Карты как инструмент работы психолога

Введение

Моё знакомство с метафорическими картами началось слу­чайно. Я отдыхала на Майорке. На этот раз, собираясь в спешке, не подумала о главном атрибуте отдыха — книгах. Опомнилась только в аэропорту, купив на бегу что-то лёгкое и незамысловатое. На четвертый день отдыха стало понятно, что читать нечего. Гуляя по Пальме, я забрела в магазинчик и без надежды на успех спросила, есть ли что-нибудь на русском. Продавец задумался и, к моему удивлению, дал мне выпущенный издательством «Речь» набор открыток (уж не знаю, как он оказался в этом месте, — просто мистика какая-то...) с притчами. Открытки поразили моё тогдашнее неискушенное воображение. На одной стороне — текст притчи, на другой — афоризм-вывод и две картинки. Одна картинка — акварельный пейзаж, вторая — конкретное изо­бражение некоего объекта (кувшина, статуэтки и т.д.). Я чита­ла притчи, пыталась понять связь текста и афоризма, а потом и изображений. Вытаскивала открытки вслепую, выбирала в от­крытую. Словом, развлекалась, как могла. Открытки произвели фурор среди моих взрослых клиентов, студентов и подростков.

Я начала своего рода коллекционирование. Оказалось, что наборов психологических открыток не так уж мало. Но люби­мыми остались те, что привезены с Майорки.

А потом я наткнулась на книгу В. Киршке «Клубника за окном» (Ассоциативные карты для ком­муникации и творчества. — ОН Verlag, 2010.) и начала собирать метафорические карты. В моей кол­лекции появились колоды «Персона», «Персонита», «ЭККО», «Сага», «О»-карты... Спустя какое-то время я написала письмо Любови Мошинской, которая много лет работает с картами в Израиле и России, обучает специалистов, и снова счастливое стечение обстоятельств: ровно через неделю я оказалась на её семинаре в Москве.

Если говорить о параллельных течениях в жизни, то стоит упомянуть ещё об одном - настольная игра «Dixit», основой которой являются картинки с абстрактными, символичными и конкретными изображениями. Опыт участия в этой игре, а потом и её проведения мне пригодился тоже.

Когда писала этот текст, сложилось странное ощущение: разные события, случайные покупки и знакомства как будто вели к тому,чтобы в моей истории появились «Роботы», иони действительно оказались прекрасным инструментом, облегчающим работу с детьми и делающим её необыкновенно увлекательной.

 

О метафорических картах

 

Карты как инструмент работы психолога

 

Многообразие колод метафорических карт поражает. Они совершенно разные по образам: это и потрясающая утончённая графика (колода «Жизнь как чудо»), акварельные рисунки (ко­лода «Сага»), фотографии, коллажи» полотна великих художни­ков, мультяшные картинки, даже карикатурно-ироничные изо­бражения. Они разные и по видам — портретные, ресурсные, со слонами и текстом и без них. Хотя, как показывает опыт, любое деление весьма условно.

«Я не перестаю удивляться тому, насколько много умных и тонко чувствующих людей используют карты, тому, как много изобретено способов применения карт. И главное, все эти спо­собы имеют одну общую черту — они помогают аутентичному осознанию и выражению себя», - эту фразу МоритцаЭгетмейера (МогitzEgetmeyer) я чаще всего встречаю в качестве эпиграфа кразного рода публикациям о метафорических картах. Что же такое метафорические карты? Часто на этот вопрос авторы, пишущие о них, отвечают метафорическим языком. Спектр ответов широк:

· это ДВЕРЬ во внутренний мир человека;

· это МОСТИК между разными частями одной личности или разными личностями;

· это ДОРОГА к своему Я;

· это ОКНО, позволяющее заглянуть в душу другого чело­века или выглянуть из привычной реальности;

· это КНИГА историй о самом себе и о себе в мире людей;

· это ЗЕРКАЛО, отражающее состояние и проблемы людей;

· это ЧУДО, ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА и т.д.

Но больше всего мне нравится фраза МоритцаЭгетмейера: «Моя жизнь с картами — это путешествие с сюрпризами». Надо сказать, что на данном этапе, с одной стороны, создается очень романтизированный образ карт. Авторы, пишущие о них, склон­ны прибегать к огромному количеству метафор, что может быть связано с вдохновением от предмета описания и с его неодно­значностью, непонятностью и волшебностью. Но, с другой сто­роны, чётко определены функции метафорических карт, спосо­бы их применения в самых разных областях:

1. Карты стимулируют клиента к разговору о себе и своих проблемах. Как сказал один из моих клиентов, карты как будто «развязывают язык, и ты незаметно для себя рас­сказываешь о своей жизни».

2. Они позволяют находиться в режиме беседы, диалога, ин­терактивного взаимодействия.

3. Карты помогают «подружиться со своей интуицией». Авторы неоднократно говорили о том, что при работе с метафорическими картами активизируется левое по­лушарие головного мозга, благодаря чему человек начи­нает иначе смотреть на привычные вещи и обстоятель­ства.

4. Карты позволяют человеку создать цельный образ своего Я. Л. Мошинская называет карты «триггерами, позволяю­щими человеку встретиться с самим собой» в обход ра­ционального мышления и естественного сопротивления. Внутренний диалог, экстериоризация проблемы — это всё про целостный образ себя.

5. Карты создают чувство единения с другими людьми за счёт понимания того, что «...мы все неразрывно связаны друг с другом на более глубоком уровне, а наши мысли и ассоциации приходят из обширного общего для всех нас моря,... которое Юнг назвал "коллективным бессознатель­ным"» (Киршке, 2010).

Метафорические карты — это не новый вид терапии, не её отдельное направление, это инструмент работы, который может быть использован любым специалистом, исходя из его профес­сиональных предпочтений. Выражаясь словами Л. Тальписа, много лет обучающего специалистов работе с картами, «абсо­лютная универсальность и фантастическая изящность приме­нения карт» в разных направлениях работы поражает. По сути, это инструмент, который звучит так, как сочтёт нужным музы­кант, на нём играющий.

По мнению О.С. Демченко, врача-психотерапевта, психолога-консультанта, в основу этого психологического инструмента зало­жен закон проекции. Она определяет карты как «инновационный инструмент», в основе которого лежат такие психологические фе­номены, как проекция, диссоциированное состояние иметафора.

О проекции говорят практически все авторы, определяя кар­ты как стимул, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека. Благодаря проекции как процессу психологической защиты, внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то извне, а не изнутри него самого.

Ощущение безопасности при работе с картами О.С. Демченко и другие авторы связывают с диссоциацией как психическим процессом, также относимым к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Состояние диссоциации — это состояние, при котором человек ощущает себя находящимся вне события, воспринимает его со стороны, как зритель и слуша­тель. Рассказывая об изображенных на картах героях, развивая сюжет, он сохраняет ощущение нереальности происходящего, и это придаёт ему уверенности в безопасности, стимулирует к самораскрытию и самопознанию.

Не очень понятно, как действуют механизмы диссоциации в случаях, когда человек, работая с картами, говорит от первого лица, рассказывая о том, что произошло именно с ним, а не с кем-то. В данном случае речь идёт об ассоциированном состоя­нии. Начиная работать с картами, важно помнить, что человек чувствует себя спокойно, безопасно, когда рассказывает о том, что видит, в третьем лице. А ассоциированное состояние — это следующий этап работы с картами. То есть карты дают возмож­ность целенаправленно использовать эти состояния для реше­ния разных психологических задач. Соответственно можно вы­делить уровни погружения:

· диссоциированный (то, что происходит с образами на карте);

· метафорический (то, что клиент видит в карте и соотно­сит со своей реальностью);

· реальный (то, что происходит с клиентом в реальной жизни).

 

Все три уровня могут быть задействованы в беседе в разных пропорциях.

Потенциал диссоциированного уровня — безопасное иссле­дование актуальных для человека событий и переживаний че­рез художественные образы. На этом уровне вопросы должны фокусироваться на углублении и расширении описания карты; задача — максимальное насыщение истории проективным ма­териалом.

Метафорический уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте; прояснении чувств, мыслей, импульсов; рас­шифровке основной метафоры.

На реальном уровне в фокусе разговора и вопросов находятся актуальные события и переживания человека. Это по сути то, о чём он мог сказать и без работы с ассоциативно-метафориче­скими картами.

Метафора, лежащая в основе ассоциативных карт, основана на подобии или сходстве.

Вопросом метафоры занимаются представители разных об­ластей науки: лингвисты, психологи, философы. Р. Бендлер и Д. Гриндер, основоположники НЛП, наблюдали за клиничес­кой работой М. Эриксона и выстроили свое лингвистически-ориентированное представление о механизме воздействия мета­форы.

Согласно их теории, метафора действует по принципу триа­ды, проходя через три стадии значения:

1. Метафора представляет поверхностную структуру зна­чения, непосредственно выраженную в словах рассказа.

2. Поверхностная структура приводит в действие ассоции­рованную с ней глубинную структуру значения, косвенно соотнесенную со слушателем.

3. Это, в свою очередь, приводит в действие возвращенную глубинную структуру значения, непосредственно относя­щуюся к слушателю.

Таким образом, мы видим, что механизмы воздействия карт достаточно хорошо изучены, и это делает их надежным инстру­ментом работы психолога. Вместе с тем красочные и увлекатель­ные карты отвечают естественным потребностям ребенка, а по­тому существенно облегчают работу с детьми, делают ее живой и увлекательной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: