Почти во всех книгах о метафорических картах описывается работа с детьми и подростками, в колодах есть изображения, которые, очевидно, будут близки и понятны ребенку, а соответственно, пригодны как для работы с детьми, так и для работы с «внутренним ребенком» каждого взрослого.
Тем не менее, вопросы об особенностях использования метафорических карт в работе с детьми остаются актуальными.
Ребёнок оперирует образами. Рациональное мышление и умение обозначить чувство словом возникает позже. Определенный уровень развития абстрактного мышления» необходимый для работы с картами, накладывает возрастные ограничения на их применение.
Так, например, затруднительно работать с детьми младше 5 лет, поскольку они мыслят очень конкретно; не всегда возможна эффективная работа в случае отставания в развитии или психических нарушений. Кроме того, у ребёнка, как и у любого взрослого, который работал с метафорическими картами, есть свои пристрастия, любимые и нелюбимые колоды. Отношения к колодам меняется со временем: какие-то из них надоедают, а какие-то, наоборот, «дожидаются своего часа».
|
|
Описано много видов работы с детьми с помощью карт.
Самый простой — это использование карт в качестве стимульного наглядного материала для развивающих и дидактических игр. Целями такой работы могут быть:
- развитие речи во всем его разнообразии — от расширения словарного запаса до формирования связности;
- развитие логического мышления, включающее навыки обобщения, исключение лишнего, продолжение логического ряда, составление аналогий и т.д.;
- развитие памяти, в основном зрительной;
- развитие номинативной функции: от обозначения отдельных конкретных (например, этнических) объектов до абстрактных понятий (эмоциональные состояния, человеческие качества, нравственные категории и т.д.).
Я быназвала этот подход традиционным психолого-педагогическим. Для такой работы можно использовать любые картинки, в том числе и самостоятельно изготовленные (и всегда так и было). Ни в коей мере не умаляю важности этого направления работы, просто есть ощущение, что возможности карт гораздо шире и глубже. В сущности, в работе с детьми карты выполняют те же функции, что и в работе со взрослыми.
Как выбирать карты
В работе с детьми может быть использована любая колода, но при условии выборочного предъявления карт, то есть карты желательно отбирать. Я, например, работая с «О»-картами, убираю слова: «гомосексуальность», «секс» и т.д. Это касается даже подростков. Возможно, это мое ханжество... Но думаю, это целесообразно: маленьким детям эти слова могут быть и вовсе незнакомы, а имея дело с подростками мы рискуем затронуть такие темы, которые требуют особой работы, и не все готовы к ней. Также я стараюсь отложить картинки с изображениями гробов, отрезанных голов, обнаженных тел и т.д.
|
|
Хотя, безусловно, из правил есть исключения. Описанный в книге В. Киршке «Клубника за окном» случай работы с девочкой 12-ти лет, подвергшейся сексуальному насилию со стороны отца, говорит об обратном. Психолог не отбирал карточки в колоде «О»-карт, использовал колоду целиком. Девочка выложила карточки с изображением половых органов, сцен угрозы и опасности, что дало возможность работать с переживаниями ребенка.
Моя коллеге, работая с ребенком, ставшим свидетелем убийства отца, дала ему возможность выплеснуть гнев, страх с помощью карточек с изображениями крови, оружия, отрезанных голов и рук, облегчив страдания ребенка, у которого в течение года проявлялись психосоматические заболевания, вызванные его эмоциональным состоянием.
Если перед специалистом не стоит задача работать с травматическими детскими состояниями, то карточки следует отбирать, откладываянаиболее «опасные»,провокационные.Если речь идет оработе с тревожными детьми, то на начальных этапах также стоит очень внимательно отнестись к содержанию изображений, Я сторонник того, что лучше перестраховаться, чем рисковать.
Ещёодин важный момент: карт не должно быть слишком много или слишком мало, количество должно быть оптимальным. Слишком маленький или слишком большой выбор может поставить и ребенка, испециалиста в тупик. На наш взгляд, для
работы с дошкольниками достаточно оставить 20-30 карт, а с подростками — 40-50.
«Ополовинить» колоду имеет смысл в случаях, когда вы работаете с очень подвижными, нетерпеливыми детьми, а также в работе с тревожными детьми, которым сложно сделать какой-то выбор.
Я обычно на первых этапах работы «присматриваюсь» к ребенку, предлагая ему рассмотреть предложенный набор карточек, как правило, собранный из нескольких колод.
Первая реакция на колоду уже бывает показательная. «Ого-го! Сколько!»—это может быть сказано с восторгом или с ужасом. Также при рассматривании часто встречаются следующие реакции: уточнение задачи («Что я должен сделать?»), пере-формулировка инструкции («Я должен выбрать самую красивую (некрасивую)?»«Я буду раскладывать на правильные инеправильные?»), комментарии. Всё это даёт информацию о личностных особенностях, эмоциональном состоянии, возможных стратегиях дальнейшей работы с конкретным ребенком. При этом мне хочется отметить, что результаты наблюдения за ребенком, подростком — просто ориентир для дальнейшей работы с ним. Диагностика с помощью метафорических карт, наверное, возможна, но требует научного обоснования, которое пока не сделано.