double arrow

Петрищева Арина: « А. Богданов – писатель»

Слайд 12

Слайд 13

Марксизм, как теоретическая конструкция, позволил выработать новый взгляд на исследование и дальнейшее развитие культуры. «Создание «Нового человека»» - вот чего требовало сердце послереволюционного пролетариата (один из двух основных классов буржуазного общества; класс лишённых собственности на орудия и средства производства наёмных рабочих, единственным источником существования которых является продажа ими своей рабочей силы капиталистам — другому основному классу буржуазного общества). Идея "окультуривания" пролетарской массы издавна бередила умы русской революционной интеллигенции. К числу таких принадлежал Александр Богданов.

В основе этой концепции лежит аксиома Богданова – так называемая "организационная точка зрения", или, проще говоря, мысль о том, что любое достижение культуры формирует сознание индивида согласно психологии того или иного класса. (В свою очередь, классовая принадлежность того или иного достижения культуры определяется:

1. Классовым происхождением создателя

2. Тем классом, интересы которого являются для автора его собственными интересами).

Понятие культуры связывается Богдановым с понятием труда. Чтобы актуализировать свое понимание культуры, им вводится понятие искусности, мастерства и профессионализма. Свое полнейшее выражение культура, соединенная с искусностью, получает в художественной деятельности в искусстве. Отсюда вырастает знаменитей богдановское выражение о слиянии искусства и жизни через «производственное искусство».

В полемике последующих лет всегда встава вопрос: «Зачем пролетариату культура, и зачем она вообще?» Богданов выделяет главную цель культуры как «совершенную форму организации». Сущность культуры – это оформление и закрепление определенной организации.

Свою схему развития культуры Богданов должен был соотнести со схемой формации Маркса. Развитие культуры в его понимании связано с развитием труда, а тип труда определяется его содержанием и формой организации (консервативный тип, авторитарный тип, изменяющийся тип, коллективистский тип).Из этого у Богданова возникают периоды в развитии культуры: авторитарный, индивидуалистический и коллективистический.

Коллективизм, по мысли Богданова, должен породить не конкуренцию, а ее противоположность: обмен функциями, то есть кооперацию. При всем том, что он имеет в виду подвижное, постоянно меняющееся общество будущего.

Зафиксируем первый важнейший шаг Богданова: культура, как метод у него отделяется от содержания, которое культура несет. Отсюда остается один шаг до последующей НОТовской практики и этот шаг сделают его ученики и продолжатели.

Научно-фантастические романы Богданова не были уникальным явлением в русской культуре конца XIX – начала XX вв. К этому времени фантастика Г.Уэллса и Жюля Верна успела стать ее частью. Спросом пользовалась и другая переводная литература (например, Э. Беллами). Уже были написаны основные произведения К.Э. Циолковского. В начале 1910-х или несколько ранее прозвучали имена В. Чиколева, П. Инфантьева, А. Родных, М. Волохова, Н. Олигер и др. Среди значимых для истории русской литературы писателей той же эпохи, обращавшихся к научной фантастике, необходимо упомянуть В.Я. Брюсова, А.И. Куприна, А.Н. Толстого...

Небольшое количество написанных Богдановым художественных произведений не помешало его творчеству стать заметным явлением как в области научно-фантастической литературы, так и в ряду утопий и антиутопий XX в. Лишь отчасти этому способствовал авторитет Богданова-философа и ученого. Закономерная для научной фантастики эстетизация научного знания в совокупности с несомненно новой стилистикой, предложенной автором, обеспечили ему успех среди группы читателей социалистической и позитивистской ориентации. Творчество Богданова представляет собой пример «аналитической» тенденции в научной фантастике, тяготеющей к ярко выраженной двуполярной композиции: самоценное описание технических и научных новшеств, с одной стороны, и характерное для «традиционной» литературы выстраивание системы образов, с другой. Несмотря на «отступничество» от марксизма книги Богданова переиздавались и после революции. С завидным постоянством критики указывали на «его колебания в политической линии партии», которые «вели ко все более полному отмежеванию от революционной социал-демократии и от Ленина», и в то же время подчеркивали ценность его научных прогнозов. Некоторые из них актуальны до сих пор. Богданов-романист оказал ощутимое влияние на становление советской научной фантастики.

Роман "Красная звезда" впервые был опубликован в петербургском издательстве "Товарищество художников печати" в 1908 году (помните эту дату!). Затем переиздавался в 1918 и в 1929 гг. Т.к. Богданов был одним из идеологов Пролеткульта, то его произведение насквозь пропитано пролеткультовскими идеями и эстетикой. Собственно говоря, Богданов и ставил задачу донести до широких масс свои идеи, а описать их в интересной литературной форме было вполне разумным решением.

По форме роман "Красная Звезда" представляет собой "жюль-верновский" образец классической фантастики конца XIX века. Роман везде позиционируют как утопию. Но утопия (равно как и антиутопия) по определению это всё-таки описание общества будущего, чего в романе нет. Просто Богданов описывает то общество к которому, по всей видимости, он стремился. Некий абсолют, математическая модель…

Одним из существенных качеств богдановского утопизма оказывается предельная реалистичность в оценке современного общества, которое не способно воплотить в жизнь моделируемое коммунистическое устройство. Человек с земли, революционер, единственный из всех, кто был избран для данной цели, один из самых прогрессивно мыслящих людей, не может подняться до того уровня гуманизма, с которым ему пришлось столкнуться.

5 узел:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: