Круговая порука добра

Что бы в жизни ни ждало вас, дети,

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети

И раскаянья жгучего мгла.

Всё же вы не слабейте душою,

Как придёт испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить ни велело:

В шумном свете иль в сельской тиши –

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой!

(Неизвестный автор)

Y. Подведение итогов урока. Ответы на вопросы: учебника и дополнительные вопросы:

1. Как ты понял выражение «Круговая порука добра»?

2. Подумай, болела ли у тебя когда-нибудь душа? Подумай и расскажи об этом самому себе. Смог ли ты понять, чем была вызвана эта боль?

3. Вспомни любимых тобою людей. Вспомни, как они проявляли по отношению к тебе и другим людям душевную теплоту или как в трудные минуты была стойкой их душа, или случаи, когда они проявляли душевную твёрдость.

4. Вспомни, как помогала душа выдержать трудные испытания литературным героям: маленькой Герде, оставшейся без тёплой одежды, двигаться навстречу снежному воинству, Элизе (сказка Андерсена «Дикие лебеди»), превозмогая боль, вязать братьям рубахи из крапивы. Приведи свои литературные примеры, когда душа подсказывала герою, как надо поступить правильно.

5. Как ты думаешь, откуда душа человека знает, как надо поступать правильно, по совести?

 

Урок 10 Добро и зло. Совесть

Опорные понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой.

Цель урока: осмысление понятий греха, связи греха и зла, формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать меру добра в себе и мире.

Оборудование урока: мультмедиапроектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть (по современным толковым словарям, не по словарю Даля),бумага для письма

Ход урока:

I. Работа с вопросами под рубрикой «Сначала рассуждаем сами»

Тема на доске не написана. Тему урока учащиеся сформулируют сами в ходе работы, направленной на выявление восприятия.

На доску выписать опорные понятия урока, провести с учащимися работу, направленную на выявление понимания ими опорных понятий урока. Например, со словом добро составьте словосочетания (творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т.д.), затем со словом грех (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех).

Проблемное задание: попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какое словосочетание не получиться: можно ли сказать «раскаяться в добре»? А можно ли сказать «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и др. с приставкой со- Приставка со означает соединение с чем-либо. С чем (или Кем?) же происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»? Совесть сопряжена с умом или душой? (или тем и другим?) Достаточно ли осознавать грех умом?

2.Обсуждение возможной темы урока. Запись темы на доске.

3. Чтение статьи учебника

Работа со статьёй учебника после чтения:

Что показалось тебе самым главным в статье, выпиши эту мысль.

Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане.

Сравни с определениями словарей. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан (человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой).

3. Подведение итогов урока.

4. Беседа по вопросам учебника

 

Урок 11 Раскаяние

Ключевыепонятия: раскаяние (покаяние), покаянные молитвы

Цель урока осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлениею

Так же, как и на предыдущем уроке, тема урока на доске не записывается до тех пор, пока её не сформулируют учащиеся.

1. Работа с заданиями под рубрикой «сначала рассуждаем сами». Задания учебника могут быть дополнены следующими:.

Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть)

После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как! _ говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

- Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Вычертите «партитуру» чувств Николеньки (как меняется настроение Николеньки?):

Веселье- злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь.

Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?

2. Демонстрация слайда с репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картину, учитель проводит с учащимся беседу о сюжете картины, как его понимают дети. Как вам кажется, кто изображена картине? В какой момент жизни изображены двое людей? Почему один из них не показан лицом зрителю? Почему он стоит на коленях? Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю. Знаете ли вы, как называется картина? Какой сюжет лёг в её основу? Из какой книги этот сюжет?

3. Формулирование темы урока, запись её на доске, обсуждение предполагаемого содержания статьи учебника.

4. Чтение статьи учебника. Выписка главного.

5. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам учебника

 

Урок 12 Заповеди

Цели и задачи урока.

Разобраться в понятии, ставшем темой урока, убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться. Предоставить учащимся возможность пошагово, адаптивно понять гуманную суть вечных заповедей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: