double arrow

Урок 7 Христос и Его Крест

Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест

Цель урока: формирование понимания значения креста для христиан.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, бумага для рисования, цветные карандаши

Ход урока

I. I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

Вопросы могут быть дополнены следующими:

1. Вспомни, как выглядит крест, который носят православные христиане у себя на груди. Можешь посмотреть в книге или рассмотреть свой крестик. Нарисуй его.

2. Что знаешь ты о том, что означает сам крест, каждая из его перекладин, буквы, начертанные на кресте?

3. Знаешь ли ты, какой человек изображён на кресте и почему он изображён пригвождённым к кресту?

 

4. Знакомо ли тебе слово жертва?Как ты понимаешь значение этого слова?

 

II. Работа со статьёй учебника

1.Чтение статьи

2. Перечитывание для ответов на следующие вопросы:

Что означает слово «вочеловечился»?

Какое чудо христиане называют воплощением (Боговоплощением)?

От какого слова происходит слово «воплощение»?

Как связаны между собою Рождество и Боговоплощение?

Что именно в Христе было от Бога, а что от человека?

Каков смысл смерти Христа?

Как Христос отнёсся к тем, кто судил и казнил его?

Почему Христос позволил казнить себя?

Почему крест воспринимается христианами как знак любви Господа?

Почему христиане носят на груди крест?

 

III.Работа с дополнительным материалом учебника.

Чтение статьи.

Работа в парах: объяснение друг другу значения каждой перекладины креста. Во время этой работы демонстрируются слайды с изображением православного восьмиконечного креста

 

YI. Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы учебника и дополнительные вопросы:

1. Вернись к своему рисунку, на котором ты нарисовал крест. Исправь ошибки в рисунке, если они были. Объясни, почему на Православном кресте три перекладины.

2. Как ты считаешь, можно ли носить крест ради украшения? Почему?

3 Объясни, как ты понял, что такое Боговоплощение? Почему и с какой целью оно произошло?. Кого обозначает слово Богочеловек?

4 Объясни, как понял ты смысл жертвы Христа?

5. Почему Христос знал, что Его жизнь и Его смерть на кресте принесут облегчение людям?

6. Подумай, какие последствия для людей возникли после Распятия Христа на кресте? Менялись ли они?

7. Знаешь ли ты о том самом главном событии, которое произошло после смерти Христа на кресте, которое повлекло за собой большие изменения в образе жизни людей? Какое это было событие?

Урок 8 ПАСХА

Ключевые понятия: Спаситель, Пасха Христова, Великий пост

Цель урока: формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, бумага для письма и рисования, цветные карандаши

Ход урока:

I. I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

Этот этап урока дополняется следующим заданием. Многим учителям знакома педагогическая технология, называемая «мастерской». Одной из целей мастерских является актуализация имеющихся у ученика знаний и представлений по изучаемой теме. Жизненный опыт учащихся позволяет в начале данного урока провести небольшую мастерскую, которая позволит повысит уровень мотивации для изучения темы.

Класс делится на две группы (левая и правая колонка, первый- второй вариант, как это привычно детям и учителю). Даётся задание: вспомните прошедший Великий пост (для одной колонки), вспомните прошедшую пасху (для другой колонки), какие приметы поста (или пасхи) вы можете назвать. Слова запишите. Вспомните настроение этих дней. Какими словами можно определить это настроение? Слова запишите. Вспомните запах этих дней? Слова запишите. Каким цветом вы бы изобразили эти дна? Название цвета запишите. С какими звуками связаны для вас эти дни? Слова запишите.

Напишите небольшое сочинение на тему «Пост» или «Пасха». Сочинения прочитайте друг другу. И по желанию – всему классу.

1.2. Учитель читает отрывки из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Чистый понедельник.

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру»- закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, ив затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

 

Пасха

Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные. Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале ив коридорах – новые красные дорожки. В столовой на окошке – крашеные яйца в корзинах, пунцовые. На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! – лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым.

Идём в молчанье по тихой улице, в темноте. Звёзды, тёплая ночь, навозцем пахнет. Горкин берёт меня за руку.

- Папашенька наказал с тобой быть, иллюминацию показать.

Едва пробираемся в народе. Горкин наказывает нашим: «Жди моего голосу! Как показался крестный ход, скричу – вали!- запущай враз ракетки! Ну, дай Господи!...

У него дрожит голос. Мы стоим с зажигальником у нитки. С паперти подают – идёт! Уже слышно -

Ангели поют на небеси!..

- В-вали-и! вскрикивает Горкин, и четыре ракеты враз с шипеньем рванулись в небо и рассыпались щелканьем на семицветные яблочки.

- Кумпол-то, кумпол-то! – дергает меня Горкин.

Огненный змий взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста.. и там растаял. В чёрном небе алым крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. Сияет – Х.В. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени – кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И всё накрыло великим гулом, чудесным звоном, из серебра и меди.

Христос воскресе из мертвых....

 

II. Чтение статьи учебника

Осмысление статьи: сопоставьте содержание статьи с отрывком из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне». Чем статья учебника дополнила ваши представления о пасхе и представления, возникшие после чтения отрывка из книги Шмелёва?

III.Чтение стихотворения А. Майкова. Чем близки стихотворение и отрывок из книги «Лето Господне».

IY Демонстрация картин Ге «Вестники воскресения», Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», Пимоненко «Пасха», Кошелева «Дети катают пасхальные яйца», Мохова «Пасха»

Y Ответы на вопросы учебника

Урок 9 Душа

Опорные понятия: тело,душа, внутренний мир человека.

Цель урока: осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности

Оборудование урока: бумага для письма

Ход урока.

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

Задания дополняются следующими вопросами:

1. Выберите слова, которые обозначают предметы и явления, которые близки душе, на которые она откликается: еда, телевизор, тихая песня, журчанье ручья, шелест листьев, громкий хохот подростков в вагоне метро, ссора, компьютер, материнская ласка, отчий дом.

2. Объясни следующие выражения: «чистая душа», «грязная душонка», «голубиная душа», «спасти душу»

3. Объясни, как ты понимаешь, что это такое, человеческая душа.

II. Чтение статьи учебника.

Осмысление статьи учебника. Найди в статье учебника то, что тебя удивило: ты никогда не предполагал, что может быть так, как написано в учебнике.

Найдите в статье учебника ответ на вопрос, чем человек поход на Бога.

Каково удивительно свойство души?

III Работа с дополнительным материалом

1.Сколько этапов было в создании человека?

2.Как в акте создания проявилась любовь Бога к человеку

IY. Работа с дополнительным материалом.

Прочитайте стихотворение неизвестного автора. Ответьте на вопрос: какие мысли, утверждения, высказанные в стихотворении, докажут, что автор приведённого стихотворения – христианин?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: