Учебные и практические пособия, методические рекомендации

1. Бахтурина, Т. А. Новый стандарт по библиографиче­скому описанию: к внедрению ГОСТа 7.1-2003 / Т. А. Бахтурина / / Библиография. – 2004. – № 1. – С. 23–36.

2. Калинина, Г. П. Новые правила библиографического описания в ГОСТе 7.1-2003 / Г. П. Калинина // Библиография. – 2004. – № 2. – С. 39–51.

3. Калинина, Г. П. Комментарии к ГОСТу 7.1-2003 / Г. П. Калинина // Библиография. – 2004. – № 3. – С. 72–75; № 4. – С. 65–66.

4. Сукиасян, Э. Р. Введение в современную каталогизацию: пособие для проф. самообразования / Э. Р. Сукиасян. – Москва: Литера, 2012. – 312 с. – (Современная библиотека).

«Литература для детей и юношества»

Преподаватель:

Т. Н. Егунова

Контрольная работа

Контрольная работа представляет собой идейно-художественный анализ одного из классических произведений детской литературы, не вошедших в экзаменационные билеты.

Защита контрольной работы на экзамене будет составлять второй вопрос экзаменационного билета.

Вариант 1

П.П.Ершов "Конек-Горбунок"

Литературная сказка в России в 1-ой половине XIX в. История создания сказки "Конек-Горбунок". Традиции русского фольклора. Связь со сказками А.С.Пушкина.

Иван как символ судьбы и характера русского народа. Сатирическая направленность сказки. Особенности языка.

Оценка сказки современниками (В.Г.Белинский и др.)

Литература:

1. Кузнецова Н.И. и др. Детские писатели: Справочник.- М.г 1995.

2. Сетин Ф.И. История русской детской литературы: Учеб.- М., 1990.

3. Утков В.Г. Гражданин Тобольска: О жизни и творчестве Ершова.-
Свердловск, 1979.

4. Утков В.Г. Дороги "Конька-Горбунка".- М., 1975.

5. Чудаков А. Конек-Горбунок// Литература и ты, Вып.5.- М.,1973.

Вариант II

А.Погорельский

"Черная курица, или Подземные жители"

История создания сказки. Влияние немецкой романтической литературы и западноевропейского фольклора (сказок о гномах). Образ Алеши. Раскрытие внутреннего мира героя, системы его ценностей, вкуса, творческих способностей. Ключевые идеи повести:

- самостоятельность детского мира

- крах инфантилизма.

Два плана повествования: детский и взрослый.

Подчинение педагогической задачи художественному замыслу.

Литература:

1. Кузнецова Н.И. и др. Погорельский Анатолий// Кузнецова Н.И. и др. Детские писатели: Справочник, 1995.

2. Манн Ю.В. Непреложности фантастики// Детская литература.- 1972.-№8.

3. Сетин Ф.И. Погорельский А.// Сетин Ф.И. История русской детской литературы.- Мм 1990.

4. Шаров А. Волшебники приходят к людям.- М., 1979

Вариант Ш

Л. Пантелеев и Г. Белых "Республика ШКИД"

История создания книги. Автобиографический характер повести. Тема беспризорничества. Образы шкидцев: Янкеля, Леньки Пантелеева, Цыгана, Японца.

Директор Викниксор. Его роль в становлении традиций ШКИДы, влияние на характеры и судьбы воспитанников. Особенности языка. Оценка повести педагогической и литературной общественностью:

Н.Крупской, А.Макаренко, М.Горьким, С.Маршаком, К. Чуковским.

Литература:

1. Маршак С.Я. "Республика ШКИД// Маршак С.Я. Воспитание словом.- М., 1961.

2. Путилова Е.О. "...Началось в республике ШКИД".-Л., 1986.

3. Чуковский К.И. Пантелеев// Пантелеев Л.: Собр. соч.: В 4 т. Т.1.-Л., 1970.

Вариант IV

К.Г. Паустовский "Летние дни"

Для анализа взять рассказы: "Резиновая лодка", "Кот-ворюга", "Сивый мерин", "Заячьи лапы", "Барсучий нос" и др. Ответить на вопросы:

- Что объединяет эти рассказы в единый цикл?

- Какой идейный смысл несет каждый рассказ?

- Идейный смысл цикла в целом?
Связь рассказов с эпохой. Художественные особенности рассказов сборника.

 

Литература:

1. Ивич А. Паустовский- пейзажист// Ивич А. Природа, дети.- М., 1975.

2. Левицкий Л. Константин Паустовский.- 1960.

3. Паустовский К. Несколько отрывочных мыслей// Вслух про себя: Сб. статей: Кн. 1.-1975.

4. Префилова С.Г. К.Паустовский: Мастер прозы.- М., 1983.

5. Чудакова М. Сквозь звезды к терниям: Смена литературных циклов// Новый мир.-1990.- № 4.

 

Вариант V

Ю. К. Олеша "Три толстяка"

Романтический образ революции в сказке. Образы оружейщика

Просперо, гимнаста Тибула, танцовщицы Суок, доктора Гаспара

Арнери, наследника Тутти, Трех толстяков.

Прием контрастов как символ работы социально-исторического

механизма (революции).

Элементы театрализации, цирка в повести.

Яркость и образность языка.

 

Литература:

1. Арзамасцева И.Н. От зрелища к слову: Сказка Ю.Олеши "Три толстяка" как памятник русского авангарда 20-х годов// Детская литература.-1994.- Мо 3.

2. Бегак Б. Правда сказки.- М., 1989.

3. Воспоминания о Юрии Олеше.-М., 1975.

4. Галанов Б. Тайна куклы Суок// Галанов Б. Платье для Алисы: Художник и писатель. Диалоги.- М., 1990.

5. Катаев В.П. Алмазный мой венец.- М., 1990.

6. Кузнецова Н. и др. Детские писатели: Справочник.- М.,1995.

7. Перцов В.О. "Мы живем впервые": О творчестве Ю. Олеши.- М.,
1976.

8. Чудакова М.О. Мастерство Юрия Олеши.- М., 1972.

 

Вопросы к экзамену

1. Специфические черты литературы для детей и юношества.

2. Классификация литературной сказки.

3. 1-е литературные сказки: Ш.Перро (Франция), Гримм (Германия).

4. Сказки Г.-Х. Андерсена (Дания).

5. Сказки в стиле "нонсенс" Л.Кэрролла. Анализ сказки "Алиса в стране чудес" (Англия)

6. Сравнительный анализ сказок: К.Коллоди "Приключения Пиноккио" (Италия) - А.Н.Толстой "Золотой ключик или Приключения Буратино" (Россия).

7. Л.-Ф.Баум. Сказки о стране ОЗ. (США).

8. Сравнительный анализ сказок: Л.-Ф.Баум "Чародей из страны ОЗ" (США) - А.М.Волков "Волшебник Изумрудного города"(Россия).

9. К.С.Льюис. Цикл о Нарнии. Анализ одной сказки на выбор (Англ).

10. Дж.Р.Р. Толкиен. Цикл о хоббитах (Англия).

11. Анализ одного из произведений Дж.Р.Р.Толкиена на выбор.

12. Жизнь и творчество А.Линдгрен (Швеция).

13. Цикл о мумми - троллях Т.Янссон (Финляндия).

14. Дж. Ролинг. Цикл о Гарри Потере (Англия).

15. Литературная сказка России 1-й п. 19 в.

16. Автобиографическая повесть Л.Н.Толстого "Детство". Идейно-художественный анализ.

17. Критика реакционной системы воспитания в повести Н.Г. Гарина – Михайловского "Детство Темы".

18. А. П. Чехов о детях и для детей.

19. Феномен Л.Чарской.

20. Жизнь и творчество К.Чуковского.

21. Поэтические азбуки С..Я. Маршака.

22. Игровая поэзия Д. Хармса.

23. С. Михалков для детей.

24. Природоведческие книги В.В.Бианки.

25. Рассказы и сказки Н.Н.Носова.

26. Стихи для детей А.Л. Барто.

27. Современная литературная сказка (Э.Успенский и др.).

28. Современная поэзия для детей (А.Усачев, Т.Собакин и др.).

29. Современная юмористическая детская книга (Г. Остер и др.).

30. Современная природоведческая детская книга (Н. Сладков и др.).


Библиографоведение

Преподаватель И. В. Николаева

Задание для подготовки контрольной работы.

Написать реферат по одной из заданных тем. Список использованной литературы обязателен!

Реферат по дисциплине должен быть выполнен в соответствии с данными рекомендациями. Выполняется печатным способом с применением компьютера на листах формата А4, отпечатанных с одной стороны. Текст и другие элементы текста выполняются черными отпечатками без ореола и расплывшейся краски, насыщенность окраски букв и знаков – ровная в пределах строки, страницы и всего документа.

Рекомендуемый объем реферата 10-12 страниц.

К тексту реферата предъявляются следующие требования: тип шрифта - TimesNewRoman; размер шрифта – (в MicrosoftWord) - 14 пунктов; межстрочный интервал – 1,5; поля страницы: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, нижнее – 20 мм; нумерация страниц – внизу по центру.

Заголовки печатаются прописными (ПРОПИСНЫМИ) буквами без кавычек. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок не должен быть последней строкой на странице.

Все страницы реферата нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, но на нем цифра «1» не ставиться, а на следующей странице проставляется цифра «2» и т.д..Таблицы, рисунки, приложения в работе должны носить тематические названия.

Отпечатанный текст работы необходимо тщательно выверить.

 

Темы рефератов

1. Возникновение письменности.

2. Основные подходы к определению документ.

3. Эволюция способов документирования.

4.Полифункциональность документа.

5.Европейская рукописная книга.

6. Письменность на Руси. Берестяные грамоты.

7. Летописи и летописцы.

8. Возникновение книгопечатания.

9. Иоганн Гутенберг.

10. Печатник Франциск Скорина.

11. Издательская деятельность Николая Новикова.

12. Книги и библиотеки.

13. Библиофилы и библиоманы.

14. Искусство книги.

15. Инкунабулы и их изучение.

16. Дворянские издатели меценаты(Бекетов,Румянцев)

17. Издатели XIX в. Вольф М.О., Маркс А.Ф., СуворинА.С.

18.Издательское дело XX века.

19.Современные издательства.

20 Социальная роль книги

Контрольные вопросы к экзамену.

1. Документ как носитель информации. Документ как источник информации. Определения документа.

2. Документоведение как наука. Внутренние и внешние связи документоведения. Связь документоведения с библиографоведением.

3. Функции документа. Всеобщие и частные (оперативные) функции документа.

4. Способы документирования. Письменное документирование. Гипертекст.

5. Первые в истории человечества документы. Возникновение письменности. Рукописные документы.

6. Книги Античности. Книга в Средние века. Возникновение книгопечатания.

7. Зарождение документоведения как описательного знания. Книга XVI – XVII веков. Книга XVIII века. Общая характеристика. Книга XIX века. Книга XX века.

8. Документ рубежа XX–XXI веков. Распространение новых носителей информации.

9. Типы документов. Классификация документов в зависимости от физического носителя информации.

10. Классификация документов в зависимости от способов фиксации информации.

11. Учреждения, работающие с документами. Архив. Музей. Библиотека. Центр научно-технической информации.

12. Видовое разнообразие документов

13. ГОСТ 7.60–2003 Издания. Основные виды. Термины и определения.

14. Внешние элементы издания

15. Внутренние элементы издания

16. Научно-вспомогательный аппарат издания

17. Справочно-поисковый аппарат:

18. Опознавательный аппарат

19. Библиографический аппарат

20. Эволюция представлений о библиографии

21. Структура библиографии

 

Список литературы:

1. Абросимова, Н. В. Становление понятийного аппарата / Н. В. Абросимова // Мир библиографии. – 2007. – № 6. – С. 32–38.

2. Баренбаум И.Е. История книги. — 2-е изд. — М.: Книга, 1984. — 247 с.

3. Берестова, Т.Ф. Документ: методологические основания изучения, предыстория возникновения, сущность и явления / Т.Ф. Берестова // Науч. итехн. б-ки. – 2011. - № 10. – С. 42-54.

4. Берестова, Т. Ф. Стандартизация профессиональной терминологии субъектов информационного пространства: состояние, перспективы развития Т. Ф. Берестова // Научные и технические библиотеки. – 2005. – № 3. – С. 12–18.

5. Берестова, Т. Ф. Функции разных видов информации как основа формирования многоуровневой структуры информационного пространства / Т. Ф. Берестова // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. – 2009. – № 8. – С. 10–11.

6. ГОСТ 7.60–2003 Издания. Основные виды. Термины и определения.

7. ГОСТ 7.0–99 Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.0–84 и ГОСТ 7.26–80. – Утв. 1999. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу) // URL: http://www.gsnti-norms.ru/norms/stands/7_0.htm.

8. Кушнаренко Н.Н. Документоведение: учебник. - Киев, 2007. – 459 с.

9. Моргенштерн, И. Г. Понятийный аппарат библиографической деятельности в электронной среде / И. Г. Моргенштерн // Информационный и книжный мир. Библиография. (Избранное). – СПб.: Профессия, 2007. – С. 110–119.

10. Плешкевич, Е.А. Знание о документе: к истории вопроса / Е.А. Плешкевич // Отечественные архивы. – 2003. - № 4. – С. 25-32.

11. Полеводов, В. А. Электронная библиография: Терминологический словарь / В. А. Полеводов // Мир библиографии. – 2004. – № 5; 2005. – № 4; 2006. – № 5; 2007. – № 1–6; 2008. – № 1–5; 2009. – № 2.

12. Столяров Ю.Н. Классификация документа: решения и проблемы // Книга: Исслед. и материалы. — М., 1995. — Сб. 70. — С. 24—40.

13. Типология изданий. — М.: Кн. палата, 1990. — 231 с.

14. Швецова-Водка Г.Н. Определение объекта и предмета документоведения// Электронная библиотека/ ellib.gpntb.ru

15. Швецова-Водка, Г.Н. Оригинальная трактовка документирования и документа / Г.Н. Швецова-Водка // Науч. итехн. б-ки. – 2012. - № 7. – С. 11-25.

16. Швецова-Водка Г Л.Функции и свойства документа в системе социальных коммуникаций //Книга: Исслед. и материалы. — 1994. — Сб. 69. — С. 37—57.

17. Швецова-Водка Г Л.Функциональная сущность и свойства книги // Книга: Исслед. и материалы. — 1995. — Сб. 71. — С. 69—96.

Разрешается пользоваться другими найденными источниками!

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: