План:
1. Общественно-политическое положение России первой четверти ХIХ века.
2. Идея декабристов об общественном переустройстве посредством просвещения народа.
3. Деятельность декабристов в вольных школах и ссылке.
4. Значение идей и деятельности «дворянских революционеров» для развития педагогической мысли в России в последующие времена.
5. Написать рецензию на работу Одоевского В.Ф. «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами».
Методические рекомендации.
При определении роли и места просвещения в общественном переустройстве, необходимо учитывать тот момент, что взгляды дворянских революционеров на воспитание формировались в связи с общим развитием их мировоззрения, общественной и политической активности.
В работе следует особое внимание уделить цели – воспитание «сына отечества», прежде всего гражданина и патриота. В период существования тайных обществ декабристы создавали школы для рабочих, солдат и крестьян, применив в них метод взаимного обучения.
|
|
Педагогическая, просветительская деятельность многих декабристов продолжалась в ссылке (отметить их деятельность в Тобольске, Ялуторовске). В заключении необходимо показать значение деятельности дворянских революционеров для развития идей просвещения русского народа.
Рекомендуемая литература:
1. Базанов Б.Г., Владимир Федосеевич Раевский. – М.- Л., 1949.
2. Барановская Н.Ю. Декабрист Николай Бестужев. – М.- 1954.
3. Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. – М.- Л., 1958.
4. Воспоминания Бестужевых. – М.-Л. 1951.
5. Гессен С.Я., Коган М.С. Декабрист Лунин и его время. – Л., 1926.
6. Дружинин Н.М. Декабрист Н.М. Муравьев. – М., 1933.
7. Завалишин Д.И. Записки декабристов. – СПб., 1906.
8. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1999.
9. Лунин М.С. Сочинения и письма. – Пг., 1923.
10. Нечкина М.В. Движение декабристов. – М., 1955. – Т. 11.