Семинар 8. Наглядные средства обучения обществознанию

Принцип наглядности – «золотое правило» дидактики. Сущность наглядных средств обучения, их виды и роль в учебнике и в обучении обществознанию.

Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Это золотое правило дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать и через это вести к знанию. К.Д. Ушинский говорил, что необходимо изыскивать возможность во время урока дать ребенку что-нибудь посмотреть, услышать, потрогать, понюхать, лизнуть для того, чтобы в познавательном процессе были задействованы чувства. При невозможности использовать на всех этапах педагогического процесса реальные предметы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.
Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции Т.А. Ильиной, подразделить на:

естественную наглядность (предметы объективной реальности); экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты); объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.); изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки); звуковую наглядность (магнитофон); символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы); внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).
Однако, использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному и словесно-логическому.

Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, а в использование целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний. Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности; - использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме. - используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий; - при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал; - тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы; - в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: