Этапы выполнения курсовой работы. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Педагогика»

Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Педагогика»

 

Общие требования к курсовой работе

Курсовая работа – одна из форм учебной работы студента. Она представляет собой учебное исследование, выполненное по утвержденной теме. Цель выполнения КР – научить обучающихся применять полученные знания на практике для решения конкретных задач.

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя - научного руководителя.

Научный руководитель консультирует студента по теме курсовой работы, помогает в формулировке целей и задач исследования, контролирует ход подготовки работы, но не предлагает готовых решений и выводов. Курсовая работа есть самостоятельная работа студента, показывающая степень готовности студента к аналитической и исследовательской деятельности.

Этапы выполнения курсовой работы

На основе разработанной преподавателем тематики рекомендуемых курсовых работ студенты выбирают тему, руководствуясь своими научными интересами, которые проявились во время подготовки рефератов, сообщений, участия в научно-педагогических конференциях. Студент имеет право самостоятельно предложить тему исследования, но и при этом тема обязательно должна быть согласована с научным руководителем.

По характеру аналитической и исследовательской деятельности курсовая работа может быть реферативно-теоретической, практической или опытно-экспериментальной. Отличия заключаются в следующем:

• в курсовой работе реферативно-теоретического характера на основе сравнительного анализа изученной литературы рассматриваются теоретические основы темы, приводится история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы в теории и практике;

• в курсовой работе практического характера кроме теоретических основ разрабатываемой темы представляются иллюстрации практического применения теоретических положений в каком- либо виде (дидактические материалы, методические или проектные разработки и т.п.);

• в курсовой работе опытно-экспериментального характера предполагается проведение эксперимента или его фрагмента с обязательным анализом результатов и рекомендаций по практическому применению.

Вторым этапом подготовки курсовой работы является изучение источников и литературы по теме. Оно имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы разными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние проблемы.

На этом этапе рекомендуется:

• не ограничиваться поиском только монографических изданий или сборников статей по теме, а тщательно просмотреть материалы научно-методической периодики (журналы, газеты, альманахи и т.п.), материалы научно-методических конференций, семинаров, педагогических чтений и т.п.;

• не забывать фиксировать полное библиографическое описание публикаций и изданий, следить, чтобы это описание сразу же соответствовало требованиям стандарта, - это существенно облегчит дальнейшую работу по составлению библиографического списка;

• помнить, что записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материалов, и фиксировать свои замечания, выводы по поводу источника письменно, причем делать это кратко и обозримо;

• использовать разнообразные формы записи необходимого материала (план, тезисы, конспект, выписки, а также картотеку идей, цитат методик) для облегчения в дальнейшем классификации и систематизации полученной информации, при этом обязательно указывать источник полученных сведений.

Результатом работы на этом этапе должен стать библиографический список или библиографическая картотека, кластер выписок или копий, которые желательно показать руководителю.

Третьим этапом подготовки курсовой работы является анализ выявленных материалов, определение степени изученности темы, необходимости более детального исследования отдельных ее аспектов. На этом же этапе осуществляется систематизация имеющейся информации, сопоставление различных точек зрения, выявление возможных противоречий и причин их появления.

На основе систематизации выявленных материалов составляется план теоретической части курсовой работы. Конкретное содержание плана и определение ее структуры зависит от поставленных целей и задач. План работы обязательно необходимо обсудить с руководителем работы.

Содержание четвертого и последующих этапов зависит от характера работы. Если работа имеет практический характер, то следующим этапом будет разработка приложений, если опытно-экспериментальный – то подготовка плана эксперимента и его осуществление.

Практическая часть курсовой работы может представлять собой небольшое экспериментальное исследование. В соответствии с темой курсовой работы необходимо определить задачи исследования, цели, определить предмет и объект исследования. Необходимо пользоваться такими методами исследования, как анализ документов, наблюдение, опрос, тестирование. Все эти методы исследования применяются как на первом этапе экспериментальной части работы с целью выяснения начального состояния изучаемого процесса, так и на последующих ее этапах. В рамках курсовой работы необходимо провести констатирующий эксперимент или обобщить опыт работы по исследуемой проблеме.

Констатирующий экспериментзаключается в выяснении особенности изучаемого процесса в данный момент без какого-либо воздействия.

Желательно приводить примеры, являющиеся обобщением передового опыта педагогической деятельности, широко использовать труды ученых-педагогов и с попыткой адаптировать их к решению поставленных в курсовой работе задач.

Разработанные приложения, и, особенно, план эксперимента целесообразно обсудить с руководителем.

Заключительный этап – составление текста курсовой работы.

Этап написания курсовой работы самый сложный: во-первых, требуется собрать воедино все то, что было наработано в теоретическом и практическом плане, во-вторых, необходимо правильно оформить работу. Научная работа должна продемонстрировать степень освоения технологии работы с литературой, уровень усвоения изученного материала, наличие собственной позиции в оценке полученной информации. Нередки случаи, когда интересные по содержанию работы неверно или небрежно оформляются, поэтому необходимо обращать внимание на сочетание теоретической полноты работы, ее практической направленности с грамотным и точным оформлением.

При составлении текста курсовой работы нельзя ограничиваться переписыванием фрагментов текста подобранной литературы, необходимо стремиться к проявлению самостоятельности в сравнениях, обобщениях и выводах.

Язык и стиль научно-исследовательской работы студентов. В целях грамотного описания научно-исследовательского материала предъявляются требования не только к содержанию и результатам курсовой работы, но и к их литературному и внешнему оформлению. Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, грамотным, научным языком. Следует обратить внимание на отработку каждого предложения, выбор необходимых формулировок, которые наиболее просто и четко, кратко и доступно выражали бы содержание излагаемых вопросов.

Курсовая работа должна быть написаны в рамках строго нормированного научного стиля, принадлежащего к книжным стилям литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей:
- обдумывание высказывания, монологический его характер;

- строгий отбор языковых средств;

- тяготение к нормированной речи.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера науки (естественные, гуманитарные) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом.

Стиль работы определяется целями научного исследования:

  • по возможности точно и полно объяснить факты социально-педагогической действительности;
  • показать причинно-следственные связи между явлениями;
  • выявить закономерности исторического развития и т.д.

Стиль научной работы характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания. Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изло­жения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит глав­ным образом из рассуждений, целью которых является до­казательство истин, выявленных в результате исследова­ния фактов действительности. Для научного текста характерны смысловая закончен­ность, целостность и связность.

На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком являются целенаправленность и прагматическая установка. Научный текст характеризует­ся тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспери­ментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, и, следовательно, использование специальной терминологии. Благодаря специальным терминам достигается возмож­ность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Следует твердо помнить, что научный термин не про­сто слово, а выражение сущности данного явления. Следо­вательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каж­дая наука имеет свою, присущую только ей, терминологи­ческую систему.

У письменной научной речи имеются и чисто стилисти­ческие особенности.Объективность изложения – основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфи­ки научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достовер­ности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, ра­зумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные ввод­ные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению и др.).

Сугубо деловой и конкретный характер описаний изу­чаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исклю­чает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобретательность. В настоящее время в научной речи уже довольно четко сформировались определенные стан­дарты изложения материала. Так, описание экспериментов делается обычно с помощью кратких страдательных при­частий.

Стиль письменной научной речи – это безличный моно­лог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логичес­кой последовательности сообщения, а не на субъекте.

Стало неписаным правилом, когда автор рабо­ты выступает во множественном числе и вместо «я» упот­ребляет «мы», что по­зволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точ­ность–одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Действительно, неправильно выбранное сло­во может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность. Очень часто точность нарушается в результате сино­нимии терминов. Терминов-синонимов в одном высказыва­нии быть не должно.

Другое необходимое качество научной речи – ее яс­ность. Ясность– это умение писать доступно и доход­чиво. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопреде­ленным или слишком обобщенным значением. Очень часто авторы пишут «и т.д.» в тех случаях, когда не знают, как продолжить перечисление, или вводят в текст фразу «вполне очевидно», когда не могут изложить доводы. Обороты «известным образом» или «специальными методами» нередко указывают, что автор в первом случае не знает, каким образом, а во втором – какими именно методами.

Краткость–третье необходимое и обязательное ка­чество научной речи, более всего определяющее ее куль­туру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служат здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смыс­ловой нагрузки, должны быть полностью исключены из тек­ста работы.

В построении предложений следует отметить тенденцию к сложным синтаксическим конструкциям. Такие структуры представляют собой удобную форму выражения сложной системы научных понятий, установления взаимоотношений между ними, таких, как понятия «родовые» и «видовые», причина и следствие, доказательства и выводы и т.д. Для этой цели часто строятся предложения с однородными членами и обобщающим словом (Социальная дезадаптация связана со многими факторами: гипоопека и гиперопека, нарушения в самосознании, деятельности, общении и др.).

Более широкое, родовое понятие раскрывается при помощи более узких, видовых понятий. В сложных предложениях, используемых в курсовых работах, часто встречаются составные подчинительные союзы (благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, несмотря на то что, в то время как, между тем, как, тогда, как и др.), позволяющие более точно выявить отношения между рассматриваемыми явлениями.

При анализе и разработке различных классификаций в тексте уместно употреблять соответствующие языковые средства (могут быть выделены следующие типы, отмечается ряд особенностей, рассмотрим подходы к классификации, в литературе описаны следующие разновидности, целесообразно различать, с учетом сказанного выделим, в основу классификации ложатся, попытаемся выделить основные признаки, будем различать разные виды, различают следующие варианты, изложим выделенные нами направления).

Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь (поэтому, при этом, сначала, затем, следовательно, на основе этого, это предполагает, в целом такими показателями являются, в связи со сказанным, с учетом этого, вместе с тем, наряду с, причем, это свидетельствует и др.)

Средствами связи частей текста служат также вводные слова и сочетания слов, а также клише (во-первых, во-вторых, наконец, с одной стороны, с другой стороны, одним из, прежде всего, в одних исследованиях отмечается, в других работах описывается, следующим вопросом для рассмотрения будет, на основе описанного мы обратились, соответственно будем считать, одновременно можно оценить, перейдем к более подробному изложению и др.), устанавливающие последовательность изложения.

При необходимости обращения внимания на определенные моменты в научно-исследовательской работе следует употреблять соответствующие конструкции языка (прежде всего необходимо подчеркнуть, уточним содержание близких понятий, специалисты подчеркивают, охарактеризуем подробнее, остановимся несколько подробнее, ключевым моментом является, важным является, мы стремимся подчеркнуть, назовем основные подходы, остановимся более подробно, оригинальный подход к проблеме принадлежит).

При формулировании актуальности рассматриваемой проблемы в работе описываются научные подходы в рассмотрении проблемы и значимость исследования для практической деятельности (предложения могут начинаться так: обратимся к актуальным вопросам, в последние годы правомерно усилился интерес).

При помещении в работу авторских разработок можно начинать предложение соответствующими словами (возможно, видимо, представляется целесообразным, видится необходимым, попытаемся представить процесс, приведем разработанные нами, мы наметили, попытаемся определить, анализ предполагает следующие выводы, нам видится уместным говорить, нами выделен ряд особенностей, в результате анализа эмпирических данных выделим).

Научные работы характеризуются тем, что многие предположения и утверждения описываются со ссылкой на изученную литературу (в доступной нам литературе отмечается, различают, можно выделить, авторы различают, в трудах ученых, самым распространенным критерием является, установлено, общепринятой точкой зрения является, авторами изложена точка зрения, считается, исследователи выявили показатели, интересно проследить, приведем созвучные положения в научной литературе, где высказывается ряд соображений, описан и разработан подход, в ряде научных (социально-педагогических, психолого-педагогических) работ, в ходе изучения справочной литературы выявлено).

При подведении итога главы, параграфа целесообразно использовать слова и сочетания клише (в заключение этого раздела (главы, параграфа), указанное выше позволяет сделать вывод, ранее описаны подходы, итак, таким образом, учитывая вышесказанное, подводя итог обсуждению, как отмечалось ранее, изложенный подход дает возможность сделать вывод, иными словами, подчеркнем еще раз, в заключение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: