвенной верификации. Постпозитивизм. Принцип контриндукции П. Фейерабенда.

3. Теория критического реализма К. Поппера. Принцип асимметрии вывода о научной гипотезе на основе экспериментального исследования (принцип фальсификации).

4. Современные критерии научности: прагматизм, фаллибизм (Ч. Пирс).

Литература для конспектирования.

1. Гусельцева М.С. Понятие прогрсса и модели развития психологической науки // Методология и история психологии. – 2007. – Т.2. – Вып. 3. – С. 107 – 120.

Литература.

1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 216 с.

2. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки. – М.: Проспект, 2012.

3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 224 с.

5. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Академический проект; Трикста, 2011. – 521 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: