Карты в работе с детьми

Почти во всех книгах о метафорических картах описывает­ся работа с детьми и подростками, в колодах есть изображения, которые, очевидно, будут близки и понятны ребенку, а соответ­ственно, пригодны как для работы с детьми, так и для работы с «внутренним ребенком» каждого взрослого.

Тем не менее, вопросы об особенностях использования ме­тафорических карт в работе с детьми остаются актуальными.

Ребёнок оперирует образами. Рациональное мышление и уме­ние обозначить чувство словом возникает позже. Определенный уровень развития абстрактного мышления» необходимый для работы с картами, накладывает возрастные ограничения на их применение.

Так, например, затруднительно работать с детьми младше 5 лет, поскольку они мыслят очень конкретно; не всегда воз­можна эффективная работа в случае отставания в развитии или психических нарушений. Кроме того, у ребёнка, как и у любого взрослого, который работал с метафорическими кар­тами, есть свои пристрастия, любимые и нелюбимые коло­ды. Отношения к колодам меняется со временем: какие-то из них надоедают, а какие-то, наоборот, «дожидаются своего часа».

Описано много видов работы с детьми с помощью карт.

Самый простой — это использование карт в качестве стимульного наглядного материала для развивающих и дидакти­ческих игр. Целями такой работы могут быть:

- развитие речи во всем его разнообразии — от расширения словарного запаса до формирования связности;

- развитие логического мышления, включающее навыки обобщения, исключение лишнего, продолжение логиче­ского ряда, составление аналогий и т.д.;

- развитие памяти, в основном зрительной;

- развитие номинативной функции: от обозначения отдель­ных конкретных (например, этнических) объектов до аб­страктных понятий (эмоциональные состояния, челове­ческие качества, нравственные категории и т.д.).

Я быназвала этот подход традиционным психолого-педа­гогическим. Для такой работы можно использовать любые картинки, в том числе и самостоятельно изготовленные (и всегда так и было). Ни в коей мере не умаляю важности этого направления работы, просто есть ощущение, что возможно­сти карт гораздо шире и глубже. В сущности, в работе с деть­ми карты выполняют те же функции, что и в работе со взрос­лыми.

Как выбирать карты

В работе с детьми может быть использована любая колода, но при условии выборочного предъявления карт, то есть карты желательно отбирать. Я, например, работая с «О»-картами, убираю слова: «гомосексуальность», «секс» и т.д. Это касается даже подростков. Возможно, это мое ханжество... Но думаю, это целесообразно: маленьким детям эти слова могут быть и вовсе незнакомы, а имея дело с подростками мы рискуем затронуть такие темы, которые требуют особой работы, и не все готовы к ней. Также я стараюсь отложить картинки с изображениями гробов, отрезанных голов, обнаженных тел и т.д.

Хотя, безусловно, из правил есть исключения. Описанный в книге В. Киршке «Клубника за окном» случай работы с девоч­кой 12-ти лет, подвергшейся сексуальному насилию со сторо­ны отца, говорит об обратном. Психолог не отбирал карточки в колоде «О»-карт, использовал колоду целиком. Девочка вы­ложила карточки с изображением половых органов, сцен угро­зы и опасности, что дало возможность работать с пережива­ниями ребенка.

Моя коллеге, работая с ребенком, ставшим свидетелем убий­ства отца, дала ему возможность выплеснуть гнев, страх с по­мощью карточек с изображениями крови, оружия, отрезанных голов и рук, облегчив страдания ребенка, у которого в течение года проявлялись психосоматические заболевания, вызванные его эмоциональным состоянием.

Если перед специалистом не стоит задача работать с травма­тическими детскими состояниями, то карточки следует отбирать, откладываянаиболее «опасные»,провокационные.Если речь идет оработе с тревожными детьми, то на начальных эта­пах также стоит очень внимательно отнестись к содержанию изображений, Я сторонник того, что лучше перестраховаться, чем рисковать.

Ещёодин важный момент: карт не должно быть слишком много или слишком мало, количество должно быть оптималь­ным. Слишком маленький или слишком большой выбор может поставить и ребенка, испециалиста в тупик. На наш взгляд, для

работы с дошкольниками достаточно оставить 20-30 карт, а с подростками — 40-50.

«Ополовинить» колоду имеет смысл в случаях, когда вы ра­ботаете с очень подвижными, нетерпеливыми детьми, а также в работе с тревожными детьми, которым сложно сделать какой-­то выбор.

Я обычно на первых этапах работы «присматриваюсь» к ре­бенку, предлагая ему рассмотреть предложенный набор карто­чек, как правило, собранный из нескольких колод.

Первая реакция на колоду уже бывает показательная. «Ого-го! Сколько!»—это может быть сказано с восторгом или с ужа­сом. Также при рассматривании часто встречаются следующие реакции: уточнение задачи («Что я должен сделать?»), пере-формулировка инструкции («Я должен выбрать самую кра­сивую (некрасивую)?»«Я буду раскладывать на правильные инеправильные?»), комментарии. Всё это даёт информацию о личностных особенностях, эмоциональном состоянии, воз­можных стратегиях дальнейшей работы с конкретным ребен­ком. При этом мне хочется отметить, что результаты наблюде­ния за ребенком, подростком — просто ориентир для дальней­шей работы с ним. Диагностика с помощью метафорических карт, наверное, возможна, но требует научного обоснования, которое пока не сделано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: