Критерии определения субъектов малого предпринимательства

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплинам

Предпринимательское право,

Управление предпринимательской деятельностью

Специальность «Операционная деятельность в логистике»

 

 

Одобрено

ЦМК «Управления, экономики и права»

Протокол № __________

«____» _______________ 2014

Председатель ЦМК

__________________

 

Автор: Никифорова Елена Григорьевна, преподаватель правовых дисциплин ГАОУ СПО СО УРТК им. А.С. Попова


Содержание

1. Малое предпринимательство ……………………………………………..4

1.1 Критерии определения субъектов малого предпринимательства…..4

1.2 Особенности малого бизнеса в России……………………………….7

1.3 Государственная поддержка малого бизнеса………………………...8

2. Организация и развитие собственного дела………….........................................12

2.1 Общие условия создания собственного дела………………………..12

2.2 Предпринимательская идея и ее выбор……………………………...18

2.3 Формы организации бизнеса…………………………………………31

2.4 Сущность, формы и виды лизинга…………………………………..32

2.5 Франчайзинг…………………………………………………………..39

2.6 Выбор организационно-правовой формы для ведения бизнеса…...54

3. Предпринимательские решения…………………………………………69

3.1 Предпринимательские решения: сущность и понятия……………..69

Малое предпринимательство

1) Критерии определения субъектов малого предпринимательства.

2) Особенности малого бизнеса в России.

3) Государственная поддержка малого бизнеса.

Критерии определения субъектов малого предпринимательства

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия.

По данным Всемирного банка, общее число критериев (показателей), по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Наиболее часто применяются такие критерии, как средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах основным критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

В Европейском союзе принята следующая классификация малых и средних предприятий:

- Микро-предприятия – с числом работающих не более девяти человек;

- малые предприятия – с числом работающих от 10 до 49 человек;

- средние предприятия – с числом работающих от 50 до 249 человек.

Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий.

Например, в Австрии к малым предприятиям относятся те, у которых число работающих не более 50 человек, годовой доход не превышает 5 млн. евро, либо балансовая стоимость активов не более 2 млн. евро; доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%.

В Италии к микро-предприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек; к малым – от 20 до 99 человек; к средним предприятиям (малым) – от 100 до 199 человек; к средним предприятиям (большим) – от 200 до 499 человек.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как весьма малые, до 99 человек – как малые, от 100 до 499 человек – как средние и свыше 500 – как крупные.

В России малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Поначалу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек; в науке и научном обслуживании – 100; в других отраслях производственной сферы – 25; в розничной торговле – 15 человек.

Наряду с этим учитывался и объём хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена.

Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, средняя численность работников за отчетный период не превышает:

- в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеуказанной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство товаров малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор и т.д. Развитие малых предприятий ведёт к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: