Сверхценные идеи – это идеи и убеждения, которые сформировались под влиянием действительно существовавших жизненных обстоятельств.
Эти обстоятельства понятны окружающим, но проблема в том, что в сознании человека идеи, вызванные ими, имеют значение, не соответствующее реальному значению этих идей, то есть становятся основным жизненным ориентиром. При этом человек не в состоянии критично отнестись к данной ситуации и не может владеть собой в случае, если затрагиваются его интересы, связанные со сверхценными идеями.
Склонность к сверхценным идеям есть у людей с повышенной самооценкой, эгоцентричных, с недостаточностью нормальных социальных контактов (например, в рабочем коллективе) особенно в том случае, если ущемляются жизненно важные для них интересы. Сверхценные идеи часто связаны с ревностью и ущемлением каких-то прав. В своей борьбе за справедливость такие люди часто становятся агрессивными, а их действия – непредсказуемыми, так как далеко не всегда соответствуют существующей жизненной ситуации.
Сверхценные идеи:
1. Возникновение на реальной основе
2. Нессответствующая реальным события значимость
3. Аффективная заряженность, сочетание с выраженными изменениями аффекта
4. «Мерцание» выраженности идей в зависимости от сопровождающего аффекта
5. Оформление в виде психологически понятных представлений и объяснений
6. Наличие тесной связи с убеждениями и принципами
7. Стремление к доказательству своей правоты
8. Идентификация как собственных, без чувства чуждости, насильственности и навязчивости
9. Затяжное и глобальное влияние на мотивы поступков и деятельность
10. Возможность разубеждения
11. Сохранность стремления к объективной оценке (отсутствие патологического толкования действительности и событий)
12. Неспецифичность
Бредовые идеи - возникающие на болезненной почве неверные, ложные мысли, не поддающиеся коррекции путем убеждения.
Отличаются от сверхценных мыслей тем, что:
1. Ложное содержание идеи
2. Болезненное возникновение (у здоровых людей не бывает)
3. Полная убежденность в их правильности
4. Недоступность психологической коррекции