Тема 1. Уровни методологии науки.
Цель: выработать умение анализировать уровни методологического анализа, выявлять отличия уровней методологии (философско-мировоззренческий, общенаучный, конкретно-научный, уровень процедуры и техники исследования).
Основные понятия: наука, уровни методологии науки, уровень философской методологии, уровень методологии общенаучных принципов исследования, уровень конкретно-научной методологии, уровень методики и техники исследования, системно-деятельностный подход.
Задание:
Дайте содержательную характеристику каждому из 4-х уровней методологии. Почему, по-вашему, исследователь должен опираться не только на частные методы «своей» науки, но и на общенаучную методологию? Приведите примеры общенаучных и философских оснований направлений и концепций психологической науки.
Опишите уровни методологического знания по следующей схеме:
Уровень | Суть | Примеры |
1. Философско-мировоззренческий | ||
2. Уровень общенаучной методологии | ||
3. Уровень конкретно-научной методологии | ||
4. Уровень процедуры и техники исследования |
Литература.
|
|
1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – М., 2003.
2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. – М., 2005. – 288с.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2001.
4. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб, 2006. – 320с.
5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.- 236с.
6. Леонтьев А.Н. Философия психологии. – М., 1994.
7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1999.
8. Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии.// Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3. С.9-25.
9. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. – М.- Воронеж, 2005. – 336с.
10. Мазилов В.А. Методология психологической науки. – Ярославль, 2003.
11. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – http://www.philsci.univ.kiev.ua/nikiforov.html_1>
12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 томах. – Т.1. – Р/н/Д., 1996.
13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.
14. Юревич А.В. Психология и методология. – М., 2005. – 312с.
15. Юревич А.В. Структура психологических теорий.//Психологический журнал. 2003. №1. С.5-13
Тема 2. История становления научного познания.
Цель: систематизировать знания об основных проблемах психологии личностив отечественной психологической мысли.
Основные понятия: рационализм, эмпиризм, стадии развития науки, классическая, неклассическая, постнеклассическая научная картина мира, критический реализм, фаллибизм, прагматизм.
|
|
Задания.
1. Изучить предложенную литературу, усвоить основные понятия, сделать необходимые записи в тетрадях.
2. Дайте характеристику этапу классической, неклассической, постнеклассической научной рациональности:
- время существования
- основные философские основания
- отношение к истинности знания
- вклад в мировоззрение. Какие психологические теории могут быть отнесены к данной парадигме? Почему?
3. Дайте развернутый ответ на вопрос:
В чем различия методологии, науковедения и мировоззрения? Какая область знаний, по-вашему, наиболее значима для психолога, и что он может почерпнуть из каждой из них?
4. Подготовиться к обсуждению вопросов:
1. Стадии развития науки: «замкнутая теоретическая наука», «фактуально-описательная наука», первая научная революция – классическая наука, вторая научная революция, третья научная революция – неклассическая наука, четвертая научная революция – постнеклассическая наука.
2. Позитивизм как методологическая основа классической науки. Концепция двух видов истинности: фактическая истинности, логическая истинность. Принципы прямой и косвенной верификации. Постпозитивизм. Принцип контриндукции П. Фейерабенда.
3. Теория критического реализма К. Поппера. Принцип асимметрии вывода о научной гипотезе на основе экспериментального исследования (принцип фальсификации).
4. Современные критерии научности: прагматизм, фаллибизм (Ч. Пирс).
Литература для конспектирования.
1. Гусельцева М.С. Понятие прогрсса и модели развития психологической науки // Методология и история психологии. – 2007. – Т.2. – Вып. 3. – С. 107 – 120.
Литература.
1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 216 с.
2. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки. – М.: Проспект, 2012.
3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 224 с.
5. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Академический проект; Трикста, 2011. – 521 с.