Цель: систематизировать знания по теме занятия.
Основные понятия: принцип науки, система принципов, принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, причинность, виды детерминизма, принцип активности.
Задание.
1. Подготовить аннотации и конспекты предложенной литературы.
2. Разработать методологический аппарат исследования по теме квалификационной работы.
3. Сделать аннотации научных статей, посвященных методологическим проблемам психологии, вышедших за последние 3 года в журналах «Методология и история психологии», «Вопросы психологии» и «Психологический журнал».
4. Подготовить развернутые ответы на вопросы:
· Объясните разницу между методологическим принципом верифицируемости и фальсифицируемости научной теории. Какому типу научной рациональности соответствует каждый из них? Как проявляются эти принципы при планировании и проведении психологического исследования?
· Дайте содержательную характеристику принципу развития в психологии. Как соотносятся между собой понятия «рост» и «развитие»? Какие вы знаете параметры психического развития и как, на ваш взгляд, в них отражены обе эти категории?
|
|
· Дайте описание принципу системности в психологии. К какому уровню методологии и к какой теории восходит содержание этого принципа? Почему? Приведите примеры применения принципа системности а психологических теориях и концепциях.
· Объясните смысл принципа детерминизма в психологии, назовите и дайте характеристику нескольким вариантам детерминистических представлений из истории науки. Каким образом, по вашему мнению, повлияли эти представления на методологические основания современной психологии?
Литература для аннотирования и конспектирования.
1. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. – М., 2005. – 288 с.
2. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии.// Постнеклассическая психология. 2004. №1. С.45-71. http:\\www.hpsy.публикации.
Литература.
1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 216 с.
2. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки. – М.: Проспект, 2012.
3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 224 с.
5. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Академический проект; Трикста, 2011. – 521 с.
|
|
Тема 6. Программа эмпирического социально-психологического исследования.
Цель: систематизировать знания по теме занятия, обобщение знаний об основных понятиях психологии, разработка программы социально-психологического исследования.
Основные понятия: методологический аппарат исследования, процедурный раздел программы исследования, программные требования к выборке.
Задание.
1. Разработать программу эмпирического социально-психологического исследования по теме квалификационной работы.
2. Дайте описание номотетическому и идеографическому подходам в психологии. На какой из этих подходов, по-вашему, целесообразнее опираться в психологическом исследовании? Почему?
Литература.
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. – М., 2002. – 381 с.
2. Куликов Л. В. Психологическое исследование. – СПб, 2002. – 184 с.
3. Янчук В.А. Постмодернистская социокультурно-индетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. С. 207 - 227.
Рабочие тесты по дисциплине
1. Методология науки – это:
учение о методах исследования
система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания
2. Вертикальная структура методологии науки включает в себя следующие уровни:
философский
мировоззренческий
общенаучный
конкретнонаучный
теоретический
3. Общенаучная методология выполняет следующую функцию:
дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки с точки зрения той или иной картины мира
обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследования и его результаты признаются научными и относительно верными
обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе данных в рамках каждой конкретной науки
4. Конкретнонаучная методология выполняет следующую функцию:
дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки с точки зрения той или иной картины мира
обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследования и его результаты признаются научными и относительно верными
обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе данных в рамках каждой конкретной науки
5. Философский уровень методологии выполняет следующие функции:
дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки с точки зрения той или иной картины мира
обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследования и его результаты признаются научными и относительно верными
обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе данных в рамках каждой конкретной науки
осуществляет критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения и адекватности его методологического фундамента
6. Система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний:
методология науки
теория критического реализма
позитивистская философия науки
7. Осуществление критики научного знания с точки зрения границ и условий его методологического фундамента, общих тенденций его развития, мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира – функция:
общенаучной методологии
философской методологии
конкретнонаучной методологии
8. Обеспечение обоснования тех критериев, в соответствии с которыми организация исследования и получаемые результаты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности – функция:
|
|
общенаучной методологии
философской методологии
конкретнонаучной методологии
9. К функциям методологии дескриптивного типа относятся:
функция катализации процесса познания
функция рефлексии формально-организационной стороны исследования
функция интеграции знания
выработка стратегии развития науки
мировоззренческая интерпретация результатов науки
10. Принятие внутренних критериев истинности (согласованности и непротиворечивости теории) выражается в такой методологической позиции, как:
эмпириз
критицизм
рационализм
историзм
11. Принятие внешних критериев истинности (подтверждение вытекающих из теории следствий фактами) выражается в такой методологической позиции, как:
эмпиризм
критицизм
рационализм
историзм
12. Первой научной парадигмой психологии принято считать:
психологию личности
психологию сознания
психологию деятельности
13. Современная психология характеризуется:
преобладанием гуманитарной парадигмы
преобладанием естественнонаучной парадигмы
мультипарадигмальностью
14. К особенностям научного познания относятся:
Субъективность
Объективность
Надежность
Опосредованность
Детерминизм
Дифференцированность
15. Познание, приобретаемое преимущественно индуктивным путем в повседневных формах взаимодействия с окружающим миром и другими людьми, - это:
эмоционально-ценностное познание
обыденное познание
научное познание
16. Знание, получаемое преимущественно индуктивным путем на основе необобщенных фактов, недостаточно осознанное:
обыденное
религиозно-мистическое
эмоционально-ценностное
научное
17.Исследование места психического в материальном мире составляет суть:
Психофизиологической проблемы
Психофизической проблемы
Психогностической проблемы
Психосоциальной проблемы
18. Монизм, дуализм, плюрализм представляют собой подходы к решению:
психофизиологической проблемы
психофизической проблемы
психогностической проблемы
психосоциальной проблемы
|
|
19. Анализ соотношения соматических процессов и процессов сознательной и бессознательной психики составляет суть:
психофизиологической проблемы
психофизической проблемы
психогностической проблемы
психосоциальной проблемы
20. Объяснение зависимости восприятий, представлений, интеллектуальных образов от воспроизводимых в них реальных свойств и отношений вещей составляет суть:
Психофизиологической проблемы
Психофизической проблемы
Психогностической проблемы
Психосоциальной проблемы
21. Идеалистическая и материалистическая ориентации возникли при решении:
психофизической проблемы
психофизиологической проблемы
психогностической проблемы
22. Изучение социального поведения людей и социального поведения животных, их различий составляет суть:
психофизиологической проблемы
психофизической проблемы
психогностической проблемы
психосоциальной проблемы
23. Эталонная система правил, принципов и методов научного исследования называется:
Синтагма
Предиктор
Парадигма
Модель
24. Совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих образцы научного знания, проблем и методов их исследования – это:
модель
парадигма
методология
научная революция
предиктор
25. Представление о том, что научное знание строится на твердых эмпирических фактах, посредством постепенного их накопления, при этом факты независимы от теорий и имеют самостоятельное значение, характерно для:
Классической парадигмы
Постклассической парадигмы
26. Представление о том, что теории задают интерпретацию фактов, в сознании исследователя факты получают определенную концептуализацию в зависимости от его картины мира, научное знание строится как на основе рационализации, так и на основе интуиции и инсайта, характерно для:
Классической парадигмы
Постклассической парадигмы
27.Многомерность мира и разных логик его исследования, повышенная рефлексия, междисциплинарный дискурс, принятие идеи неопределенности, недоконцептуализированность понятий – признаки:
постнеклассической парадигмы
вненаучной картины мира
религиозно-мистического способа познания
28.Система знаний и способов их получения, предполагающая необходимость учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом, - это:
неклассическая наука
постнеклассическая наука
классическая наука
29.Система знаний и способов их получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и познаваемого объекта – это:
неклассическая наука
постнеклассическая наука
классическая наука
30.Система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств познания – это:
неклассическая наука
постнеклассическая наука
классическая наука
31.В качестве объекта исследования выступают сверхсложные уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, - признак:
неклассической науки
постнеклассической науки
классической науки
32.Возможность объяснения накопленных в рамках одной теоретико-эмпирической системы фактов с позиций другой, изменении смысловых контекстов анализа – это такой принцип постнеклассической науки, как:
принцип индукции
принцип традукции
принцип контриндукции
принцип дедукции
33.Жесткая каузальность, принципиальная бессубъектность, аналитическое расчленение объектов, понимание развития как адаптации характерны для:
Детерминистского научно-исследовательского подхода
Телеологического научно-исследовательского подхода
34.К объяснительным принципам психологии не относится:
Принцип детерминизма
Принцип системности
Принцип развития
Принцип деятельности
35.К объяснительным принципам психологии относятся:
принцип детерминизма
принцип научности
принцип системности
принцип развития
принцип деятельности
принцип активности
принцип фальсификации
принцип историзма
принцип единства сознания и деятельности
36.Представление о том, что все явления объективного мира взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены, отражает суть принципа:
системности
детерминизма
историзма
развития
активности
единства сознания и деятельности
37.Представление о том, что для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей, которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления, функциональные связи явления с другими, на основе которых оно включается в состав более сложных явлений, отражает суть принципа:
системности
детерминизма
историзма
развития
активности
единства сознания и деятельности
38.Идея о том, что психика представляет собой ориентировочно-исследовательские компоненты действий живого организма, результатом которых выступает постоянно изменяющийся образ мира, который, в свою очередь, становится основой для планирования и организации все более сложных форм поведения и деятельности, отражает суть принципа:
системности
детерминизма
историзма
развития
активности
единства сознания и деятельности
39.Представление о том, что психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и прогнозирование ее изменений, отражает суть принципа:
системности
детерминизма
историзма
развития
активности
единства сознания и деятельности
40.Представление о том, что объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и социогенезе, отражает суть принципа:
системности
детерминизма
историзма
развития
активности
единства сознания и деятельности
41.Представление о том, что объяснение особенностей и закономерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития, отражает суть принципа:
системности
детерминизма
историзма
развития
активности
единства сознания и деятельности
42. Формы детерминизма в психологии сменяли друг друга в следующем порядке: механический 2
микросоциальный 6
биологический 3
предмеханический1
макросоциальный 5
психический 4
43. Детерминация будущим, вероятностный характер детерминации – признаки:
биологического детерминизма
механического детерминизма
психического детерминизма
гилозоизма
44. Дифференциация и интеграция функций частей, саморегуляция, согласование внешних и внутренних отношений – признаки:
развития
системы
самодетерминации
45. Сведение целого к частям, сложного – к простому является признаком:
элементаризма
редукционизма
холизма
структурализма
эклектизма
46.Характеристиками новообразований в психическом развитии являются:
направленность
позитивность
необратимость
закономерность
качественность
усложнение
47.Для современного состояния психологии характерно:
Смена детерминистской парадигмы телеологической
Интеграция различных научных направлений
Понимание развития как адаптации
Использование формальной логики
Акцент на целостности изучаемого объекта
48.Аспектами научного поиска и открытий выступают:
логический
прогностический
психологический
социальный
интерперсональный
49.К протопсихологическому уровню категорий в психологии относятся:
категория образа
категория деятельности
категория мотива
категория общения
категория личности
категорий действия
категория потребности
50.К метапсихологическому уровню категорий в психологии относятся:
категория образа
категория деятельности
категория мотива
категория общения
категория личности
категорий действия
категория потребности
51.К базисному уровню категорий в психологии относятся:
категория образа
категория деятельности
категория мотива
категория общения
категория личности
категорий действия
категория потребности
категория отношения
категория переживания
52.Разновидностями теорий являются:
аналитические
аксиоматические
гипотетико-дедуктивные
индуктивные
исторические
53. Принцип верифицируемости теории означает:
возможность фактического подтверждения
возможность проверить несколькими методами
признание научным большинством
54. Принцип фальсифицируемости теории означает:
возможность фальсифицировать факты, на которых основана теория
потенциальную опровержимость теории
критическое отношение к научным авторитетам
55. Критериями установления научной достоверности теоретических объяснительных принципов являются:
принцип верификации
принцип фальсификации
принцип предметной отнесенности
объяснительная сила теории
56. Принцип асимметрии вывода о научной гипотезе на основе эмпирических исследований предложен:
Т.Куном
К.Поппером
П.Фейербендом
57. Накопление и систематизация знания в рамках сложившейся парадигмы характерно для:
нормальной науки
экстраординарной науки
аномальной науки
системной науки
58.Некумулятивный период развития науки, смена старой парадигмы новой – признаки:
парадокса науки
кризиса науки
научной революции
59. Описание закономерностей развития и функционирования науки принадлежит:
Т.Куну
К.Попперу
П.Фейербанду
И.Ильясову
И.Пригожину
60. Особая система функций организма, которая заключается в ориентировке и организации действий и деятельности на основе субъективного образа объективного мира, - это
Психология
Психика
Сознание
61. Внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, основными функциями которой выступают объяснения и предсказание событий, - то
Закон
Теория
Фактология
Методология
62. Позиции панпсихизма, идеализма, материализма и дуализма применительно к объяснению первоосновы Вселенной можно выделить применительно к следующему уровню методологии
Общефилософскому
Общенаучному
Конкретно-научному
63. Расставьте по порядку стадии развития науки
Фактуально-описательная наука 2
Классическая наука 3
Постнеклассическая наука 6
Дисциплинарное строение науки 4
Замкнутая теоретическая наука 1
Неклассическая наука 5
64. Экстраординарная наука – это
Наука со сформированной парадигмой
Наука с выдающимися открытиями
Наука на стадии острого кризиса
65. При смене одной парадигмы другой парадигмой
Число научных проблем увеличивается
Число научных проблем уменьшается
66. Основными методами психологического исследования являются:
тестовый метод и метод беседы
наблюдение и эксперимент
метод изучения документов и клиническая беседа
67. К основным принципам экспериментальной психологии относятся:
принцип объективности, взаимосвязи с другими объектами и принцип развития
принцип самостоятельности, воспроизводимости результатов и последовательности
принцип целостности, иерархичности и относительности
68. К основным структурным элементам экспериментального метода относятся:
задача, планирование, организация исследования, интерпретация результатов
гипотеза, планирование, тестирование, выводы
социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение эксперимента, подтверждение гипотезы
69. Выборка испытуемых, отражающая качественные и количественные характеристики генеральной совокупности, - это
репрезентативная выборка
экспериментальная выборка
контрольная выборка
эквивалентная выборка
70. Исследование, предваряющее новую серию, в ходе которого проверяется качество теории и плана, выявляются побочные переменные и уточняется экспериментальная гипотеза, обычно проводится по упрощенной схеме, на минимальной выборке и при низком уровне достоверности принятия нулевой гипотезы, - это … исследование
пилотажное