Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования, и включают семь групп требований, одними из которых являются – требования к учебно-материальному обеспечению.

Требования к учебно-материальному обеспечению содержат требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы). На основе разработанных в ФГТ к условиям реализации ООП ДО подходов, мы определили необходимость создания в группе предметно-развивающей среды как условия реализации интегрированных видов детской деятельности.

Выделение данного условия обусловлено следующей идеей по внедрению ФГТ к условиям реализации ООП ДО: оптимальная активизация (характера и содержания) внутренних изменений ребенка в связи с формированием интегративных качеств личности происходит в русле собственной активности, реализуемой как интегрированная деятельность, которая стимулируется и разворачивается в специально созданной предметно-развивающей среде.

Опираясь на исследования ряда авторов (Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Н.Н.Поддъяков, В.А.Петровский, О.В.Дыбина, В.В.Щетинина и др.) можно выделить основные подходы к ее характеристике и созданию.

Предметно-развивающая среда интегрированных видов деятельности определяется нами как специальным образом организованное пространство, обеспечивающее стимулирование и реализацию интегрированных видов детской деятельности.

Особенности протекания интегрированной деятельности и специфические (индивидуальные) проявления ребенка в ней определяются сформированным у ребенка опытом реализации интегрированных видов деятельности. Данный опыт рассматривается как субъективный (собственный, принадлежащий конкретному ребенку, отражающий его интересы и желания) и как субъектный (реализующий позицию ребенка как субъекта, проявляющийся в осознанности, целенаправленности и планировании собственных действий). Благодаря данному опыту ребенок приобретает возможность выбирать, ставить задачи деятельности и последовательно добиваться их успешного решения, при необходимости согласуя свои действия с действиями партнера.

Ребенок в качестве субъекта интегрированной деятельности может построить свою деятельность в рамках поэтапного решения ее задач, выполняя функции целеполагания, планирования, принятия решений для достижения цели, контроля и анализа, запроса о необходимой помощи, оценки и презентации результата.

Таким образом, предметно-развивающая среда интегрированных видов деятельности представляет собой дидактически организованное пространство, в котором ребенок может проявить практическую и творческую активность в реализации содержания интегрированной деятельности с учетом сформированного опыта, и которое обуславливает решение задач образовательных областей специфическими средствами ее компонентов.

Специфика данной среды заключается в том, что она стимулирует проявление детьми интегративных качеств личности в выборе ими способов решения предложенных задач (заданий), в характере действий с представленными материалами и оборудованием, в характере отношений к реализуемой деятельности, к самому себе как ее субъекту, взаимоотношений с партнерами и др.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Какой нормативный документопределяет требования к учебно-материальному обеспечению предметно-развивающей среды в ДОУ?

2. Какие требования предъявляются к созданию предметно-развивающей среды интегрированных видов деятельности?

 

Задания для практического занятия:

1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3. Выберите одну из категорий дошкольников с ОВЗ (дети с ЗПР, слабослышащие, слабовидящие, с ОНР, нарушениями опорно-двигательного аппарата или др.) Определитеособые образовательные потребности данной категории дошкольников.

4. Спроектируйте предметно - развивающую среду длявыбранной Вамикатегории воспитанников дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с целями и задачами дошкольного образования, с учетом состояния здоровья детей.

5. Оформите проект в виде подробного описания содержания и оборудования центров развития. Можно дополнить проект эскизами, которые следует поместить в отдельную папку-приложение.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01, при наличии прилагается папка-приложение с эскизами предметно-развивающей среды.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Российский образовательный портал. Дети с трудностями в обучении. [Электронный ресурс] [web-сайт]. http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=14981

2. Артамонова, О.В. Организация предметно – пространственной среды в дошкольном учреждении: учебное пособие для студ. факультета дошк. Воспитания [Текст]: О.В. Артамонова. – Тольятти, 1996. – 20 с.

Раздел ПМ 3. «Систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: