3.1 Предпринимательские решения: сущность и понятия /9.2 Особенности предварительного решения /9.3. Классификация предпринимательских решений
9.1 Предпринимательские решения: сущность и понятие
Реализация идеи, принятой предпринимателем, дает возможность получить информацию, что позволяет предпринимателю оценить последствия, связанные с этой идеей. На основе этой информации предприниматель пытается ответить на вопросы:
сможет ли он совершить действия, необходимые для реализации идеи (приобрести необходимое оборудование, получить нужное сырье, привлечь для работы квалифицированные кадры и т.п.)
какой первоначальный капитал для реализации идеи потребуется предпринимателю, сможет ли он его получить и за счет каких источников;
достаточен ли для него рассчитанный размер прибыли.
В результате проведенной оценки предприниматель принимает одно из следующих решений:
приступить к реализации идеи;
отказаться от использования идеи;
отложить на определенный, срок начало реализации идеи.
Принятие предпринимателем решения представляет собой результат психологического убеждения его в верности имеющейся информации и в способности осуществить предполагаемые для реализации идеи действия.
Принятие решений, так же как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.
Последовательность действий предпринимателя, необходимых для осмысления идеи и принятия решения, представлена на рис. 9.1.
| 1. Зарождение идей предпринимательства |
| 7. Принятие предпринимательского решения; подготовка к практической реализации идей |
| 6. Экспертная оценка |
| 5. Выявления эффекта возможной реализации идей |
| 4. Расчеты издержек производства |
| 3. Получение реальной информации (выявления соотношения между спросом и предложением, определение цены) |
| 2. Первичная экспертная оценка идеи |
Рисунок 9.1 - Последовательность действий предприятия
Процесс принятия решений отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации. Непрерывная последовательность решений характеризует непрерывность процесса управления. Изучение процесса разработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, так как содержание управления раскрывается в содержании принимаемых решений.
Цикл управления начинается с постановки целей и выявления проблем; продолжается разработкой и принятием необходимого решения; заканчивается организацией и контролем его выполнения.
Анализ полученного результата служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляя, таким образом, управленческий цикл. Эго показывает, что всякое управление представляет собой вполне определенную последовательность действий:
определение состояния управляемого объекта (идентификация проблемы);
выработка для данного состояния оптимального воздействия (разработка и принятие решения);
реализация решения (рис. 9.2).
Таким образом, смысл управления состоит в достижении поставленных целей, а сущность управления заключается в разработке, принятии и реализации решения. В процессе любой деятельности возникают ситуации, когда один человек или группа людей сталкиваются с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться предпринимательским решением.
9 Предпринимательские решения
| Обратная связь |
| Цели |
| Информация о желаемом состоянии |
| Информация о действительном состоянии |
| Ситуация |
| Решение |
| Управляющее воздействее |
| Объект управления |
Рисунок 9.2 - Схема формирования предпринимательского решения
Таким образом, предпринимательское решение — это выбор альтернативы (необходимость выбора).
9.2 Особенности предпринимательского решения
Ежедневно каждый человек десятки раз что-то выбирает (выбор одежды, выбор блюд, выбор транспорта, выбор специальности, места работы, выбор отдыха и т.д.), при этом приобретаются навыки принятия решений. Однако решения, принимаемые в частной жизни, существенно отличаются отрешений, принимаемых в процессе управления предприятием. Эти отличия заключаются в следующем.
Цели. Субъект управления (будь то один человек или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.
Последствия. Выбор решения влияет на деятельность организации или конкретно на персонал организации. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений.
Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие предпринимательских решений — гораздо более сложный, ответственный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.
Указанные особенности принятия решений в организациях позволяют дать следующее определение предпринимательского решения.
Предпринимательское решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей хозяйствующего субъекта (организации).
Предпринимательское решение — это комплексное явление, и для понимания его сущности рассмотрим его основные аспекты:
1) психологический — предпринимательское решение рассматривается, прежде всего, как логико-мыслительный акт, т.е. понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы;
2) информационный — процесс принятия решения рассматривается как процесс преобразования исходной информации в информацию управленческого решения, а само решение трактуется как информация, специально собранная, проанализированная и переработанная субъектом управления;
3) юридический — внимание уделяется правовой стороне принятия предпринимательского решения — его полномочности и юридическим последствиям. Решение при этом рассматривается, прежде всего, как организационно-правовой акт, принятый субъектом управления в установленном порядке и оформленный соответствующим образом;
4) организационный — предпринимательское решение определяется как один из моментов волевого действия руководителя, стоящий в выборе цели действия и средств ее достижения и организующий практическую деятельность субъектов управления.
Каждый из этих аспектов концентрирует внимание на каком-то одном, пусть и важном аспекте предпринимательского решения но не дает полного представления о нем. И только их объединение позволяет понять сущность такого сложного процесса, как принятие решений.
Технология принятия предпринимательских решений представляет собой последовательность действий, объединенных в логическую систему, обеспечивающих анализ альтернативных вариантов и выявление наиболее эффективного (рисунок 9.3).
| Альтернатива 1 (проект 1) |
| Альтернатива 2 (проект 2) |
| Альтернатива 3 (проект 3) |
| Предприниматель |
Рисунок 9.3 - Схема технологии принятия решения
Предприниматель может принимать решение на основе интуиции (т.е. неосознанного знания, полученного на основе опыта) или на основе реальных, логически связанных и расчетно обоснованных заключениях. Чаще всего предприниматель использует оба метода одновременно.
На первом этапе предприниматель рассматривает все возможные варианты (альтернативы) проектов с учетом внешней и внутренней среды.
На втором этапе он осмысливает альтернативы, выявляет их основные черты.
На третьем этапе по каждому проекту определяются требования, которые необходимо соблюсти для его реализации (необходимость конкретных ресурсов, финансирования, технологий).
На четвертом этапе намечаются конкретные действия, необходимые для реализации проекта (форма и порядок привлечения средств), рассчитывается стоимость проекта.
Пятый этап предполагает расчет вероятного экономического эффекта с учетом не самого благоприятного развития событий.
На шестом этапе сравниваются варианты пессимистического и оптимистического расчетов экономического эффекта.
На седьмом этапе производится сравнение принятых к рассмотрению проектов. Это сравнение производится по всей совокупности выявленных на ранних этапах количественных и качественных характеристик. Технически этот этап является наиболее сложным.
На последнем, восьмом, этапе происходит выбор одной из альтернатив. Он подразумевает принятие решения о реализации выбранной альтернативы.
Следует отметить, что с увеличением исходных альтернатив процесс принятия по ним решения значительно усложняется. Поэтому на первом этапе число альтернатив необходимо свести к минимуму.
9.3 Классификация предпринимательских решений
Существует ряд общих признаков, позволяющих классифицировать предпринимательские решения.
1) Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующие предпринимательского решения, можно разделить на:
традиционные (неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь произвести выбор из уже имеющихся альтернатив);
нетипичные (нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с поиском новых альтернатив).
2) Значимость цели. Принятие предпринимательского решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
3) Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком-либо одном подразделении организации или на нескольких. В этом случае решение можно считать локальным. Решение однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом. В этом случае оно будет глобальным.
4) Срок реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев, т е. между принятием решен и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок — решение будет краткосрочным. В то же время все более возрастают количество и значение долгосрочных, перспективных решений. результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
5) Прогнозируемые последствия. Большинство предпринимательских решений в процессе реализации, так или иначе, поддаются корректировке в целях устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т е. являются корректируемыми. Вместе тем принимают и решения, последствия которых необратимы (некорректируемые).
6) Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации. которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определенности) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределенности).
Детерминированные решения принимаются в условиях определенности, когда руководитель располагает практически полной достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов. Например, принимая решение о запуске в производство определенного изделия, руководитель может точно определить (по крайней мере, на ближайшую перспективу) уровень издержек производства, так как ставки арендной платы, стоимость материалов и рабочей силы могут быть рассчитаны довольно точно.
Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределенности. К их числу относятся решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Вероятность можно определить математически на основе статистического анализа опытных данных.
Например, компании по страхованию жизни на основе анализа демографических данных могут с высокой степенью точности прогнозировать уровень смертности в определенных возрастных категориях и на этой базе определять страховые тарифы и объем страховых взносов, позволяющих выплачивать страховые премии и получать прибыль. Вероятность, рассчитанная на основе информации, позволяющей сделать статистически достоверный прогноз, называется объективной.
В случаях, когда организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий, руководителям помогает опыт, который подсказывает, что именно может произойти с наибольшей вероятностью, поэтому данная оценка вероятности будет субъективной.
В рыночной экономике необходимо учитывать степень риска как важнейший фактор принятия предпринимательского решения.
Решение принимается в условиях неопределенности, когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его возможных результатов (встречается при решении новых, нетипичных проблем), когда требующие учета факторы новы и/или сложны, что о них невозможно получить достаточно информации, или принимать решение быстро.
Сталкиваясь с неопределенностью, управляющий может попытаться получить дополнительную информацию и еще раз проанализировать проблему с целью уменьшить ее новизну и сложность. В сочетании с опытом и интуицией это даст ему возможность оценить субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов,
Когда не хватает времени или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.
7 Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы. т.е. приниматься по заранее определенному алгоритму. Другими словами, формализованные решение — это результат выполнения заранее определенной последовательности действий. Руководство организации часто формализует решения для определенных, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы. которые не позволяют формализовать решение (неформализованные) В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
8 Число критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы проводится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. Если выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.
В практике управления подавляющее большинство решений многокритериальные, так как они должны одновременно отвечать многим критериям (объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.).
9 Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор окончательного решения из имеющихся альтернатив, может быть один человек, тогда решение будет единоличным.
Однако в современной практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Например, определенные решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрание руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Коллегиальная форма принятия решения снижает оперативность управления и размывает ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.
10 Способ фиксации. По этому признаку предпринимательские решения могут быть разделены на фиксированные, или документированные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа, приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (неимеющие документальной формы, устные).
Контрольные вопросы
1) Раскройте понятие и сущность предпринимательского решения.
2) С чем связана необходимость принятия решения?
3) Каковы основные виды предпринимательских решений?
4) Каковы особенности предпринимательского решения?
5) Как классифицируются предпринимательские решения?
6) Назовите основные этапы процедуры принятия решения.