Приоритетными направлениями государственной демографической политики являются следующие

Первое направление - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин.

Второе направление - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Третье направление - повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей).

Четвертое направление - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики.

Пятое направление - обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Результатом данных мер должно стать сокращение к 2020 году количества погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к 2006 году на 20 - 22 процента, пострадавших - на 18 - 20 процентов.

Промышленность: Целью государственной политики в области развития базовых отраслей промышленности является повышение глобальной конкурентоспособности российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а также станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса.

Приоритетными направлениями развития базовых отраслей промышленности являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской промышленной продукции.

В рамках реализации указанных направлений будут осуществляться следующие меры:

- повышение эффективности таможенного администрирования и оперативности применения мер таможенно-тарифного регулирования, включая корректировку ввозных пошлин на технику и оборудование, аналоги которой производятся в России;

- создание условий для увеличения объемов долгосрочного кредитования российских предприятий за счет субсидирования из средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, предоставляемым российским предприятиям в рамках проектов, ориентированных на внутренний рынок и соответствующих приоритетам развития российской экономики;

- совершенствование действующей системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения предприятий, включая внедрение механизмов государственной поддержки по уплате части затрат на лизинговые платежи;

- расширение практики кредитования финансовыми институтами развития инвестиционных проектов развития новых производств;

- создание условий для роста инвестиций в обновление основных фондов и технологическую модернизацию за счет совершенствования амортизационной политики, включая внедрение механизмов ускоренной амортизации;

- использование механизмов налогового стимулирования в рамках реализации приоритетных направлений промышленной политики;

- стимулирование реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий;

- содействие разработке новой конкурентоспособной продукции в рамках решения задачи по повышению энергоэффективности российской экономики;

- государственная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке базовых и прорывных технологий, соответствующих требованиям рынка и отраслевым стратегиям;

- развитие механизмов частно-государственного партнерства, включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;

- обеспечение поддержки российского экспорта промышленной продукции, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам и использования механизмов предоставления гарантий по рискам при проведении экспортных операций, включая регулярную актуализацию перечня иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка;

- дальнейшее развитие системы технического регулирования.

 

Транспорт: Целью государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения.

Основными показателями достижения данных целей в долгосрочной перспективе являются:

-сокращение транспортоемкости валового внутреннего продукта (без трубопроводного транспорта) в 2020 году - на 30 процентов по сравнению с 2007 годом;

-увеличение экспорта транспортных услуг (без трубопроводного транспорта) до 41 млрд. долларов США в 2020 году по сравнению с 10,3 млрд. долларов США в 2007 году;

-создание до 2020 года опорной сети скоростного пассажирского движения со скоростью 160 - 200 км/ч, строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, обеспечивающих движение со скоростью до 350 км/час;

-увеличение доли протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения до 52,5 процентов в 2020 году, увеличение строительства автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения в 2020 году в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год) по сравнению с 2007 годом;

-увеличение переработки грузов в морских портах с 451 млн. тонн в 2007 году до 885 млн. тонн в 2020 году.

 

Технологический процесс: Целью государственной политики в области развития авиационной промышленности и двигателестроения является создание высококонкурентной авиационной промышленности, возвращение ее на мировой рынок в качестве третьего производителя по объему гражданской продукции, достижение 10 - 15-процентного уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники в 2020 - 2025 годах.

Целью государственной политики в ракетно-космической промышленности является создание экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Доля присутствия продукции ракетно-космической продукции на мировом космическом рынке увеличится с 8 до 15 процентов.

Технологическое перевооружение ракетно-космической промышленности позволит повысить производительность труда в 2,5 - 3,5 раза.

Объем производства продукции судостроительной промышленности увеличится в 2020 году - в 3,6 раза, производительность труда повысится в 4 - 5 раз. Россия вновь займет место среди государств - лидеров по производству гражданской судостроительной продукции. В сфере экспорта вооружения и военной техники будет обеспечено сохранение второго места (не менее 20 процентов мирового экспорта, увеличение экспортных поставок в 1,5 - 2 раза), объем экспортных поставок гражданской продукции увеличится более чем в 5 раз.

Инновационная политика: Целью создания национальной системы поддержки инноваций и технологического развития является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития, формирование у населения и предприятий модели инновационного поведения, поддержка процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики.

Основными показателями достижения данной цели являются следующие:

доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 - 50 процентов в 2020 году (в 2007 году - 13 процентов);

доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах к 2020 году;

удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 процентов в 2020 году (в 2007 году - 0,3 процента);

валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 - 20 процентов в 2020 году (в 2007 году - 10 - 11 процентов);

удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 - 35 процентов в 2020 году (в 2007 году - 5,5 процента);

внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2007 году - 1,1 процента), из них больше половины - за счет частного сектора.

 

Внешняя торговля: Первое направление - обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.

Второе направление - содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг.

Третье направление - интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.

Четвертое направление - повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

Пятое направление - формирование интегрированного евразийского экономического пространства.

Шестое направление - создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте.

 

29. Пути повышения эффективности проектирования. Этапы проектирования.

Основными направлениями повышения экономичности проектных решений представляются следующие:

Совершенствование объемно-планировочных решений.

Прогрессивное направление в проектировании — объединение в одной группе нескольких предприятий, связанных (и не связанных) технологическим процессом.

Прогрессивные материалы и конструкции.

 

Процесс проектирования состоит из следующих основных этапов:

1) Обоснование необходимости разработки и поиск аналогов.

2) Составление технического задания (ТЗ). ТЗ устанавливает цели, основные характеристики, параметры и требования, предъявляемые к разрабатываемой системе.

3) Обоснование возможности создания и выбор типа конструкции. Целью данного этапа является определение параметров, типа конструкции и т.д., чтобы разрабатываемая система удовлетворяла требованиям ТЗ.

4) Эскизное проектирование. Целью данного этапа является разработка обобщенной модели, представление информации об основных проектных решениях, определение исходных данных для выбора вычислительного оборудования. Этот этап связан с моделированием, о чем речь пойдет далее.

5) Разработка технического проекта (ТП). На стадии разработки ТП проводится дополнительное обследование разрабатываемой системы – детальный ее анализ по отдельным задачам. На основании проводимого анализа рассматривают возможность применения экономико-математических методов, средств обработки и передачи информации, предлагаются укрупненные варианты построения системы, выделяют вопросы, для решения которых требуется научно-исследовательская проработка.

6) Разработка рабочего проекта. Рабочий проект должен содержать исчерпывающие данные проектных решений, на основании которых можно полностью изготовить, смонтировать, наладить, испытать и эксплуатировать систему в соответствии с параметрами и требованиями, заложенными в ТЗ и ТП.

 

30. Территориальный маркетинг как фактор государственного и муниципального управления.

Территориальный маркетинг - это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Может быть представлен как маркетинг территорий или маркетинг на территории.

Категория «территориальный маркетинг» является более общей. Территориальный маркетинг - это самостоятельный вид маркетинга, которому присущи специфика объекта исследования, применимость маркетинговой философии к деятельности по управлению территорией. Учитывая специфику объекта применения маркетинга, мы корректируем методы, инструменты, тактические приемы маркетинговых дей-ствий. Территория как самостоятельный объект, область применения маркетинга как системы мышления и системы действий также предполагает уточнение всего комплекса маркетинговых средств и выделение специфики ряда понятий.

Такой маркетинг можно охарактеризовать тройственно – как:

1) одно из направлений некоммерческого маркетинга, который осуществляется организациями и отдельными лицами, действующими в общественных интересах и выступающими за какую-либо идею и не стремящимися к прямому получению прибыли.

2) особый вид управленческой деятельности, предпринимаемой с целью создания, поддержания и/или изменения отношений и поведения резидентов и нерезидентов в лице частных лиц и компаний относительно конкретной территории.

3) современную философию управления территорией, в основе которой лежит новое понимание роли и функций территориальных органов власти. Исполнительная власть призвана эффективно управлять ресурсами своей территории и оказывать населению общественные услуги, т.е. выполнять ряд функций в пределах своей компетенции, что может повысить привлекательность территории для проживания и ведения деятельности.

В данном контексте понятие «территория» рассматривается в широком понимании этого слова - к географи-ческому и правовому понятию добавляется весь комплекс социально-экономических отношений, существующих на ней, история развития и национальные традиции, особые черты характера и темперамента ее жителей, веками складывающийся темп жизнедеятельности и большое количество других нематериальных факторов.

Территориальный маркетинг предполагает специфическую оценку сырьевых, человеческих, материальных ресурсов, бизнесов территории.

С одной стороны, все это фактически существующее на территории является ресурсом территории, с другой - его можно рассматривать как потенциал для развития территории. Жители и бизнесы территории сами являются ее ресурсом, они же выступают как потребители благ данной территории.

 

31. Субъекты в территориальном маркетинге: их цели и интересы.

Субъекты территориального маркетинга, как правило, локализованы на территории, проявляют активность, действуют в общественных интересах и основной целью своей деятельности считают успешное социально-экономическое развитие территории для комфортного проживания и безопасного ведения деятельности коммерческого и некоммерческого характера. Но не следует забывать, что в успешном социально-экономическом развитии территории могут быть заинтересованы также частные лица и некоммерческие организации, которые не являются резидентами территории, например землячества, в которые объединились выходцы этой территории.

Таким образом, основными субъектами территориального маркетинга являются:

территориальные органы власти и управления;

некоммерческие организации (спортивные общества и федерации, национальные землячества и профессиональные союзы и др.);

коммерческие организации (туристические компании, авиакомпании, гостиницы, объекты для досуга, торговые и промышленные предприятия и др.);

частные лица - жители территории, выходцы этой территории, в том числе известные личности данной территории (спортсмены, артисты, государственные деятели и др.).

За исключением территориальных органов власти и управления остальные субъекты территориального маркетинга могут быть как резидентами, так и нерезидентами территории.

Основной задачей субъектов территориального маркетинга является повышение привлекательности территории как комплекса ресурсов, условий, отношений, объектов, что позволит в рыночных (конкурентных) условиях переориентировать поток ресурсов (финансовых, человеческих, материальных и др.) и выиграть в соревновании с другими территориями.

Но у каждого из членов общества и субъектов территориального маркетинга есть свое представление о желаемой привлекательности территории, и важно достичь определенной степени общественного согласия по поводу основных ценностей социально-экономического развития территории. Необходимо согласие в определении основных целей и задач развития территории, совместные действия всех социальных субъектов общества по их осуществлению. Территориальный маркетинг позволяет на практике реализовать идею социального партнерства, когда основной становится идея взаимодействия, сближения социальных субъектов для совместных решений тех или иных задач на основе равновесия, консенсуса, упорядоченности общества, объединенного общими ценностями.

Маркетинговая среда территории - это совокупность условий, сил, субъектов, которые оказывают влияние на функционирование и развитие территории.

Изучение маркетинговой среды территории позволит определить, какие условия, силы, субъекты оказывают влияние на развитие территории; уточнить, насколько эти факторы подвержены воздействию, можно ли прогнозировать, выявлять причинно-следственные связи, осуществлять управление этими факторами.

Внутренняя среда территории - это объективно существующие характеристики территории и преимущественно контролируемые ее факторы. 3 составляющие:

 

34. Рейтинги и индикаторы как первичные данные о состоянии и тенденциях развития территории. SWOT: анализ положения и перспектив территории.
Индикаторы— это ряды статистических данных, которые подобраны специально по какой-либо проблеме и указывают на пути ее решения. Индикаторы становятся все более распространенным компонентом управления территориями во всем мире. Один из самых высоких слоев информации комплексного, интегративного характера представляют собой индексы, такие, например, как индекс потребительских цен, индекс уровня человеческого развития. В любом индексе различные индикаторы комбинируются в единый числовой показатель (часто — с различными удельными весами, коэффициентами значимости), используемый для сравнения явлений независимо от времени и места их нахождения.
Наряду с индикаторами целесообразно выделить формируемый на их основе еще один слой информации, содержащий рейтинги — формализованные чаще всего в виде шкал инструменты сопоставления ряда анализируемых объектов по определенным интегральным характеристикам (прежде всего индексам, а также индикаторам. Рейтинги создаются обычно имеющими общественное признание экспертными социальными институтами, регулярно публикуются и обновляются. Они позволяют субъектам принятия решения осуществлять выбор между различными охарактеризованными объектами, в отношении тех или иных действий. Рейтинги территорий служат ориентирами для широкой общественности при принятии тех или иных решений.
Важнейшими среди инструментов маркетингового анализа являются методы, традиционные для маркетинга: SWOT-анализ, анализ целевых рынков и позиционирование территорий.
SWOT — это аббревиатура четырех англоязычных слов: strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы. SWOT -анализ предполагает в качестве результата своего применения создание матрицы анализа условий жизнедеятельности системы, которую также называют матрицей анализа имеющихся достоинств/недостатков, будущих возможностей/опасностей, по сравнению с конкурентами. На ее базе дается комплексная оценка текущего состояния территории, ее конкурентоспособности. SWOT-анализ, безусловно, должен предшествовать любому варианту планирования развития территории, выступать его информационной базой.
Анализ сильных и слабых сторон территории проводится по критериям и шкалам, приведенным в табл. 1. Каждый Критерий предполагает наполнение, присущее данному уровню организации территории (страна, регион, муниципальное образование). При этом анализу подвергаются не только собственно маркетинговые аспекты, но и многие другие, В том числе наличие и эффективность использования разнообразных территориальных ресурсов.
В частности, по критерию "маркетинг" оценке традиционно подлежат: репутация, имидж территории; доли рынка товаров данной территории на ее собственном и других рынках; качество и известность товаров и услуг территории; ценовая политика; действенность маркетинговых коммуникаций и системы распределения (сбыта, продаж).


Таблица 1,
Анализ сильных и слабых сторон территории в русле SWOT –анализа
Составляющие внутренней средыЭффективность составляющих внутренней средыВажность (вес)Очень
сильная
СитнаяНейтральнаяСлабаяОченьслабаяВысокаяСредняяНизкаяМаркетингФинансыПроизводствоПриродныересурсыНаука и образованиеИнфраструктураУправлениеНаселение
Анализ внешней среды территории, ее возможностей и угроз происходит с применением соответствующих матриц, по проблематике и критериям, адекватным внешней среде территории соответствующего уровня, но в любом случае — в координатах вероятности успеха и его значимости (матрица возможностей, см. рис. 1), а также вероятности происшествия и серьезности последствий (матрица угроз, см. рис. 2).
Тематика возможностей и угроз, по которым оценивается внешняя среда территории, может варьироваться в зависимости от стратегических целей, но в любом случае важно выявить важные для нее изменения во внешней среде, которые воздействуют на разные аспекты деятельности территории и оценить перспективы и угрозы (отрицательные и положительные факторы) для будущего развития.

 

 

35.PEST-анализ, как инструмент изучения внешней среды.
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
PESTLE-анализ является расширенной двумя факторами (Legal и Environmental) версией PEST-анализа. Иногда применяются и другие форматы, например, SLEPT-анализ (плюс Правовой фактор) или STEEPLE-анализ: Социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой и этнические факторы. Также может учитываться и географический фактор.

 

36. Маркетинг территорий, как инструмент управления развитием территории.
Маркетинг территории долгосрочен с точки зрения реализуемых действий и ожидаемых результатов, он формирует основу стратегического планирования развития территории. Ориентация на потребителя предполагает обеспечение удовлетворённости, которая, в свою очередь, формирует потребительскую лояльность].
Отсюда следует, что маркетинг территории можно определить как деятельность, целью которой является максимальное удовлетворение потребностей целевых групп, путем эффективного использования ресурсного потенциала территории, а также формирования положительного имиджа для привлечения новых и удержания уже имеющихся экономических агентов, способствующих социально-экономическому развитию территории.
Такой подход к определению маркетинга территории позволяет нам сделать вывод о том, что рассматриваемая концепция управления территорией основывается на концептуальной основе маркетинга отношений.
Основной целью маркетинга территории выступает повышение ее конкурентоспособности в результате повышения уровня жизни ее населения. Г. Вули считал, что именно местные жители являются «ключом» жизнеспособности территории.
В отношении реализации стратегии в маркетинге территорий чаще всего использует подход традиционного «маркетинг-микса», который определяется как совокупность управляемых параметров, регулируя которые можно наилучшим образом удовлетворить потребности человека и экономических субъектов в общественных благах, услугах и ресурсах территории, и включает в себя: территориальный продукт, цену территориального продукта, месторасположение и продвижение.
Исследователи территориального маркетинга выделили еще один элемент методологии маркетинга территорий – стратегии развития. Традиционно выделяются четыре крупных стратегических направления, в которых необходимо искать уникальные характеристики территорий и формулировать цели их развития: маркетинг имиджа, маркетинг привлекательности (достопримечательностей), маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения (персонала). Самый распространенный вариант практического применения данных стратегий – комбинация основных идей каждой стратегии в одной.
Включение маркетинга территории позволяет делать весь цикл социально-экономического развития более целостным и придает ему системность. То есть обеспечивается более четкое видение стратегических направлений развития регионов и городов, способствует формированию социальной и экономической сферы, отвечающей потребностям общества, позволяет прогнозировать и планировать более рациональное использование ресурсов. И самое главное позволяет определить конкретные целевые группы, на которые будут направлены те или иные аспекты развития.
Одной из проблем реализация концепции маркетинга территории для повышения социально-экономического развития городов на практике является недостаточное понимание властными структурами, ответственными за маркетинг территории, его сущности, а также роли в системе муниципального управления и социально-экономического развития.
Попова А.А. МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). URL: https://sibac.info/archive/economy/6(43).pdf (дата обращения: 05.12.2017)

 

 

37. Инвесторы как важная целевая аудитория территориального маркетинга.

 

Инвесторы участвуют в реализации инвестиц. стратегии территории. Территория может развиваться за счет разных источников - за счет внутр. или внеш. источников. Необходимо создать условия для того, чтобы территория стала восприниматься потенц. инвесторами как самое привлекательное место для применения инвестиций.

Инвестиции - совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений частного или гос. капитала в различ. отрасли экономики с целью получения прибыли. Выделяются материальные (машины, оборудование, основные и вспомогательные материалы и др.), нематериальные (интеллект. ценности, лицензии, научные разработки, вложения в подготовку персонала и др.) и финансовые инвестиции (инвестиции в ценные бумаги, обладание контрольн. пакетом акций). Инвестиции могут быть:

- первичными - позволяют создать новую ценность (новое предприятие, новое оборудование, новую технологию).

- повторными (реинвестиции) - позволяют концентрировать инвестиции в одном объекте, (расширять производство).

Выделяют иностранные инвестиции (инвестор - зарубежн. собственник) и внутрен. инвестиции (инвестор – отечеств. собственник). При оценке внутр. инвестиций выделяют 2 подгруппы:

• инвесторов-резидентов (юр. и физ. лица, зарегистрировавшие свой бизнес или постоянно проживающие на данной территории);

• инвесторов-нерезидентов (юр. и физ. лица, не зарегистрировавшие свой бизнес или не проживающие на данной территории).

 

 

38. Комплекс маркетинга территории, хар-ка осн. элементов, особенности разработки

В комплекс маркетинга (маркетинг-микс) включаются след. элементы: продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта. Все элементы комплекса маркетинга взаимосвязаны между собой.

Продуктом в территор. маркетинге выступает территория, имеющая свои конкурентные преимущества и недостатки. Территор. маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона как товара, которые могут быть полезны для потребителей (близость рынков сбыта, квалификация раб. силы, условия для предпринимателей, климатич. условия, достопримечательности для туристов, цены на недвижимость).

Цена продукта территории – складывается из различ. составляющих в зависимости от конкретного товара, услуги или проекта, реализуемого регионом. На цену продукта будут влиять неизбежные расходы (транспортные, затраты на создание проекта), отрицательные эмоции, полученные в борьбе с бюрократизмом, время, потраченное на хождение по инстанциям.

Доведение продукта территории до потребителя – предполагает активное использование методов распространения товаров. Регион. и местные органы власти играют основную роль в этом процессе потому, что владеют наиболее полной и достоверной информацией о территории

Продвижение продукта - совокупность различ. видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта территории до потенц. потребителей и по стимулированию возникновения у них желания его купить. Роль продвижения заключается в налаживании коммуникаций с отдельными личностями, группами людей или организациями с помощью прямых (реклама) и косвенных (дизайн) средств с целью обеспечения продаж.

 

 

39. Проблемы конкурентоспособности страны на мировых рынках.

Конкурентоспособность страны на внешнем рынке - комплексный механизм реализации конкурентных преимуществ на основе эффект. использования имеющихся ресурсов с целью увеличения объемов производства и реализации товаров и услуг на мировом рынке.

Конкурентоспособность страны предполагает производство таких товаров, которые соответствуют запросам международного рынка и конкретных потребителей. Эти товары должны иметь высокое качество и соответствовать уровню мировых стандартов.

Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность любой страны определяются целым комплексом факторов, характерных для ее территории (политич., экономич., соц., демографических, прир., экологич. и т.д.) и определяющих возможности и стимулы хозяйствующих субъектов к активизации и расширению масштабов своей деятельности путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию раб. мест. Основной и общепризнанный метод оценки этих факторов – это рейтингование.

Практически во всех рейтингах РФ заметно проигрывает:

- в качестве и «прозрачности» гос. институтов,

- в показателях эффективности бизнеса (инновационность, соц. и экологич. ответственность, менеджмент и пр.), легкости и комфортности его ведения,

- в экологич. показателях,

- в показателях, затрагивающих образование и повышение квалификации рабочей силы.

- отсутствие четко сформулированной конкурентной

 

Б-44 Сущность элементы региональной системы

Региональная экономика изучает экономику региона, точнее, экономику отдельных регионов: объективные предпосылки экономического развития региона, которые включают географическое положение, природно-ресурсный, демографический, производственный потенциал; производственную структуру; социальную сферу и условия жизни; систему расселения и размещения хозяйства; механизм функционирования и управления экономикой и др. Наряду с элементами и механизмами внутренней структуры экономики региона обязательно должны изучаться экономические связи региона с другими регионами страны и другими странами.

За счет межрегиональных экономических связей формируются системы взаимодействующих регионов, при этом экономика каждого региона становится частью какой-либо одной или нескольких региональных систем. Поэтому в предмет региональной экономики также входят региональные экономические системы, или национальная экономика как система взаимодействующих регионов.

Изучение размещения производительных сил – процесса стихийного или целенаправленного распределения по территории объектов и явлений – традиционно включается в предмет региональной экономики, кроме того, в рамках планово-административной системы эта проблема была доминирующей частью региональной экономики.

Кроме того, к предмету региональной экономики относят региональные аспекты экономической жизни, включая регио­нальные аспекты экономики производства, инвестиционного процесса, тру­довой деятельности, уровня (качества) жизни, финансов и т. д. Это означает, что предмет региональной экономики тесно взаимоувязан со многими другими областями экономики и, наоборот, практически все другие области экономики имеют дело с проблемами региональной экономики.

Таким образом, в широком смысле предмет региональной экономики сложен, многосторонен, а его главными составляющими являются:

· экономика отдельного региона;

· экономические связи между регионами;

· региональные системы и национальная экономика как система взаимодействующих регионов;

· размещение производительных сил;

· региональные аспекты экономической жизни.

Региональная экономика, как отрасль экономической науки, опирается на объективные экономические законы и изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов как в региональной системе страны, так и в каждом отдельном регионе.

Б-45 Факторы формирования РИС Региональная инновационная система — совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.

К структурным элементам РИС относятся:

1.государство

2.бизнес

3.учебные заведения

4.Государство и НИС

В разных странах сложились различные модели организации РИС.

Государство может поддерживать РИС следующими способами:

1.льготное налогообложение

2.прямое бюджетирование

3.предоставление кредитов

4.организация венчурных фондов

5.содействие развитию венчурных фондов

Б-46 Инфраструктура инновационного развития региональных социально-экономических систем: понятия и ее основные структурные элементы

Современная система мирового хозяйства постоянно совершенствуется и наращивает свою продуктивность даже в условиях ограниченных природных ресурсов. Как следствие, экономическая система находится в состоянии постоянной перестройки своих структурных элементов и компонент в целях повышения эффективности рационального использования капитала (как природно-сырьевого, так и интеллектуального). Это становится возможным благодаря активизации процесса инновационной деятельности на всех уровнях и во всех субъектах хозяйствования как на микро-, так и на макроуровне.

Системное стратегическое построение информационного пространства региональных рынков, адекватное современным технологиям управления региональными социально-экономическими хозяйственными системами, предполагает выявление и оценку потенциала влияния информационных процессов и факторов их определяющих на данный рынок, анализ и оценку их эффективности.

Б-47 Классификация инновационной инфраструктуры

инновационная инфраструктура - это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы составляют центры трансферта технологий, инновационно - технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки научно -исследовательских и опытно - конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и по информационному обеспечению инновационной деятельности и др.

Обычно выделяются следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:

1.финансовая инфраструктура: различные фонды (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты (например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний);

2.производственно-технологическая (или материальная) инфраструктура: технопарки, инновационно - технологические центры, бизнес - инкубаторы и т.д.;

3.информационная инфраструктура: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);

4.кадровая инфраструктура: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

экспертно - консалтинговая инфрастурктура: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Б-48 Основные виды инновационной инфраструктуры

К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информация о возможной конкурентной среде и потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм; поиски новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Все эти виды деятельности представляют инновационную сферу, т.е. область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающую создание и распространение инноваций.

На данный момент существует большое разнообразие субъектов ИИ: бизнес-инкубаторы, инновационные центры, венчурные фонды, технологические парки, технополисы и др. В основу их видового разнообразия положены 4 главных принципа:

создание максимально благоприятных условий для развития наукоемкого производства и инновационного бизнеса;сближение науки, производства, бизнеса, информационных источников; поддержка венчурными фирмами инкубационного периода научно-технических разработок.

Взаимодействие объектов инфраструктуры позволяет выпускать продукцию, оказывать услуги, конкурентоспособные на национальном и мировом уровнях. Воплощение идей научно-технической сферы в процессах экономического и социального развития общества требует формирования системы институтов, которые должны вырабатывать стимулы для генерирования большого количества нововведений, способствующих созданию наукоемких товаров, новых рынков, обеспечению платежеспособного спроса.

Б-49 Оценка эффективности функционирования инновационной инфраструктуры

Различают экономическую, экологическую, социальную, научно-техническую оценку. В зависимости от метода оценивания выделяют качественную, количественную и комбинированную оценки. Под эффективностью подразумевают относительный эффект, результативность процесса, проекта, определяемые как отношение результата к затратам, обусловившим его получение. комплексный подход к оценке эффективности реализации различных мероприятий по формированию и улучшению условий для развития инновационной деятельности

Рассматривая мероприятия как систему, можно провести анализ скоординированности, выявление взаимного дополнения, усиления или, напротив, дублирования и избыточности позволяет оценить альтернативные издержки реализации указанных мероприятий. В том случае, если разница между альтернативными и фактическими затратами на проведение мероприятий

положительна, комплекс реализованных мероприятий оценивается как эффективный. В обратном случае предлагаются решения по повышению эффективности.

Предлагается осуществлять анализ взаимодополнения/дублирования различных мероприятий по следующим аспектам: территориальное и функциональное.

Инновационная инфраструктура должна быть развита, в первую очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований РФ с высокой концентрацией инновационного потенциала, включая наукограды, академгородки, особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования и иные виды технополисов. Территориальный разброс инновационной инфраструктуры может отрицательно сказываться на эффекте ее работы и может быть причиной ее недозагруженности. В этой связи встает вопрос анализа территориальной сконцентрированности инновационной инфраструктуры, оценка ее географического разброса и удаленности от территорий с высокой концентрацией инновационного потенциала.

Б-50 Информационное обеспечение региональной инновационной системы

Информационное обеспечение — предоставление информации, необходимой для осуществления какой л. деятельности, оценки состояния чего л., совершенствования чего л., предупреждения нежелательных (опасных) ситуаций и др.

Наличие полной и достоверной информации имеет большое значение для успешного процесса формирования региональных инновационных систем. Собираемая сегодня информация в рамках статистического наблюдения за инновационной деятельностью является фрагментарной, не позволяет анализировать показатели в динамике. В связи, с этим представляется актуальным разработка системы мониторинга инновационных процессов

Информационная специфика информационного пространства выражается в нормах и правилах определяемых региональными особенностями рынков их субъектов и объектов. Повышение эффективности взаимодействия субъектов разных сфер, сегментов и секторов хозяйственных систем регионов предполагают обмен адекватной информацией для рыночной координации их деятельности. Степень эффективности взаимодействия будет напрямую зависеть от факторов оказывающих влияние на инновационную инфраструктуру с точки зрения достаточности и доступности информации. Системное стратегическое построение информационного пространства региональных рынков, адекватное современным технологиям управления региональными социально-экономическими хозяйственными системами, предполагает выявление и оценку потенциала влияния информационных процессов и факторов их определяющих на данный рынок, анализ и оценку их эффективности.

Б-51 Оценка инновационно – инвестиционного потенциала территории

В настоящее время ученые стремятся найти методы улучшения качества принимаемых решений о направлении потоков инвестиций, что приводит к созданию нового инструментария оценки инвестиционного потенциала

Чтобы в полной мере оценить инновационный и инвестиционный потенциал региона предлагается использовать дополнительные инструменты оценки. Предполагаемая методика рейтинговой оценки потенциала региона состоит из 3 этапов

1. Оценка инвестиционного потенциала региона

2. Оценка инновационного потенциала региона

3. Динамический анализ

Каждый из этапов включает в себя ряд подэтапов.

 

67. Ключ-е хар-ки ГЧП как механизма экон политики

ГЧП - это соглашение между государством и частным сектором в результате которого часть услуг которые попадают под обязанности государственного сектора выполняются частным с целью предоставления инфраструктурных и/или государственных услуг.

ГЧП-способ решения системных проблем развития, снижения бюджетных затрат за счёт привлечения средств частных инвесторов, повышения качества и эффективности работ и услуг, увеличение поступлений от налогов и других выплат в бюджет, повышение инновационной и инвестиционной активности с возможностью распределение рисков.

 

68. Потенциальные выгоды ГЧП

 

Преимущества использования ГЧП для гос-ва: - возможность привлекать частные инвестиции распределяя риски и обязат-ва м/у партнерами;

-возможность привлекать инвестиции частного бизнеса для решения гос и муниц задач и гос и мун услуг;

-возможность выбирать частного партнера и контролировать его деят-ть;

-возможность передать права на оказание публичных услуг частному партнеру, при этом частный партнер создает и использует имущество, кот после реализации срока проекта перейдет гос-ву;

-возможность получить дополнительные поступления в бюджет;

-возможность увеличить объемы валового регионального продукта.

Преимущества для частного партнера:

-возможность получения частным сектором долгосрочных проектов со стабильным рынком и гарантиями гос-ва;

-возможность минимизации рисков давления гос-ва на бизнес;

- возможность увеличения рентабельности проектов за счет повышения производительности труда и внедрения инновационных решений.

69. Классификации моделей ГЧП.

Модели ГЧП:

1-ВОТ-строительство,управление,передача- классический вариант концессионного договора,по нему инвестор осуществляет строительство и эксплуатацию объекта за свой счёт и на свой риск. После истечения срока договора и выход на окупаемость вложенных средств, объект возвращается государству.

2-ВТО-Строительство,передача,управление-концессионер сразу после завершения строительства передаёт объект в собственность гос-ва,а после этого осуществляет его эксплуатации с целью возмещения издержек и получения прибыли в соответствии с договором. Объект находится в пользовании частного партнёра, но без передачи прав собственности.

3-ВООТ-строительство,владение,управление,передача-Частный партнёр имеет право не только пользоваться, но иметь в собственности объект в течении срока договора, а по истечению обязан вернуть объект государству.

4-ВОМТ -строительство,управление,обслуживание,передача-модификация предыдущей модели с акцентом на ответственность частного партнера за обслуживание и текущий ремонт.

 

70.

√ражданское общество - это совокупность самосто€тельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопор€дке.

—труктуру гражданского общества как определенную систему, состо€щую из частных лиц, классов, групп и социальных институтов, взаимодействие которых регулируетс€ политикой. √ражданское общество, подчеркивал он, представл€ет собой Ђ...конституированные товарищества, общины и корпорации, которые таким образом получают политическую св€зьї.

существует несколько подходов к сущности гражданского общества: либерально-демократический подход -св€зывает гражданское общество с рыночной экономикой, разнообразием форм частной собственности, развитием демократии (максимальна€ свобода и независимость индивидов и институтов этого общества €вл€ютс€ высшим идеалом); социал-демократический подход - признает гражданское общество сердцевиной не только всей общественной, но и политической жизни, отмеча€ при этом, что общество может быть демократическим, если у него есть реальна€ возможность формировать структуры власти, которые, в свою очередь, определ€ют контуры гражданского общества; ортодоксальный (марксистский) подход - рассматривает разделение гражданского общества и государства негативно, полага€, что это затушевывает основополагающий вопрос о частной собственности и классовых противоречи€х, что, естественно, не дает про€снени€ подлинного существа этой проблемы.

ќсновными сферами функционировани€ гражданского общества €вл€ютс€: политико-правова€, экономическа€, духовно-идеологическа€ и культурно-нравственна€.

71.

Ќа первом этапе развити€ модерна (современности) окончательно утверждаетс€ разделение гражданской и политической (государственной) сфер общества. √ражданское общество взаимодействует с государством посредством формировани€ современных механизмов демократии (институт выборов, партии, группы давлени€ и т.д.). государству постепенно переходит контроль над значительной частью таких социальных институтов, как образование, учреждени€ культуры, медицина и пр.

Ќа втором этапе развиваетс€ общественна€ сфера гражданской жизни. √ражданское общество, которое на первом этапе своего становлени€ вынуждено было брать на себ€ функцию защиты экономических интересов различных социальных групп, теперь в основном передает их укрепившемус€ государству, которое становитс€ социальным.

Ќа третьем этапе формировани€ современного социума осуществл€етс€ переход к Ђплюралистическойї модели гражданского общества. услови€х позднего модерна (постмодерна) гражданское общество претерпевает качественные изменени€.

72.

ѕолитическа€ парти€ - это организаци€, объедин€юща€ на добровольной основе наиболее активных представителей тех или иных классов, социальных слоев и групп.

ѕартии €вл€ютс€ существенным элементом политической системы общества. ќни выступают носител€ми конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразител€ми интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, св€зующим звеном между гражданским обществом и государством. «адача партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. „ерез партии и избирательные системы происходит формализаци€ участи€ граждан в политической жизни. ѕартии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное вли€ние на него. Ќемаловажной чертой де€тельности партий €вл€етс€ их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознани€ и культуры. —ущественна роль политических партий в становлении демократии в –оссии.

27.

—редства Ч совокупность приемов и операций по достижению цели. рамках проекта методы и средства конкретизируютс€ совокупностью планируемых меропри€тий.

‘орма Ч это определенным образом упор€доченна€ де€тельность, способ организации содержани€, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта

ѕроектированиеделитс€ на стадии, этапы и процедуры. ѕри проектировании сложных объектов выдел€ют стадии научно-исследовательских работ (Ќ»–), опытно-конструкторских работ (ќ –), технического проекта, рабочего проек≠та, испытаний опытного образца.

ѕроектированиераздел€етс€ также на этапы. Ётаппроектировани€ - это условно выделенна€ часть проектировани€, свод€ща€с€ к выполнению одной или нескольких проектных процедур,

 

соответствии с этим проекты √„ѕ представл€ют собой не простое сложение ресурсов, а совершенно особую конфигурацию интересов и соответствующих правомочий партнеров. о-первых, государство как одна из сторон партнерства выступает в роли носител€ общественно значимых интересов и целей, причем исполн€ет не только целеполагающую, но и контрольную функции. о-вторых, выступа€ в роли участника хоз€йственного оборота, оно заинтересовано как в эффективности общих результатов проекта √„ѕ, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта. Ќаконец, частный партнер, как вс€кий нормальный предприниматель, преследует цель максимизации прибыли. ѕоэтому в сегменте коммерческих (в отличие от сегмента реализуемых государством общественных) интересов между партнерами вполне уместен и даже необходим торг о возможном разделе возникающих рисков, о характере делегируемых правомочий и услови€х их передачи и использовани€.объединенных по признаку принадлежности получаемых проектных решений к одному иерархическому уровню и (или) аспекту описаний. ѕроектное решение - описание объекта или его составной части, достаточное дл€ рассмотрени€ и прин€ти€ заключени€ об окончании проектировани€ или пут€х его продолжени€. ѕроектна€ процедура - часть проектировани€, заканчивающа€с€ получением проектного решени€. ѕримерами проектных процедур служат синтез функциональной схемы устройства, оптимизаци€ параметров функционального узла, трассировка межсоединений на печатной плате и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: