Тема 5. Методологические принципы психологии

Цель: систематизировать знания по теме занятия.

Основные понятия: принцип науки, система принципов, принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, причинность, виды детерминизма, принцип активности.

Задание.

1. Подготовить аннотации и конспекты предложенной литературы.

2. Разработать методологический аппарат исследования по теме квалификационной работы.

3. Сделать аннотации научных статей, посвященных методологическим проблемам психологии, вышедших за последние 3 года в журналах «Методология и история психологии», «Вопросы психологии» и «Психологический журнал».

4. Подготовить развернутые ответы на вопросы:

· Объясните разницу между методологическим принципом верифицируемости и фальсифицируемости научной теории. Какому типу научной рациональности соответствует каждый из них? Как проявляются эти принципы при планировании и проведении психологического исследования?

· Дайте содержательную характеристику принципу развития в психологии. Как соотносятся между собой понятия «рост» и «развитие»? Какие вы знаете параметры психического развития и как, на ваш взгляд, в них отражены обе эти категории?

· Дайте описание принципу системности в психологии. К какому уровню методологии и к какой теории восходит содержание этого принципа? Почему? Приведите примеры применения принципа системности а психологических теориях и концепциях.

· Объясните смысл принципа детерминизма в психологии, назовите и дайте характеристику нескольким вариантам детерминистических представлений из истории науки. Каким образом, по вашему мнению, повлияли эти представления на методологические основания современной психологии?

 

Литература для аннотирования и конспектирования.

1. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. – М., 2005. – 288 с.

2. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии.// Постнеклассическая психология. 2004. №1. С.45-71. http:\\www.hpsy.публикации.

Литература.

1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 216 с.

2. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки. – М.: Проспект, 2012.

3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 224 с.

5. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Академический проект; Трикста, 2011. – 521 с.


Тема 6. Программа эмпирического социально-психологического исследования.

Цель: систематизировать знания по теме занятия, обобщение знаний об основных понятиях психологии, разработка программы социально-психологического исследования.

Основные понятия: методологический аппарат исследования, процедурный раздел программы исследования, программные требования к выборке.

Задание.

1. Разработать программу эмпирического социально-психологического исследования по теме квалификационной работы.

2. Дайте описание номотетическому и идеографическому подходам в психологии. На какой из этих подходов, по-вашему, целесообразнее опираться в психологическом исследовании? Почему?

 

Литература.

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. – М., 2002. – 381 с.

2. Куликов Л. В. Психологическое исследование. – СПб, 2002. – 184 с.

3. Янчук В.А. Постмодернистская социокультурно-индетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. С. 207 - 227.


Рабочие тесты по дисциплине

1. Методология науки – это:

учение о методах исследования

система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания

2. Вертикальная структура методологии науки включает в себя следующие уровни:

философский

мировоззренческий

общенаучный

конкретнонаучный

теоретический

 

3. Общенаучная методология выполняет следующую функцию:

дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки с точки зрения той или иной картины мира

обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследования и его результаты признаются научными и относительно верными

обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе данных в рамках каждой конкретной науки

 

4. Конкретнонаучная методология выполняет следующую функцию:

дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки с точки зрения той или иной картины мира

обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследования и его результаты признаются научными и относительно верными

обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе данных в рамках каждой конкретной науки

 

5. Философский уровень методологии выполняет следующие функции:

дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки с точки зрения той или иной картины мира

обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследования и его результаты признаются научными и относительно верными

обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе данных в рамках каждой конкретной науки

осуществляет критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения и адекватности его методологического фундамента

 

6. Система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний:

методология науки

теория критического реализма

позитивистская философия науки

 

7. Осуществление критики научного знания с точки зрения границ и условий его методологического фундамента, общих тенденций его развития, мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира – функция:

общенаучной методологии

философской методологии

конкретнонаучной методологии

 

8. Обеспечение обоснования тех критериев, в соответствии с которыми организация исследования и получаемые результаты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности – функция:

общенаучной методологии

философской методологии

конкретнонаучной методологии

 

9. К функциям методологии дескриптивного типа относятся:

функция катализации процесса познания

функция рефлексии формально-организационной стороны исследования

функция интеграции знания

выработка стратегии развития науки

мировоззренческая интерпретация результатов науки

 

10. Принятие внутренних критериев истинности (согласованности и непротиворечивости теории) выражается в такой методологической позиции, как:

эмпириз

критицизм

рационализм

историзм

 

11. Принятие внешних критериев истинности (подтверждение вытекающих из теории следствий фактами) выражается в такой методологической позиции, как:

эмпиризм

критицизм

рационализм

историзм

12. Первой научной парадигмой психологии принято считать:

психологию личности

психологию сознания

психологию деятельности

 

13. Современная психология характеризуется:

преобладанием гуманитарной парадигмы

преобладанием естественнонаучной парадигмы

мультипарадигмальностью

14. К особенностям научного познания относятся:

Субъективность

Объективность

Надежность

Опосредованность

Детерминизм

Дифференцированность

 

15. Познание, приобретаемое преимущественно индуктивным путем в повседневных формах взаимодействия с окружающим миром и другими людьми, - это:

эмоционально-ценностное познание

обыденное познание

научное познание

 

16. Знание, получаемое преимущественно индуктивным путем на основе необобщенных фактов, недостаточно осознанное:

обыденное

религиозно-мистическое

эмоционально-ценностное

научное

17.Исследование места психического в материальном мире составляет суть:

Психофизиологической проблемы

Психофизической проблемы

Психогностической проблемы

Психосоциальной проблемы

 

18. Монизм, дуализм, плюрализм представляют собой подходы к решению:

психофизиологической проблемы

психофизической проблемы

психогностической проблемы

психосоциальной проблемы

19. Анализ соотношения соматических процессов и процессов сознательной и бессознательной психики составляет суть:

психофизиологической проблемы

психофизической проблемы

психогностической проблемы

психосоциальной проблемы

 

20. Объяснение зависимости восприятий, представлений, интеллектуальных образов от воспроизводимых в них реальных свойств и отношений вещей составляет суть:

Психофизиологической проблемы

Психофизической проблемы

Психогностической проблемы

Психосоциальной проблемы

 

21. Идеалистическая и материалистическая ориентации возникли при решении:

психофизической проблемы

психофизиологической проблемы

психогностической проблемы

 

22. Изучение социального поведения людей и социального поведения животных, их различий составляет суть:

психофизиологической проблемы

психофизической проблемы

психогностической проблемы

психосоциальной проблемы

23. Эталонная система правил, принципов и методов научного исследования называется:

Синтагма

Предиктор

Парадигма

Модель

 

24. Совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих образцы научного знания, проблем и методов их исследования – это:

модель

парадигма

методология

научная революция

предиктор

 

25. Представление о том, что научное знание строится на твердых эмпирических фактах, посредством постепенного их накопления, при этом факты независимы от теорий и имеют самостоятельное значение, характерно для:

Классической парадигмы

Постклассической парадигмы

 

26. Представление о том, что теории задают интерпретацию фактов, в сознании исследователя факты получают определенную концептуализацию в зависимости от его картины мира, научное знание строится как на основе рационализации, так и на основе интуиции и инсайта, характерно для:

Классической парадигмы

Постклассической парадигмы

 

27.Многомерность мира и разных логик его исследования, повышенная рефлексия, междисциплинарный дискурс, принятие идеи неопределенности, недоконцептуализированность понятий – признаки:

постнеклассической парадигмы

вненаучной картины мира

религиозно-мистического способа познания

 

28.Система знаний и способов их получения, предполагающая необходимость учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом, - это:

неклассическая наука

постнеклассическая наука

классическая наука

 

29.Система знаний и способов их получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и познаваемого объекта – это:

неклассическая наука

постнеклассическая наука

классическая наука

 

30.Система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств познания – это:

неклассическая наука

постнеклассическая наука

классическая наука

 

31.В качестве объекта исследования выступают сверхсложные уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, - признак:

неклассической науки

постнеклассической науки

классической науки

 

32.Возможность объяснения накопленных в рамках одной теоретико-эмпирической системы фактов с позиций другой, изменении смысловых контекстов анализа – это такой принцип постнеклассической науки, как:

принцип индукции

принцип традукции

принцип контриндукции

принцип дедукции

 

33.Жесткая каузальность, принципиальная бессубъектность, аналитическое расчленение объектов, понимание развития как адаптации характерны для:

Детерминистского научно-исследовательского подхода

Телеологического научно-исследовательского подхода

 

34.К объяснительным принципам психологии не относится:

Принцип детерминизма

Принцип системности

Принцип развития

Принцип деятельности

 

35.К объяснительным принципам психологии относятся:

принцип детерминизма

принцип научности

принцип системности

принцип развития

принцип деятельности

принцип активности

принцип фальсификации

принцип историзма

принцип единства сознания и деятельности

 

36.Представление о том, что все явления объективного мира взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены, отражает суть принципа:

системности

детерминизма

историзма

развития

активности

единства сознания и деятельности

 

37.Представление о том, что для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей, которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления, функциональные связи явления с другими, на основе которых оно включается в состав более сложных явлений, отражает суть принципа:

системности

детерминизма

историзма

развития

активности

единства сознания и деятельности

 

38.Идея о том, что психика представляет собой ориентировочно-исследовательские компоненты действий живого организма, результатом которых выступает постоянно изменяющийся образ мира, который, в свою очередь, становится основой для планирования и организации все более сложных форм поведения и деятельности, отражает суть принципа:

системности

детерминизма

историзма

развития

активности

единства сознания и деятельности

 

39.Представление о том, что психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и прогнозирование ее изменений, отражает суть принципа:

системности

детерминизма

историзма

развития

активности

единства сознания и деятельности

 

40.Представление о том, что объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и социогенезе, отражает суть принципа:

системности

детерминизма

историзма

развития

активности

единства сознания и деятельности

 

41.Представление о том, что объяснение особенностей и закономерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития, отражает суть принципа:

системности

детерминизма

историзма

развития

активности

единства сознания и деятельности

 

42. Формы детерминизма в психологии сменяли друг друга в следующем порядке: механический 2

микросоциальный 6

биологический 3

предмеханический1

макросоциальный 5

психический 4

 

43. Детерминация будущим, вероятностный характер детерминации – признаки:

биологического детерминизма

механического детерминизма

психического детерминизма

гилозоизма

 

44. Дифференциация и интеграция функций частей, саморегуляция, согласование внешних и внутренних отношений – признаки:

развития

системы

самодетерминации

 

45. Сведение целого к частям, сложного – к простому является признаком:

элементаризма

редукционизма

холизма

структурализма

эклектизма

 

46.Характеристиками новообразований в психическом развитии являются:

направленность

позитивность

необратимость

закономерность

качественность

усложнение

47.Для современного состояния психологии характерно:

Смена детерминистской парадигмы телеологической

Интеграция различных научных направлений

Понимание развития как адаптации

Использование формальной логики

Акцент на целостности изучаемого объекта

 

48.Аспектами научного поиска и открытий выступают:

логический

прогностический

психологический

социальный

интерперсональный

49.К протопсихологическому уровню категорий в психологии относятся:

категория образа

категория деятельности

категория мотива

категория общения

категория личности

категорий действия

категория потребности

50.К метапсихологическому уровню категорий в психологии относятся:

категория образа

категория деятельности

категория мотива

категория общения

категория личности

категорий действия

категория потребности

 

51.К базисному уровню категорий в психологии относятся:

категория образа

категория деятельности

категория мотива

категория общения

категория личности

категорий действия

категория потребности

категория отношения

категория переживания

52.Разновидностями теорий являются:

аналитические

аксиоматические

гипотетико-дедуктивные

индуктивные

исторические

53. Принцип верифицируемости теории означает:

возможность фактического подтверждения

возможность проверить несколькими методами

признание научным большинством

 

54. Принцип фальсифицируемости теории означает:

возможность фальсифицировать факты, на которых основана теория

потенциальную опровержимость теории

критическое отношение к научным авторитетам

55. Критериями установления научной достоверности теоретических объяснительных принципов являются:

принцип верификации

принцип фальсификации

принцип предметной отнесенности

объяснительная сила теории

 

56. Принцип асимметрии вывода о научной гипотезе на основе эмпирических исследований предложен:

Т.Куном

К.Поппером

П.Фейербендом

 

57. Накопление и систематизация знания в рамках сложившейся парадигмы характерно для:

нормальной науки

экстраординарной науки

аномальной науки

системной науки

 

58.Некумулятивный период развития науки, смена старой парадигмы новой – признаки:

парадокса науки

кризиса науки

научной революции

 

59. Описание закономерностей развития и функционирования науки принадлежит:

Т.Куну

К.Попперу

П.Фейербанду

И.Ильясову

И.Пригожину

 

60. Особая система функций организма, которая заключается в ориентировке и организации действий и деятельности на основе субъективного образа объективного мира, - это

Психология

Психика

Сознание

 

61. Внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, основными функциями которой выступают объяснения и предсказание событий, - то

Закон

Теория

Фактология

Методология

 

62. Позиции панпсихизма, идеализма, материализма и дуализма применительно к объяснению первоосновы Вселенной можно выделить применительно к следующему уровню методологии

Общефилософскому

Общенаучному

Конкретно-научному

 

63. Расставьте по порядку стадии развития науки

Фактуально-описательная наука 2

Классическая наука 3

Постнеклассическая наука 6

Дисциплинарное строение науки 4

Замкнутая теоретическая наука 1

Неклассическая наука 5

 

64. Экстраординарная наука – это

Наука со сформированной парадигмой

Наука с выдающимися открытиями

Наука на стадии острого кризиса

 

65. При смене одной парадигмы другой парадигмой

Число научных проблем увеличивается

Число научных проблем уменьшается

 

66. Основными методами психологического исследо­вания являются:

тестовый метод и метод беседы

наблюдение и эксперимент

метод изучения документов и клиническая беседа

67. К основным принципам экспериментальной психологии относятся:

принцип объективности, взаимосвязи с другими объектами и принцип развития

принцип самостоятельности, воспроизводимости результатов и последовательности

принцип целостности, иерархичности и относительности

 

68. К основным структурным элементам экспериментального метода относятся:

задача, планирование, организация исследования, интерпретация результатов

гипотеза, планирование, тестирование, выводы

социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение эксперимента, подтверждение гипотезы

69. Выборка испытуемых, отражающая качественные и количественные характери­стики генеральной совокупности, - это

репрезентативная выборка

экспериментальная выборка

контрольная выборка

эквивалентная выборка

70. Исследование, предваряющее новую серию, в ходе которого проверяется качество теории и плана, выявляются побочные переменные и уточняется экспериментальная гипотеза, обычно проводится по упрощенной схеме, на минимальной выборке и при низком уровне достоверности принятия нулевой гипотезы, - это … исследование

пилотажное


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: