Введение
Моё знакомство с метафорическими картами началось случайно. Я отдыхала на Майорке. На этот раз, собираясь в спешке, не подумала о главном атрибуте отдыха — книгах. Опомнилась только в аэропорту, купив на бегу что-то лёгкое и незамысловатое. На четвертый день отдыха стало понятно, что читать нечего. Гуляя по Пальме, я забрела в магазинчик и без надежды на успех спросила, есть ли что-нибудь на русском. Продавец задумался и, к моему удивлению, дал мне выпущенный издательством «Речь» набор открыток (уж не знаю, как он оказался в этом месте, — просто мистика какая-то...) с притчами. Открытки поразили моё тогдашнее неискушенное воображение. На одной стороне — текст притчи, на другой — афоризм-вывод и две картинки. Одна картинка — акварельный пейзаж, вторая — конкретное изображение некоего объекта (кувшина, статуэтки и т.д.). Я читала притчи, пыталась понять связь текста и афоризма, а потом и изображений. Вытаскивала открытки вслепую, выбирала в открытую. Словом, развлекалась, как могла. Открытки произвели фурор среди моих взрослых клиентов, студентов и подростков.
Я начала своего рода коллекционирование. Оказалось, что наборов психологических открыток не так уж мало. Но любимыми остались те, что привезены с Майорки.
А потом я наткнулась на книгу В. Киршке «Клубника за окном» (Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. — ОН Verlag, 2010.) и начала собирать метафорические карты. В моей коллекции появились колоды «Персона», «Персонита», «ЭККО», «Сага», «О»-карты... Спустя какое-то время я написала письмо Любови Мошинской, которая много лет работает с картами в Израиле и России, обучает специалистов, и снова счастливое стечение обстоятельств: ровно через неделю я оказалась на её семинаре в Москве.
Если говорить о параллельных течениях в жизни, то стоит упомянуть ещё об одном - настольная игра «Dixit», основой которой являются картинки с абстрактными, символичными и конкретными изображениями. Опыт участия в этой игре, а потом и её проведения мне пригодился тоже.
Когда писала этот текст, сложилось странное ощущение: разные события, случайные покупки и знакомства как будто вели к тому,чтобы в моей истории появились «Роботы», иони действительно оказались прекрасным инструментом, облегчающим работу с детьми и делающим её необыкновенно увлекательной.
О метафорических картах
Карты как инструмент работы психолога
Многообразие колод метафорических карт поражает. Они совершенно разные по образам: это и потрясающая утончённая графика (колода «Жизнь как чудо»), акварельные рисунки (колода «Сага»), фотографии, коллажи» полотна великих художников, мультяшные картинки, даже карикатурно-ироничные изображения. Они разные и по видам — портретные, ресурсные, со слонами и текстом и без них. Хотя, как показывает опыт, любое деление весьма условно.
«Я не перестаю удивляться тому, насколько много умных и тонко чувствующих людей используют карты, тому, как много изобретено способов применения карт. И главное, все эти способы имеют одну общую черту — они помогают аутентичному осознанию и выражению себя», - эту фразу МоритцаЭгетмейера (МогitzEgetmeyer) я чаще всего встречаю в качестве эпиграфа кразного рода публикациям о метафорических картах. Что же такое метафорические карты? Часто на этот вопрос авторы, пишущие о них, отвечают метафорическим языком. Спектр ответов широк:
· это ДВЕРЬ во внутренний мир человека;
· это МОСТИК между разными частями одной личности или разными личностями;
· это ДОРОГА к своему Я;
· это ОКНО, позволяющее заглянуть в душу другого человека или выглянуть из привычной реальности;
· это КНИГА историй о самом себе и о себе в мире людей;
· это ЗЕРКАЛО, отражающее состояние и проблемы людей;
· это ЧУДО, ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА и т.д.
Но больше всего мне нравится фраза МоритцаЭгетмейера: «Моя жизнь с картами — это путешествие с сюрпризами». Надо сказать, что на данном этапе, с одной стороны, создается очень романтизированный образ карт. Авторы, пишущие о них, склонны прибегать к огромному количеству метафор, что может быть связано с вдохновением от предмета описания и с его неоднозначностью, непонятностью и волшебностью. Но, с другой стороны, чётко определены функции метафорических карт, способы их применения в самых разных областях:
1. Карты стимулируют клиента к разговору о себе и своих проблемах. Как сказал один из моих клиентов, карты как будто «развязывают язык, и ты незаметно для себя рассказываешь о своей жизни».
2. Они позволяют находиться в режиме беседы, диалога, интерактивного взаимодействия.
3. Карты помогают «подружиться со своей интуицией». Авторы неоднократно говорили о том, что при работе с метафорическими картами активизируется левое полушарие головного мозга, благодаря чему человек начинает иначе смотреть на привычные вещи и обстоятельства.
4. Карты позволяют человеку создать цельный образ своего Я. Л. Мошинская называет карты «триггерами, позволяющими человеку встретиться с самим собой» в обход рационального мышления и естественного сопротивления. Внутренний диалог, экстериоризация проблемы — это всё про целостный образ себя.
5. Карты создают чувство единения с другими людьми за счёт понимания того, что «...мы все неразрывно связаны друг с другом на более глубоком уровне, а наши мысли и ассоциации приходят из обширного общего для всех нас моря,... которое Юнг назвал "коллективным бессознательным"» (Киршке, 2010).
Метафорические карты — это не новый вид терапии, не её отдельное направление, это инструмент работы, который может быть использован любым специалистом, исходя из его профессиональных предпочтений. Выражаясь словами Л. Тальписа, много лет обучающего специалистов работе с картами, «абсолютная универсальность и фантастическая изящность применения карт» в разных направлениях работы поражает. По сути, это инструмент, который звучит так, как сочтёт нужным музыкант, на нём играющий.
По мнению О.С. Демченко, врача-психотерапевта, психолога-консультанта, в основу этого психологического инструмента заложен закон проекции. Она определяет карты как «инновационный инструмент», в основе которого лежат такие психологические феномены, как проекция, диссоциированное состояние иметафора.
О проекции говорят практически все авторы, определяя карты как стимул, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека. Благодаря проекции как процессу психологической защиты, внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то извне, а не изнутри него самого.
Ощущение безопасности при работе с картами О.С. Демченко и другие авторы связывают с диссоциацией как психическим процессом, также относимым к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Состояние диссоциации — это состояние, при котором человек ощущает себя находящимся вне события, воспринимает его со стороны, как зритель и слушатель. Рассказывая об изображенных на картах героях, развивая сюжет, он сохраняет ощущение нереальности происходящего, и это придаёт ему уверенности в безопасности, стимулирует к самораскрытию и самопознанию.
Не очень понятно, как действуют механизмы диссоциации в случаях, когда человек, работая с картами, говорит от первого лица, рассказывая о том, что произошло именно с ним, а не с кем-то. В данном случае речь идёт об ассоциированном состоянии. Начиная работать с картами, важно помнить, что человек чувствует себя спокойно, безопасно, когда рассказывает о том, что видит, в третьем лице. А ассоциированное состояние — это следующий этап работы с картами. То есть карты дают возможность целенаправленно использовать эти состояния для решения разных психологических задач. Соответственно можно выделить уровни погружения:
· диссоциированный (то, что происходит с образами на карте);
· метафорический (то, что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью);
· реальный (то, что происходит с клиентом в реальной жизни).
Все три уровня могут быть задействованы в беседе в разных пропорциях.
Потенциал диссоциированного уровня — безопасное исследование актуальных для человека событий и переживаний через художественные образы. На этом уровне вопросы должны фокусироваться на углублении и расширении описания карты; задача — максимальное насыщение истории проективным материалом.
Метафорический уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте; прояснении чувств, мыслей, импульсов; расшифровке основной метафоры.
На реальном уровне в фокусе разговора и вопросов находятся актуальные события и переживания человека. Это по сути то, о чём он мог сказать и без работы с ассоциативно-метафорическими картами.
Метафора, лежащая в основе ассоциативных карт, основана на подобии или сходстве.
Вопросом метафоры занимаются представители разных областей науки: лингвисты, психологи, философы. Р. Бендлер и Д. Гриндер, основоположники НЛП, наблюдали за клинической работой М. Эриксона и выстроили свое лингвистически-ориентированное представление о механизме воздействия метафоры.
Согласно их теории, метафора действует по принципу триады, проходя через три стадии значения:
1. Метафора представляет поверхностную структуру значения, непосредственно выраженную в словах рассказа.
2. Поверхностная структура приводит в действие ассоциированную с ней глубинную структуру значения, косвенно соотнесенную со слушателем.
3. Это, в свою очередь, приводит в действие возвращенную глубинную структуру значения, непосредственно относящуюся к слушателю.
Таким образом, мы видим, что механизмы воздействия карт достаточно хорошо изучены, и это делает их надежным инструментом работы психолога. Вместе с тем красочные и увлекательные карты отвечают естественным потребностям ребенка, а потому существенно облегчают работу с детьми, делают ее живой и увлекательной.