Вопросы и задания
1а) Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).
1б) Рассмотрите икону. Чем она отличается от обычной картины, от портрета человека? (Важно, чтоб дети поняли, что икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, св.Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью или деяниями. Важно понять, что иконы это не предмет рассматривания только, а образ Святости, к Которому можно обращаться в молитве. Вот почему мы ходим перед святыми образами, а они смотрят на нас. (Так обычно дети объясняют закон обратной перспективы!)
1. Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?
Можно схематично изобразить нижний ярус иконостаса с Царскими вратами и расположенными справа и слева традиционными иконами.
Почему в алтарь нет общего доступа?
Можно использовать часть видеофильма о храме, его устройстве.
2а) Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла?
|
|
2. Может ли православный христианин молиться без иконы? Можно привести примеры молитвенного обращения к Богу в самых разных местах, Бог всегда услышит, но при этом значение общей храмовой молитвы совершенно особенное!
3а) Прочитайте сведения из ИСТОРИЧЕСКОЙ КОПИЛКИ о Пресвятой Богородице. Попробуйте сделать перевод этой молитвы. Почему эта молитва так любима православным народом?
3. Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Уже на этом этапе можно показать учащимся репродукции с икон Владимирская, Знамение, Смоленская. Почему так много иконописных изображений Божией Матери? (Разумеется, это свидетельствует о всенародной почитании Божией Матери. Особенно часто обращаются к Пресвятой Богородице женщины, вероятно, понимая, что именно Она искупает первородный грех человечества, грех Адама и Евы, а еще - Ее совершенно не случайно называют Пречистая, честнейшая (то есть выше по чести перед Богом) даже чем бесплотные ангелы, херувимы и серафимы).
4. Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»:
Благословлённая Вечной природой,
Ставшая телом живым благодать,
Кружит пчела, чтобы воском и медом
За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало
Быть на пчелу я похожим хочу,
Чтоб и мое бытие даровало
Мёд - человеку, и Богу - свечу.
В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?
5. Что-то вас удивило в тексте учебника? Найдите в последнем абзаце текста определение культуры. Прокомментируйте свое согласие или несогласие. Как вы думаете, такое понимание культуры помогает человеку расти и развиваться?
|
|
4. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения и общепринятые жесты в различных общественных местах?
Подводим итоги
Сядем в кружок
Какие храмы в нашей местности мне известны? Для чего люди ходят в храм?
Урок 16. Икона
Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
Ключевые слова и выражения: икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени.
Ход урока
Выявление восприятия, мотивация.