Тема: Контрольное занятие.
Цель: проверка уровня усвоения изученного материала.
Подготовка к занятию:
1. Подготовиться к контрольной работе по следующим тематическим блокам:
- Особенности научного познания действительности.
- Классическая и постклассическая парадигма в психологии.
- Структура психосферы. Категориальная система психологии.
- Объяснительные принципы в психологии.
- Основные методологические проблемы психологии.
- Программа эмпирического психологического исследования.
2. Ответить на вопросы:
· В чем состоит суть проблемы поиска и выделения единиц анализа в психологии? Какие категории психологии «претендуют на звание» единиц анализа? Назовите методологические сложности при построении определения личности в психлогии и методологические принципы, призванные их решить. Какой из принципов наиболее значим, на ваш взгляд? Обоснуйте.
· Объясните разницу между методологическим принципом верифицируемости и фальсифицируемости научной теории. Какому типу научной рациональности соответствует каждый из них? Как проявляются эти принципы при планировании и проведении психологического исследования?
|
|
Литература:
1. Барр В. Социальныйконструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. - 2004. - №1. - С.29-44. http:\\www.hpsy.публикации.
2. Бусыгина Н.П. К проблеме качественных методов в психологии // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - №2. - С.3.
3. Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от неклассической к постнеклассической картине мира// Вопросы психологии. - 2003. - №1. - С.99-115.
4. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. – М., 2005.
5. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии// Постнеклассическая психология. - 2004. - №1. - С.45-71. http:\\www.hpsy.публикации.
6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб, 2006. – 320 с.
7. Кун Т. Структура научных революций.// http://www. philosophy.nsc.ru/STUDY/BIBLIOTEC/PHILOSOPHY_OF_SCIENCE/KUN/Kun.htm>
8. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательской парадигмы// http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/nikiforov.html_1>
9. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личносные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. – 1995. - №1. – С. 97 – 110.
10. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.-Воронеж, 1996.
11. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. М. - Воронеж, 2005. – 336с.
12. Мазилов В.А. Методология психологической науки. – Ярославль, 2003.
13. Марцинковская Т.Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии// Методологические проблемы современной психологии/ Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Смысл, 2004. – С. 61 – 81.
|
|
14. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.
15. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке//Постнеклассическая психология. - 2004. - №1. - С.71-88. http:\\www.hpsy.публикации.
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 томах. – Т.1. – Р/н/Д., 1996.
17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М., 2001.
18. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
19. Психология и новые идеалы научности (материала круглого стола)//Вопросы философии. - 1993. - №5. - С. 3 – 43. http:\\www.hpsy.публикации.
20. Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии// Вопросы психологии. - 2005. - №4. - С.3-8.
21. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии// Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С.119-132.
22. Юревич А.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологи, или Раскачанный маятник // Вопросы психологии - 2005. - №2. - С.147-151.
23. Юревич А.В. Психология и методология//Психологический журнал - 2000. - №5. - С.35-47.
24. Юревич А.В. Структура психологических теорий // Психологический журнал - 2003. - №1. - С.5-13.
25. Юревич А.В. Психология и методология. М., 2005. – 312с.