Цели и задачи уроков по разделу «Зоология»

ТЕМА 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ЖИВОТНЫЕ» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ

План.

1. Структура и содержание курса.

2. Цели и задачи уроков по разделу «Зоология»

3. Методы обучения.

4. Организационные формы.

Литература.

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.

Поно-марева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика преподава-ния биологии.

 

Структура и содержание курса.

Раздел «Животные» является логическим продолжением раздела «Бактерии. Грибы. Растения», поэтому знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении растений, развиваются, дополняются и углубляются.

Изучение животных осуществляется в определенном порядке: сначала рассматриваются низшие формы, а затем – формы с более высокой организацией. Такое построение курса отражает процесс исторического развития животного мира, способствует формированию эволюционных понятий и научно-материалистического понимания исторического развития органического мира.

Содержание этого раздела представлено системой знаний о строении, жизни животных разных уровней организации: от одноклеточных до млекопитающих. Раскрываются взаимоотношения животных со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития, роль животных в природе и хозяйственной деятельности человека, рациональное использование и охрана животных. Сравнение строения животных из темы в тему по системам органов укрепляет сравнительно-анатомические знания доказательств эволюции.

Несмотря на общность содержания этого раздела, в разных вариантах программ оно представлено неодинаково.

Так, у некоторых авторов царство животных изучается в 6 классе в составе понятия «Живой организм» и в 7 классе в составе понятия «Многообразие живых организмов».

У других материал о животных изучается в 7 классе и излагается традиционно: от низших форм к высшим, морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические характеристики животных – в комплексе.

В третьем варианте программа содержит две главные темы: многообразие животных и строение индивидуальное развитие и эволюцию животных.

Цели и задачи уроков по разделу «Зоология»

В общем содержание раздела «Животные» носит комплексный характер, потому что здесь раскрываются такие категории специальных (зоологических) понятий, как морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, зоогеографические, палеонтологические, филогенетические, санитарно-гигиенические.

Кроме того, в содержании раздела «Животные» предусмотрено развитие тех общебиологических понятий, формирование которых было начато при изучении раздела «Растения»: организм, его клеточное строение, единство форм и функции, обмен веществ и энергии, индивидуальное развитие организмов, эволюционное развитие, связь организма со средой обитания. Таким образом, раздел «Животные» предполагает не только формирование новых знаний, но и развитие уже имеющихся.

Учебно-воспитательные задачи раздела «Животные» во многом совпадают с задачами предшествующего раздела. Знакомя учащихся с царством животных, учитель вооружает их системой знаний о закономерностях жизни животных, их многообразии, сложных взаимоотношениях с окружающей природой. Это позволяет содействовать формированию научно-материалистического мировоззрения и выработке атеистических взглядов. Содержание и построение раздела в восходящем порядке позволяет углубить у учащихся убеждения в реальности исторического развития органического мира.

При изучении зоологии учащиеся узнают, что жизненные процессы животных (питание, дыхание, выделение и т.д.) связаны с функциональной деятельностью определенных систем органов. Это убеждает их в материальной сущности протекающих у животных процессов. Этому способствует и формирование такого понятия, как обмен веществ и энергии. Материальность жизненных процессов может быть показана при изучении строения и функций живых организмов.

С научно-материалистических позиций особенно важно понимание целостности животного организма и его взаимосвязи с окружающей средой.

Изучение животных дает большой материал для экологического воспитания учащихся. В решении этой задачи необходимо использовать деятельностный подход. Формируя экологические знания, учитель должен отработать одну из центральных идей этого аспекта нравственности человека: человек не может жить вне природы, поэтому в целях сохранения жизни на земле он должен относиться к ней разумно, бережно заботясь о ее воспроизводстве. Школьники должны принимать активное участие в общественно полезной работе по охране животных и воспроизводству природных ресурсов. Решая задачи экологического воспитания, учитель должен осуществлять и экономическое воспитание школьников: привлекать внимание к рентабельности тех мероприятий, которые реализуются в стране в области животноводства, птицеводства, рыболовства и других отраслей сельского хозяйства.

Знакомство учащихся с развитием зоологической науки, с тем вкладом, который вносят ученые-зоологи в практику народного хозяйства, позволяет решать задачи патриотического, интернационального, трудового и нравственного, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Изучение конкретных зоологических объектов дает возможность показать, как важны для здоровья человека правила санитарии при общении с животными, профилактика поведения в отношении опасных для здоровья животных.

В целях эстетического воспитания школьников должна быть продолжена работа по развитию у них способности воспринимать и чувствовать красоту конкретного животного.

Изучение животного мира, общение с его представителями в школе и в естественных условиях положительно влияют на формирование таких качеств, как доброта, желание защитить слабого, вырабатывают наблюдательность, самостоятельность, ответственность.

Процесс изучения животных способствует развитию общеучебных и специальных умений. Учащиеся учатся наблюдать за животными, ставить с ними простейшие опыты, готовить зоологические микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, изготавливать зоологические коллекции, ухаживать за животными. Причем необходимо, чтобы вся эта работа носила творческий характер и способствовала развитию логического мышления.

Методы обучения.

При обучении разделу «Животные» используются те же группы методов (словесные, наглядные, практические), что и при изучении растений. На уроках применяются объяснение, беседа, рассказ, доказательство, описание, наблюдение, эксперимент, работа с учебником, демонстрация натуральных объектов, учебных фильмов и т.д.

Все эти методы и приемы, в зависимости от того, какие ситуации создает учитель на уроке, могут носить как иллюстративно-репродуктивный, так и поисково-исследовательский характер. Однако при их организации необходимо учитывать специфику зоологических объектов: одни из них подвижны, поэтому нужно научиться наблюдать их таковыми; других невозможно переместить в условия школьного кабинета, и поэтому надо научиться наблюдать их в естественных условиях; некоторые опасны для здоровья человека, значит, следует соблюдать профилактические меры. В связи с этим применение методов и методических приемов при изучении животных требует соответствующих профессиональных знаний и умений с учетом специфики этого раздела.

Совершенствование методов должно вестись в направлении повышения активности учащихся в обучении, привития им навыков самостоятельной работы, возможности которой велики. Прежде всего, студенты должны знать, что относится к самостоятельной работе учащихся. Самостоятельная работа – это активная познавательная деятельность всех учащихся класса, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально отведенное для этого время. При этом результаты самостоятельных мыслительных и физических действий школьников выражаются во внешне контролируемых учителем формах (рисунок, модель, сравнительная таблица, письменный ответ на вопрос и т.д.). Наличие у всех учащихся такого «продукта» выполнения задания очень важно для контроля, без чего невозможно управлять самостоятельной работой классного коллектива.

Самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании всех методов. При изучении животных можно проводить разнообразные самостоятельные работы с натуральными объектами и изобразительными средствами наглядности, с учебником и другой литературой, с аудиовизуальными средствами.

Изучение зоологических объектов связано с использованием методов наблюдения и эксперимента. Наблюдение зоологических объектов должно быть целенаправленным, с решением определенной задачи: установить те или иные характерные особенности строения в связи с выполняемыми функ-циями, образа жизни, поведения животных в связи со средой обитания. Наблюдения могут быть кратковременными, укладывающимися по времени в рамки урока, и реализующимися на лабораторных работах.

Длительные наблюдения чаще всего проводятся в уголке живой природы, в самой природе, требуют ведения дневника наблюдений и проводятся во внеурочное время.

Опыты с зоологическими объектами проводятся с целью нахождения ответа на тот или иной вопрос. Их проведение требует определенных условий и должно сопровождаться контролем. Доведение опыта до конца требует от учащихся настойчивости в работе, инициативы и творчества.

На уроках можно провести по карточкам практическую работу по определению распространенных бабочек, жуков - вредителей культурных растений. Элементарные упоминания и упражнения о систематических единицах в каждой теме помогут лучше запомнить их соподчинение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: