Сущность, формы и виды лизинга

Понятие лизинга определено в Федеральном законе от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)» (ст. 2).

Лизинг (от англ.leasing) – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, указанных в договоре, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Лизинговая сделка – это совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга. Иными словами, по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке связано с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования в середине 1989 г. Первым шагом в формировании правил применения лизинга стало принятие Основ законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г.и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором был закреплен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

Российские лизинговые компании начали образовываться с середины 1990 г. В октябре 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг». В 1994 г. «Рослизинг» стал корреспондентским членом Европейской Федерации ассоциаций лизинговых компаний LEASEUROPE.

С другими видами аренды договор лизинга объединяет то, что имущество передается арендодателем арендатору во временное владение и пользование. Вместе с тем ему присущи следующие особенности, которые позволяют рассматривать его как самостоятельный вид договора аренды.

1)В качестве участника обязательств по договору лизинга наряду с лизингодателем и лизингополучателем обычно выступает продавец имущества — его собственник.

2) Лизингодатель не является собственником или титульным владельцем имущества, которое подлежит передаче в лизинг. Более того, на него возлагается обязанность приобрести в собственность имущество, принадлежащее другому лицу (продавцу), при этом он должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи в лизинг.

3) Активная роль в обязательствах по лизингу принадлежит лизингополучателю. Именно он определяет продавца и указывает имущество, которое должно быть приобретено лизингодателем для последующей передачи в лизинг. Исключение составляют случаи, когда договором лизинга обязанности по установлению продавца и выбору имущества возлагаются на лизингодателя.

4) Передача по договору лизинга имущества лизингополучателю производится продавцом этого имущества. Однако ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности продавцом возлагается на лизингодателя и наступает в форме возмещения убытков или требования лизингополучателя о расторжении договора.

Объектом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Не могут быть предметом лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое в соответствии с законом запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Субъектами лизинга являются:

Лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество, а затем предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое получает имущество — предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец (поставщик) — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает ему в обусловленный срок производимое (закупаемое) имущество, являющееся предметом лизинга.

Лизинговая сделка может предусматривать оказание различных дополнительных услуг, без которых предмет лизинга использовать невозможно. Эти услуги оказывает лизингодатель как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга. К ним относятся:

приобретение у третьих лиц прав на интеллектуальную собственность (ноу-хау, лицензионных прав, прав на товарные знаки, марки, программное обеспечение и др.), а также товарно-материальных ценностей, необходимых в период проведения монтажных и пусконаладочных работ;

осуществление таких работ и обучение персонала;

подготовка производственных площадей и коммуникаций, услуги по проведению работ, связанных с установкой предмета лизинга, послегарантийное обслуживание и ремонт предмета лизинга, и др.

Общая схема лизинговой сделки и финансовых потоков приведена на рисунке 8.2.

 


Рисунок 8.2 - Общая схема лизинговой сделки и финансовых потоков

 

В соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» различают две формы лизинга:

внутренний, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации;

международный, когда лизингодатель или лизингополучатель — нерезиденты Российской Федерации.

Используется лизинг долгосрочный, осуществляемый в течение трех лет и более; среднесрочный, действующий от полутора до трех лет; краткосрочный — до полутора лет.

Основные виды лизинга:

финансовый (капитальный);

оперативный (сервисный);

возвратный.

При финансовом (капитальном) лизинге лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях.

Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы лизинговых платежей, если иное не предусмотрено договором.

Финансовый лизинг характеризуется тем, что:

в нем участвует третья сторона (поставщик или производитель объекта сделки);

срок лизингового соглашения продолжительный (обычно близкий к сроку службы объекта сделки), что позволяет лизингодателю через лизинговые платежи полностью возмещать расходы по приобретению имущества;

договор не может быть расторгнут до истечения основного срока лизинга, т.е. срока, необходимого для возмещения расходов лизингодателя;

лизингодатель не выполняет работ по обслуживанию оборудования в процессе его эксплуатации.

По истечении срока действия лизингового договора лизингополучатель может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также выкупить объект лизинга по остаточной стоимости.

При оперативном (сервисном) лизинге лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. При этом лизинговая компания должна быть хорошо знакома с конъюнктурой рынка инвестиционных товаров.

Оперативный лизинг характеризуется тем, что:

лизинговый договор заключается, как правило, на короткий и средний сроки, значительно меньшие, чем срок физического износа оборудования. По истечении срока его действия и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не может требовать перехода права собственности на предмет лизинга;

лизингодатель не рассчитывает возместить все свои затраты за счет поступления лизинговых платежей от одного лизингополучателя, поэтому предмет может быть передан в лизинг неоднократно в течение срока амортизации;

в отличие от финансового лизинга предусматривается не только предоставление лизингодателем оборудования в аренду, но и его наладка, обслуживание, ремонт, профессиональная подготовка специалистов, страхование; осуществляется, таким образом, полносервисный или частичносервисный лизинг (в договоре оговаривается разделение обязанностей);

лизинговый договор может быть расторгнут лизингополучателем в любое время;

ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге. Это связано с тем, что лизингодатель не имеет полной гарантии окупаемости затрат и вынужден учитывать различные коммерческие риски (не найти арендатора на весь объем имеющегося оборудования, досрочного расторжения договора и др.).

Особенностями оперативного лизинга обусловлено его широкое распространение в торговле, на транспорте, в горнодобывающей промышленности, строительстве, электронной обработке информации.

При возвратном лизинге (разновидность финансового) продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. Он применяется в тех случаях, когда организация испытывает временные трудности в финансовых средствах или желает подстраховать себя на случай дальнейшего ухудшения финансового положения (например, при падении курса акций). С этой целью она может продать часть своей собственности (зданий, оборудования) лизинговой компании и одновременно заключить с ней лизинговый договор на передачу ей своего бывшего имущества на условиях лизинга. Подобная сделка позволяет получить денежные средства за счет продажи средств производства лизинговой компании, не прекращая их эксплуатации, и использовать их для новых капитальных вложений. После окончания срока лизингового договора, выплаты лизингодателю всей суммы лизинговых платежей имущество может вновь перейти в собственность бывшего владельца, если в договоре предусмотрен его выкуп организацией при укреплении финансового положения.

Операции возвратного лизинга разгружают баланс организации и способствуют повышению ее финансовой устойчивости, так как ведут к изменению собственника имущества. Кроме того, организация платит меньшие налоги на имущество и прибыль.

Сублизинг – особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором. Лицо, осуществляющее операцию, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга. При этом необходимо обязательное письменное согласие лизингодателя.

По типу имущества выделяют: лизинг движимого имущества (машинно-технический лизинг — транспортные средства, средства связи и др.); лизинг недвижимости (производственных, торговых, Складских и других зданий и сооружений).

Франчайзинг

Суть франчайзинга (от англ, franchising — право, привилегия) как формы делового сотрудничества заключается в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потреби­телям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказании услуг под торговой маркой данной компании.

Головная компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой торговый знак, ноу-хау и операционные системы, называется франчайзером.

Мелкая компания, которая по договору получает передаваемые франчайзером права, называется франчайзинг (оператором). Онаможет быть специально создана головной фирмой. Оператор явля­ется юридическим лицом и самостоятельным производителем, имеет свой расчетный счет и самостоятельный баланс, но осущест­вляет свой бизнес под вывеской франчайзера, т е. пользуется eraторговой маркой.

Эта форма сотрудничества особенно эффективна для вновь возникающих предприятий, поскольку авторитет уже «наработан» франчайзером, на рекламу почти не нужно тратить средств, потре­битель уже привык к торговой марке, к товару или услуге.

Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Фран­чайзер исследует и развивает бизнес, тратит деньги на продвиже­ние бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (так называемый бренднэйм).

После того как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции н успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные по­ставки (материалы, расходные средства). Эти скидки дают возмож­ность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низ­кой цене, что с финансовой точки зрения более выгодно, чем раз­вивать бизнес без франчайзера.

Франчайзи покупает возможность обучения и помощь при соз­дании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (ро­ялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а лишь имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом пе­реговоров. Таким образом, франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзи делает первоначальный взнос за по­мощь по созданию и открытию бизнеса.

Франчайзи обязуется продавать продукт или услуги по заранее определенным правилам ведения коммерческой деятельности, которые устанавливает франчайзер. В обмен франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт иуслуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Таким образом, франчайзи имеет прекрасную возможность получить прибыль. Если он следует правилам ведения бизне­са по франшизе, то его бизнес будет успешным.

Франшиза — это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другое ее название — франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важ­ные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, пе­редаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предприни­мателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительно­го опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных про­дажах при минимальных затратах. Он должен следовать правилам ведения бизнеса и участвовать в рекламных и маркетинговых ком­паниях. проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер пре­доставляет ему необходимую поддержку с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Для того чтобы достичь необходимого уровня взаимодействия, франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером, а именно:

- полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и цен­ности в данном бизнесе;

- доверять и уважать франчайзера и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзера к себе;

- принимать четко установленные правила и обязанности, опи­санные в договоре, поскольку после подписания договора они не подлежат никаким изменениям или дополнениям;

- следовать операционным процедурам и стандартам, установ­ленным франчайзером;

- стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с со­гласия франчайзера) и постоянного вкладывания усилий в бизнес Заинтересованные в покупке франшизы коммерческие струк­туры должны решить, являются ли для них приемлемыми такие взаимоотношения.

Виды франчайзинга. В зависимости от сферы использования вы­деляют следующие виды франчайзинга:

- сбытовой;

- товарный;

- промышленный;

- деловой.

Сбытовой франчайзинг используется производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функциони­рование которой находится под его контролем.

Товарный франчайзинг представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером и под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного товара; на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера.

Основным условием сделки является то, что франчайзи обязу­ется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, ко­торые могут составить конкуренцию.

Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и ус­луг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. При этом следует отметить относительно невысокую степень perламентации его обязанностей в силу однородности деятельности.

Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различивши регионами, расширяя географию рынка сбыта.

Основными различиями между товарным франчайзингом и дилерством являются: большая привязанность к товарному знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзеромфранчайзи и исключительный сбыт продукции.

Промышленный франчайзинг представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции.

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca-Cola, Pepsi). Первым договором коммерческой концессии, содержащим объекты промышленной собственности и зарегистрированным в Патентном ведомстве России (Роспатенте) в июне 1996 г., стал договор между американской компанией «Колгейт-Палмолив» (правообладатель и российским АО «Колгейт-Палмолив» (пользователь). По этому договору наряду с правом использования фирменного наименова­ния российскому пользователю было передано на использование 35 изобретений, семь промышленных образцов в области произ­водства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое и коммерческое ноу-хау.

Деловой франчайзинг предусматривает передачу не только то­варного знака, но и технологии ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой-франчайзером.

Применение делового франчайзинга («бизнес-формат») харак­терно для предприятий общественного питания, розничной тор­говли, проката и бытового обслуживания, деловых и профессио­нальных услуг бизнесу и населению. Франчайзи берет на себя обя­зательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управ­ления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и разви­тия производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы.

Данный вид франчайзинга предусматривает безусловно тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информа­цией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи. Следует отметить, что в неко­торых системах франчайзинга разница между товарным и деловым франчайзингом порой не столь очевидна (например, магазины мо­роженого «Баскин-Роббинс»).

В зависимости от формы выделяют:

- региональный франчайзинг;

- субфранчайзинг.

Региональный франчайзинг характеризуется тем, что франчайзи получает право на освоение определенного района (создание фран­шизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговорен­ным количеством предприятий и графиком их открытия. Откры­ваемые предприятия не имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиалами франзайзи.

Субфранчайзинг предусматривает передачу франчайзи прав (иногда исключительных) в пределах строго установленной терри­тории на продажу франшиз третьим лицам — субфранчайзи. В со­глашении может оговариваться, что некоторые субфранчайзи име­ют право управлять более чем одной торговой единицей. В такомслучае договор на субфранчайзи называют многоэлементной фран­шизой.

В зависимости от профиля экономической деятельности различают:

промышленный (производственный) франчайзинг. Договор про­мышленного франчайзинга касается производства товаров. Фран­чайзи уполномочен производить товары под маркой франчайзера и при его поддержке. Франчайзер имеет, таким образом, возможность продвигать свои товары и марки без значительных дополнительных инвестиций. Франчайзер оказывает управленческие консультации, проводит обучение персонала, оказывает техническую и коммерческую поддержку, предоставляет ноу-хау, право использования торговой марки и другие права на интеллектуальную собственность, занимается решением вопросов, связанных с рекла­мой. Наиболее известные договора промышленного франчайзинга связаны с производством товаров таких фирм, как Campari, Schweppes, Coca-Cola, Pepsi-Cola;

франчайзинг распределения. В данном случае франчайзер является либо производителем, либо оптовиком, реализующими товары под своей маркой через франчайзинговую сеть. Обязанности фран­чайзера заключаются в предоставлении консультаций, подготовке персонала, предоставлении прав использования марок товаров, яв­ляющихся предметом франшизы. Широко известными франшизами в данной области являются Santal, Veritas, Unic, YvesRocher, Christiansens;

франчайзинг услуг. Франчайзинг в области услуг заключается в том, что франчайзер, обладающий специфическим методом или практикой предоставления определенных услуг, уполномочивает франчайзи использовать эти же методы или практики в предоставлении таких же услуг. Наиболее распространенными франчайзин­говыми сетями в области услуг являются McDonald's, PizzaHut, Fast-Foods, Hertz, Avis, Rentacar, Sheratton, Hilton, HolidayInn.

В зависимости от уровня посредничества выделяют:

прямой франчайзинг — представляет собой традиционную форму франчайзинга и заключается в том, что франчайзер сотрудничает напрямую со всеми франчайзи, действующими на различных территориях и входящими в его сеть;

мастер-франчайзинг — заключается в том, что франчайзер подписывает базовый договор с подфранчайзером, а последний, в свою очередь, — с множеством франчайзи на соответствующей территории.

Механизм франчайзинга позволяет добиваться усовершенствования и, вследствие этого, улучшения положения фирмы на рынке. Задачей франчайзи является лишь поиск успешных фирм в желае­мой области деятельности и ведение переговоров о получении франшизы.

Формы франчайзинга. Основными критериями классификации форм франчайзинга являются:

- профиль экономической деятельности;

- участие в капитале предприятия-франчайзи;

- посредничество во франчайзинге.

Профиль экономической деятельности. В международном биз­несе франчайзинг получил наибольшее распространение в таких областях коммерческой деятельности, как розничная торговля и сфера услуг. Это связано с тем, что инвестиции в данных отраслях небольшие и организация бизнеса «с нуля» требует меньше време­ни. Что касается производственных предприятий, то там ситуация иная, что и обусловило передачу не всего бизнеса, а определенных производств, технологий, патентов и проч. Соответственно, в дан­ной области распространены упрощенные формы франчайзинга: лицензионное производство, международная производственная кооперация и производство на давальческом сырье.

Основными областями для использования франчайзинга в Рос­сии в зависимости от профиля экономической деятельности явля­ются: общественное питание; автотранспортные услуги; услуги по домохозяйству; услуги в сфере туризма, спорта и развлечений; ме­дицинские услуги; услуги в сфере строительства; обучение и курсы повышения квалификации; социальные услуги; бизнес-услуги, розничная торговля; промышленность.

Общественное питание (рестораны быстрого обслуживания; пиццерии). Наиболее широкое распространение в России фран­чайзинговая система получила в сфере быстрого питания. В усло­виях дефицита времени и ускоренного ритма жизни многие высоко оценивают услуги ресторанов «фаст-фуд», которые предоставляют стандартный ассортимент блюд высокого качества, а также бы­строе обслуживание и приятный интерьер и атмосферу. Они очень удобны для приема пищи работниками близлежащих учреждений во время обеденного перерыва, а также для туристов и всей семьи в выходные дни.

Московский рынок быстрого питания почти на одну треть заполнен иностранными франчайзинговыми фирмами. Развивается рынок на периферии. Здесь можно отметить сеть кафе-мороженое «БаскинРоббинс» и российско-кондитерском предприятии «Москва–Макдональдс». Только в 2002 году компания "Макдональдс" открыла в России 21 ресторан быстрого обслуживания.

Активно использует методы франчайзинга сеть ресторанов «Ростик’с».

Услуги подставке на дом пиццы и прочих блюд, а также возможность осуществлять покупки не выходя из автомобиля представляют дополнительные выгоды для некоторых категорий клиентов.

Автотранспортные услуги (пассажирские перевозки, ремонт автомобилей, заправка и мойка автомобилей, прокат автомобилей, покраска автомобилей, автошколы, транспортно–экспедиционные услуги). На первый взгляд, может показаться, что рынок этих услуг давно насыщен и нет необходимости в создании новых предприятий. Однако те, кто встречались с безразличием персонала на существующих станциях техобслуживания, с отсутствием запчастей и низким качеством обслуживания, убедились в необходимости предприятий нового типа.

То же самое можно сказать и о пассажирском транспорте: переполненные утренние маршруты такси в городах и анархия на междугородних маршрутах представляют серьезные шансы для фирм, готовых показать более высокий уровень организации деятельности и обслуживания клиентов.

Услуги по домохозяйству (поддержание и уборка дома и помещений, ремонт электрических сетей в домах и квартирах, установка и ремонт бытовой техники на дому, ремонт и обновление мебели на дому). В последнее время появилось все больше людей, которые с удовольствием согласились бы уступить специализированной фирме уборку жилища, установку и ремонт бытовой техники и т.д.

В качестве потенциальных клиентов необходимо рассматривать деловых людей, представителей свободных профессий, агентства по недвижимости, арендующие квартиры, а также некоторые предприятия и организации. Очень важно, чтобы фирма, предоставляющая такого рода услуги, имела безупречную репутацию у клиентов, учитывая то обстоятельство, что услуги оказываются на дому у клиента.

Услуги в сфере туризма, спорта, развлечений (туристические агентства, гостиницы, мотели, танцевальные кружки, спортклубы, прокат палаток, роликовых коньков, велосипедов, лодок, бассей­ны, сауна, клубы отдыха и развлечений). В последнее время наблю­дается недостаток фирм, оказывающих подобные услуги, особенно лицам со средним уровнем доходов. Кроме того, следует учитывать наметившуюся переориентацию на ведение здорового образа жиз­ни. Агротуризм представляет собой также одну из возможностей, которая могла бы пользоваться высоким спросом у городских жи­телей и туристов.

Медицинские услуги (медицинские центры (общие и специали­зированные), центры диетического питания, фитнес-центры, про­филактории). Люди готовы заплатить любую цену за свое здоровье. Это, однако, не означает, что, учреждая частную клинику, нужно обязательно устанавливать максимальные цены. Основой успеха является эффективность предложенных методов лечения, незави­симо от того, основаны они на традиционной или нетрадиционной медицине. Это тот случай, когда информация об успехе или неуда­че распространяется самими клиентами со скоростью света.

Услуги в сфере строительства (проектирование и строительство домов, ремонт квартир, установка водомеров, газовых счетчиков, сантехнические работы, установка подъездных дверей и оконных решеток). Сегодня в этой сфере на внутреннем рынке образовалась относительно свободная ниша. Даже существующие фирмы, пред­лагающие «евроремонт», не всегда могут похвастаться высоким ка­чеством работ. А цены на самом деле «европейские».

Обучение и курсы повышения квалификации (иностранные языки, бухгалтерский учет, компьютер и информационные технологии, лицеи, детские сады, детские центры). В настоящее время на рынке труда больше востребованы лица, владеющие иностранными язы­ками, и специалисты в области информационных технологий. Од­новременно наблюдаются ориентация рынка на небольшие группы обучения и индивидуальный подход.

Социальные услуги (химчистки, парикмахерские, фотостудии, мастерские по ремонту бытовой техники, обуви и т.д.). Сегодня стоимость ремонта телевизора, часов или телефонного аппарата составляет 30—80% цены нового аппарата. В сельской местности дефицит этих услуг ощущается белее остро, и цены иногда выше, чем в городах. Относительно свободная ниша на этом сынке, естественно, будет занята теми, кто готов предложить разумные цены и хорошее качество.

Бизнес-услуги (бухучет и аудит, Интернет, информационные] технологии, почтовые услуги и экспресс-отправления, услуги по обустройству интерьера помещений, услуги безопасности, склад­ские услуги и др.). Малые фирмы не могут себе позволить содержа­ние большого количества работников, особенно если речь идет о каких-либо периодических работах. Часто оказывается более вы­годной их передача специализированным фирмам. В данном слу­чае, кроме экономической выгоды, высоко ценится надежность фирмы, предлагающей соответствующие услуги, в информационном плане (конфиденциальность информации).

Розничная торговля (организация продажи автомобилей, товаров для детей, бытовых товаров и оборудования, продовольствен­ных товаров, спортивных товаров, косметики, одежды и обуви, то­варов для домашних животных и др.). Хорошо известно, что легче всего деньги зарабатываются в торговле. И этим воспользовалось большинство «первопроходцев» российского бизнеса. Сегодня же, когда число коммерсантов увеличилось настолько, что прибыль некоторых из них не превышает заработную плату государственного служащего среднего звена, возникла проблема переориентаций бизнеса или его реструктуризации.

Одним из основных решений является дифференциация торговых предприятий, т.е. осуществление определенных изменений в бизнесе, способных четко выделить данное предприятие на фон конкурентов.

В последние годы в России широко применяет франчайзинг: сеть универсамов эконом класса «Пятерочка». Только в 2002 г. «Пя­терочка» ввела в эксплуатацию 40 универсамов в Москве, 15 — в Петербурге, пять — в Воронеже, два — в Челябинске.

«Пятерочка» продвигает в регионы высокодоходный интеллектуальный продукт, включающий комплекс современных технологий, мощную систему информатизации, отношения с более чем 500 поставщиками, а также услуги по подготовке специалистов для сбытовой сети. При этом основу предлагаемых товаров составляю продукты местных товаропроизводителей.

В качестве примера можно привести также фирменные магазины местных производителей, которые отличаются более низкими ценами и отсутствием фальсифицированных товаров, специализированные магазины по продаже высококачественных товаров хорошо известных западных фирм (Adidas, Nike, HugoBossи проч). Ориентация на низкие цены всегда представляет собой привлека­тельную для клиентов альтернативу.

В то же время им сложно конкурировать с городскими рынка­ми, однако можно найти ту «золотую середину», которая будет при­влекать покупателей, живущих поблизости. И не последнюю роль в этом может сыграть сервис: уважительное отношение продавцов, точный расчет суммы к оплате, упаковка товаров, доставка на дом, гарантии и проч. Эти «мелочи» могут иметь решающее значение для клиентов в выборе того или иного магазина.

Производство (радиоэлектронная, машиностроительная, табач­ная, легкая, пищевая промышленность, промышленность строй­материалов и др.). Производственная отрасль России в большей степени унаследована от централизованной планово-экономиче­ской системы. Поэтому ее основными характеристиками являются большие размеры предприятий, потеря традиционных рынков (стран СНГ), недостаток знаний и навыков работы в условиях ры­ночной экономики. Вместе с тем именно промышленные предпри­ятия имеют больше шансов умножить достигнутые успехи путем использования механизма франчайзинга. В первую очередь речь идет о франчайзинге распределения, когда компании создают сеть дилеров-франчайзи на всей территории страны.

Большой интерес для них может представлять и производст­венный франчайзинг или кооперация с широко известными на международном рынке производителями. Речь идет, прежде всего, о предприятиях Западной Европы. Для начала могут оказаться взаимовыгодными даже упрощенные формы франчайзинга, а именно:

международная производственная кооперация — кооперация с зарубежными фирмами из той же отрасли или смежных отраслей, в результате которой российские компании производили бы опреде­ленные комплектующие изделия или узлы, детали для их дальней­шего использования в производственном процессе;

лицензионное производство — передача технологии производст­ва, в том числе патентов на изобретения, ноу-хау, торговых марок и проч. за соответствующую плату;

производство на давальческом сырье (толлинг) осуществляется на основании производственно-технологической документации партнера и с использованием его сырья и материалов.

Сложно конкурировать в вышеуказанных областях с фирмам из таких стран, как Польша, Чехия, Словения, Венгрия, Словаки Румыния. Эти страны тоже готовы принимать аналогичные предложения со стороны известных фирм (Daimler-Chrysler, BMW, Siemens, Eriksson. Procter&Gamble, PhilipMorrisи др.). И все же принцип экономической выгоды может дать в некоторых случая реальные шансы и российским предприятиям: все зависит от условий сотрудничества и бизнес-среды в стране.

Участие в капитале предприятия-франчайзи. В своей классической форме франчайзинг не предусматривает участия партнера в капитале. Однако на практике такие случаи иногда имеют место.

В России возможны два варианта сотрудничества в этом плане:

1) франчайзи самостоятельно учреждает предприятие;

2) совместное создание предприятия франчайзером и франчайзи.

Учитывая, что стороны должны доказать взаимную полезность независимо от каких-либо финансовых обязательств, первый вариант представляется более предпочтительным.

Франчайзи согласится работать на определенных условиях и осуществлять соответствующие платежи только в том случае, если дело застуживает того, и помощь, полученная от франчайзера, су­щественна. Со своей стороны, франчайзер сделает все возможное для того, чтобы не потерять определенного франчайзи, если по­следний показывает высокие результаты. В этих целях франчайзер постарается совершенствовать бизнес и проводить гибкую политику франчайзинговых платежей.

Что касается второго варианта, то в России участие франчайзера в капитале встречается у двух гигантов мирового франчайзинга — Coca-Colaи McDonald’s.

Общее правило такой формы сотрудничества, как совместное создание предприятий, состоит в том, что зарубежные партнеры согласны только на условия владения контрольным пакетом в капитале. Они не спешат предоставлять свои ресурсы российскому партнеру, который, по всей вероятности, будет распоряжаться ими хуже, чем сам собственник.

И все же потенциальные франчайзи имеют определенные шан­сы получить финансовую поддержку со стороны партнера в виде 30—40% инвестиций в уставный капитал (деньги или оборудование). От франчайзи, однако, требуются доказательства относительно своих особых качеств и репутации в бизнесе. Кроме того, вполне возможно, что договор будет предусматривать выкуп доли франчайзера, как только финансовое положение франчайзи позволит это.

Имеют место и такие ситуации, когда имидж франчайзера и его опыт в бизнесе не столь широко известны и франчайзи смог бы на­стаивать на своем участии в создании совместного предприятия. Речь идет в первую очередь о тех случаях, когда начальный фран­чайзинговый взнос достаточно высок и существует риск создания финансовых «пирамид».

Посредничество в франчайзинге. В России нет мастер-франчай­зинга в его классической форме, и это, по мнению деловых людей, связано с тем, что сложно делегировать обязанности субфранчайзера местным экономическим агентам из-за недостатка опыта в данной области. Поэтому были найдены альтернативные реше­ния — функции субфранчайзера выполняют:

- представительство франчайзера в России;

- представительство франчайзера в одной из соседних стран;

- субфранчайзер в одной из соседних стран.

В то же время уже существуют удачные примеры продвинутого сотрудничества между партнерами, которое в будущем сделает воз­можным появление сетей франчайзинга в различных областях биз­неса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: