Условно-графическая наглядность в обучении обществознанию

Один из видов условно-графических наглядных средств - таблицы, которые существенно облегчают восприятие текста.

Таблица - это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное. Таблицы легко создать, и они просты в использовании.
Таблицы разноформатны: они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц).
Располагая разнообразным компьютерным арсеналом графических мощных средств (при переводе таблиц в электронный учебник), таблицы можно дооформить с помощью, например:

- разнообразной палитры цветов;

- рисунков (здесь рисунок как элемент оформления таблицы);

- набора шрифтов;

- различных средств обрамления таблиц;

- установления определенного количества столбцов и строк;

- реализации эффекта движения таблиц (анимация) и др.

Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Текстовая и числовая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается.

Главный признак и критерий создания таблиц - это использование их в тех местах текста, где требуется:
- повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;
- осуществить определенное сравнение двух и более объектов;

- осуществить группировку ряда объектов; произвести систематизацию тех или иных объектов.

Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования наглядного разъяснения смысла в определенном месте текста; приема сравнения двух или более элементов, раскрытия отношений противопоставленности или аналогии. Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида.

1. Разъяснительные - в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют сознательному его усвоению и запоминанию.

2. Сравнительные - осуществляют сопоставление и противопоставление материала и являются одним из видов группировки его, то есть отражают специфику табличной формы. Сравниваться могут любые элементы. При сравнении выделяется общее, особенное, единичное и т.д.

3. Обобщающие или тематические - подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий.

Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают возвращение к ранее пройденному материалу и могут быть размещены в форме выводов в конце параграфа или темы.

Итак, таблицы являются простым, но очень эффективным средством иллюстрации в том или ином месте текста. С помощью таблиц можно выделить, основное в изучаемом фрагменте текста или всей темы, облегчить понимание учебного материала, способствовать запоминанию выделенной мысли, понятия и определения, произвести сравнение разных объектов, систематизировать или обобщить изученное и т.д.

Схема - это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи - взаимным расположением частей и использованием двунаправленных стрелок.

Схемы, как и таблицы, бывают разноформатными. Они могут занимать часть экранной страницы, целую страницу или даже несколько экранных страниц электронного учебника (или несколько печатных страниц).

Располагая мощными компьютерными графическими средствами (при переводе схем в электронный учебник), схемы можно дооформить с помощью:

- разнообразной палитры цветов;

- рисунков (здесь рисунок как элемент оформления схемы или блок-схемы);

- разнообразного набора шрифтов;

- разнообразных средств обрамления схем;

- установления определенного количества составных частей и связей схем;

- реализации эффекта движения схем (анимация) и др.

Не только таблицы, но и схемы, блок-схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят их к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, а требуют определенной мыслительной активности, самостоятельности, развивают абстрактное мышление учащихся.

При разработке схем и блок-схем необходимо соблюдать следующие требования:

- как можно меньше комментирующих слов в схеме;

- верхние, нижние и боковые поля должны иметь отступы;

- цветная палитра цветов не должна приводить к пестроте, так как это будет утомлять глаза;

- количество выбранных составных частей схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста.

Различают следующие типы схем: статичные и подвижные (анимационные)
- Схемы - Блок-схемы - Текстовые схемы - Текстовые блок-схемы - Схемы-таблицы - Схемы-рисунки - Блок-схемы – круги - Схемы-рисунки-таблицы-круги

К условно-графической наглядности относятся не только схемы, но и графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки.

3. Изобразительная наглядность в обучении обществознанию — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них.

Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и тек­стовая.

Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, ситуации психологи­ческих экспериментов; также это могут быть портреты знаменитых психологов. В аналогичных ситуациях могут использоваться произведения живописи, рисун­ки. Фильмы как средства изобразительной наглядности можно разделить на два типа: научно-популярные и художественные.

В научно-популярных фильмах демонстрируются классические психологические исследования. Художественные фильмы (или их фрагменты) могут иллюстрировать определенные психологиче­ские типы людей и их отношений, ситуации для психологического анализа.

Символическая (схематическая) наглядность — это изображения, отражаю­щие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К это­му виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. На них отображаются систематизированные знания об определенных теоретиче­ских идеях, структуры психических явлений, соотношения величин и понятий, за­висимости между определенными параметрами. Символическая наглядность может сочетаться с текстовой.

Под текстовой на­глядностью понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух. Парал­лельное слуховое и зрительное предъявление информации способствует ее успешному и безошибочному восприятию. Опытные преподаватели знают: чем больше преподава­тель пишет на доске, тем больше информации остается в тетрадях.

4. Предметная наглядность и особенности её использования в обучении обществознанию — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов.

В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстраци­онные эксперименты и психологические опыты. Демонстрация порогов ощуще­ний, зрительных иллюзий, идеомоторных актов, явления установки, колебаний внимания — примеры использования предметной наглядности. Главная задача преподавателя — наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию. Неслучайно известная поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».При использовании предметной наглядности решаются задачи: 1) конкретизация учебного материала; 2) углубление знаний и фактов; 3) развитие памяти, наблюдательности и воображения.

5. Методические приёмы работы с наглядностью, используемые в учебниках обществознания представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся. Под приемами понимают действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия. Сам прием можно видеть или слышать. Таким образом, методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Методический прием это действия учителя, которые направленны на создание условий для решения учащимся конкретной задачи в рамках используемого учителем метода. Например, к приемам устного изложения теоретического материала относят объяснение, рассуждение, характеристику, повествование, описание. Объяснение детально раскрывает сущность юридических понятий, явлений, событий. Рассуждение является вариантом объяснения. Обычно этот прием начинается постановкой вопроса, ответ на который дается путем сопоставления фактов и мнений.

Для организации работы с текстами, в том числе учебника, предлагается методический прием, известный как «пометки на полях». С этой целью используются специальные маркировочные знаки, которыми ученики помечают отдельные абзацы или предложения в тексте.

· знаком "галочка" отмечается информация, уже известная ученику.

· знаком "плюс" отмечается новое знание, новая информация

· знаком "минус" отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями (он думал иначе).

· знаком "вопрос" отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.

«Пометки на полях» методический прием, помогающий ученику активно отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Известно, что пассивные ученики просто пропускают то, чего не поняли. Они даже не пытаются разобраться в путанице, которая, возможно, есть в понимании того или иного вопроса. А специальный знак "вопрос" обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Успешные ученики, пользуясь маркировочными знаками, постоянно соотносят новую информацию с имеющимися представлениями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: