Содержание учебного курса

ИСТОРИЯ

 

Планы лекционных и семинарских занятий

для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения

Башгосуниверситета

 

Уфа

РИЦ БашГУ

2016

УДК

ББК

 

 

Печатается по решению кафедры зарубежной истории исторического факультета

БашГУ

Протокол №__ от __мая 2016 г.

 

 

Составители: кандидат исторических наук, доцент Кулбахтин С.Н.

 

 

В методических указаниях даются планы, методические рекомендации и приведены списки рекомендуемой литературы, необходимые для подготовки к лекциям и семинарским занятиям по дисциплине «История». Приведен набор информации необходимой для подготовки к практическим занятиям.

Предназначено для студентов заочной и дневной формы обучения всех направлений подготовки и специальностей.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История как наука всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Это обусловлено потребностью знать истории своей Родины как составной части всемирной истории. В прошлые годы история как наука во многом была политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что откладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей.

В исторической литературе накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последнее время переизданы фундаментальные труды крупных дореволюционных российских историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и др. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков как Б.Д. Греков, С.Д. Бахрушин, Б.А. Рыбаков, И.И. Минц, М.Н. Тихомиров, Л.Н. Покровский и других наших современников. Труды многих современников будут приведены и рекомендованы для изучения и ознакомления студентам в данном учебно-методическом пособии.

Вместе с тем, изучая историю России, и преподавателям, и студентам важно иметь в виду, что традиционное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы имеем дело с такими понятиями как «ближнее зарубежье» и «дальнее зарубежье». В недалеком прошлом этих разграничений не существовало. История распорядилась таким образом, что с распадом СССР как единого союзного государства, входившие в него республики, выделились в самостоятельные государства. По отношению к России они стали уже «ближним зарубежьем». Мы не можем сразу забыть, что эти республики, составляющие когда-то СССР, долгие годы были связаны между собой единством политических, экономических, социальных и других отношений. В связи с этим, несмотря на глобальные перемены в России, на меняющийся характер, на сложные, подчас на болезненные процессы, которые переживает страна весьма важна в исторических условиях не впадать в односторонность в оценках исторических событий, стремиться к объективности в освещении сложных проблем отечественной истории.

Для чего надо знать историю? Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождавшиеся межнациональными конфликтами.

Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. А для этого нужно знать историю.

В связи с этим важно понять, какие функции возложены на курс «Отечественная история». Наиболее отчетливо проявляются следующие основные функции: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая.

Что является предметом изучения курса «История»?

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества, т.е. общественно-политические процессы, деятельность различных партий и организаций, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует формы проявления исторических закономерностей, и в событиях и фактах, экономической политике. Таким образом, предметом изучения курса «История» является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического становления российского общества и государства как мирового процесса истории человечества.

Объективное познание истории обеспечивается методологией истории. В нашем понимании методология истории это система принципов и методов исторического исследования. Основными принципами исторического исследования являются объективность, историзм, социальный подход к изучению истории, всесторонность ее изучения. Историческая наука пользуется в основном двумя общими методами: историческим и логическим.

В современных условиях существует множество подходов к проведению исторического исследования, к постижению и осмыслению истории России. Среди них выделяются формационный и цивилизационный.

При этом следует помнить, что в мировой истории, составной частью которой является история России, наша Отечественная история занимает особое место. Хотя принято считать и говорить, что Россия расположена в Европе и Азии и во многом впитала в себя характерное для стран и государств этих материков, тем не менее Отечественная история России носит самостоятельность. Особенности истории России весьма значительны и выделяют ее в самобытную, отличающую ее от других стран Европы и Азии, как и от стран других материков земного шара.

Прежде всего речь идет о природно-климатических условиях России. Это холодный климат, что приводил к необычайно короткому циклу сельскохозяйственных работ. Это в свою очередь накладывал отпечаток на весь ход общественной и государственной жизни.

На формирование и развитие российского общества существенное влияние оказывал геополитический фактор. Равнинность, характер местности, открытость, отсутствие естественных географических границ не позволяли надежно защищать границы от набегов, нашествий, вторжений как с Запада, так и с Востока. Отсутствие морских путей отрывало Русь от непосредственной торговли с Западом. При этом широкая речная сеть давала возможность развитию внутренней торговли. Через Русь проходили путь «из варяг в греки» и «Великий шелковый путь».

Важной особенностью исторического развития России стало непрерывное расширение территории. В ряде случаев территориальное расширение шло путем добровольного присоединения или вхождения в состав России. Приращение территорий с их народами сделали Россию многонациональным государством.

Одной из главных характерных черт отечественного исторического процесса была гипертрофированная роль верховной власти по отношению к российскому обществу. Еще одну особенность российского государства и его истории составляет отличие от Запада взаимоотношения светской и церковной власти.

Вышесказанное говорит о том, что история осознается как общественная потребность, которая дает возможность осознанно воспринимать жизнь и современное человеческое общество, ориентироваться в историческом пространстве, формировать политическую и общественную культуру личности. Знание истории Отечества вооружает будущего дипломированного специалиста историческим опытом своей страны, активно способствует формированию самостоятельной точки зрения на современные сложные общественно-политические и социально-экономические процессы.

Цели и задачи курса:

● дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

● показать роль и место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

● выявить по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

● обратить внимание на тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории и историографии;

● проанализировать те изменения в исторических событиях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

В методические указания по курсу «История» включены материалы, необходимые студенту-заочнику для успешного выполнения учебной программы по указанному курсу. Это возможно лишь на основе освоения полного объема необходимых источников и литературы. Весьма важно знать также и труды выдающихся теоретиков экономической и политической мысли XIX – XX вв., последних достижений исторической науки, отраженных в научных исследованиях и учебных пособиях, представленных в списках рекомендуемой литературы и сайтов. В пособии имеются ссылки на электронные варианты редких, но очень полезных книг и самые востребованные интернет-ресурсы, которые помогут ознакомиться с огромным миром исторических источников (документов) и научных исследований.

В пособии дается содержание учебного курса, необходимого каждому студенту при самостоятельном изучении Отечественной истории. На лекциях, семинарских занятияхи консультациях преподаватель дает направление, координирует учебную деятельность студентаов в освоении учебного материала и поэтому необходимым условием полного выполнения учебного плана остается посещение студентом всех занятий.

Во время установочной сессии проводятся только лекционные занятия. В межсессионный период студенты должны выполнить контрольную работу и подготовиться к зачету и экзамену (варианты контрольных работ, рекомендации к их выполнению, оформлению, а также список вопросов к экзамену приводятся отдельно). Если учебным планом предусмотрено проведение семинаров, то необходимо подготовиться и к ним (тематика приводится отдельно).

Подготовка к семинарским и практиеским занятиям осуществляется при помощи учебников либо специальной литературы, отдельно указанной для каждой темы. Список основной литературы составлен на основании того материала, который имеется в библиотечном фонде и фондах читальных залов БашГУ, где имеются все условия для подготовки к занятиям,. Дополнительная же литература предосталяет возможность более детальной подготовки к семинарским занятиям и оказывают помощь при написании контрольных работ. В конце каждой темы приводится список дат и исторических деятелей (в хронологическом и/или тематическом порядке), исторических терминов (в алфавитном порядке), относящихся к периоду, знание которых обязательно для выпускников вузов.

Во время второй (летней) сессии завершается цикл лекций, проводятся семинарские (если их проведение предусмотрено учебным планом) и принимается экзамен.

Требования к знаниям и умениям предусматривают, что после окончания курса «Отечественная история» студент должен:

● иметь целостное научное представление об основных эпохах и содержании истории человечества и России, о взаимосвязи российской и мировой истории;

● обладать необходимым запасом конкретно-исторических знаний по Отечественной истории, позволяющим ориентироваться в событиях и персоналиях;

● уметь анализировать конкретно-исторический материал, делать не обходимые сопоставления и выводы, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

● овладеть приемами и навыками самостоятельной, научной работы,

которые приобретаются путем подготовки к семинарам, экзамену, выполнения контрольной работы и т.п.; владеть современной исторической терминологией.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: