Создание картин социальной ситуации ребенка

Работа строится по принципу «познакомь меня со своей семьей». «Портретами» членов семьи могут быть любые кар­точки.

Например, использование колод «Персона» и «Персонита» дает возможность не только расположить картинки, но и ис­пользовать рамки из колоды «О»-карт (рамки, по периметру которых написано слово — например, «одиночество», а карта вставляется внутрь рамки) для обозначения ключевого слова для каждого члена семьи. Этот вариант хорошо использовать в работе с подростками. С одной стороны, проясняется картина жизни подростка: становится наглядной, понятной как для него самого, так и для специалиста. С другой стороны, это терапевтичный процесс. Особенно если мы выкладываем с подростком желаемый вариант расположения карточек, подбираем нуж­ные слова для тех членов семьи, которые создают конфликтное поле.

В качестве портретов членов семьи могут выступать пред­меты-символы (например, из колоды «Сага») или абстрактные изображения (например, из колоды «ЭККО»).

Дорисовка

Об этой форме работы много сказано, особенно при описа­нии упражнений с колодой «ЭККО». Карта воспринимается как фрагмент большой картины, которую предлагается дорисовать. Дорисовка пользуется невероятным успехом у детей. Например, в одной из групп дети сами предложили создать одну большую картину с тремя фрагментами-картами. А еще одна группа под­ростков с удовольствием договаривалась о создании одной об­щей картины, куда каждый вставлял свой фрагмент-карту, по­ясняя, продолжением или частью чего она является.

Рисование по мотивам выбранной карты, «врисовывание» карты в некий рисуночный сюжет возможны и с другими коло­дами, имеющими вполне конкретные изображения.

Сопровождение изменений

Принятие новой роли — сложная задача для человека, тем более для ребенка. Новая роль требует от нас изменении, мо­тивация на которые может быть попросту не сформирована.

Принятие новой роли, сформированная мотивация к измене­ниям — задачи, которые можно решать с помощью метафори­ческих карт.

Примеры новых ролей:

· я — школьник;

· я — старший брат (сестра);

· я — ответственный за (какое-то дело, поручение) и т.д.

Обычно такая работа с детьми и подростками делится насле­дующие этапы:

· каким я был;

· каким я стал, какой я сейчас;

· каким я хочу быть.

На каждый вопрос ребёнок может подбирать разные изобра­жения из разных колод, сравнивая их друг с другом, описывая свои чувства по поводу выбранных образов. Подросткам очень нравится, когда такая работа проводится вслепую.

 

Представление проблемы с разных точек зрения

Г. Кац и Е. Мухаматулина назвали эту технику «Очки»(Метафорические карты: руководство для психолога. — М,: Генезис, 2014.). Она предполагает выбор карточки, символизирующей проблему. На проблему предлагается посмотреть глазами разных людей: «Что бы сказали про эту карту мама (папа, бабушка, брат, учитель и т.д.), если бы её увидели?» Это позволяет взглянуть на ситуацию с разных точек зрения, расширить представления о происхо­дящем. Надо сказать, что так называемое «туннельное зрение» свойственно многим детям (да и взрослым!), соответственно, упражнение часто вызывает затруднения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: