Тема 5. Великий русский педагог К.Д. Ушинский

План:

1. Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.

2. Антропологический принцип, принцип народности в воспитании – основа педагогического мировоззрения К.Д. Ушинского.

3. К.Д. Ушинский о роли учителя-воспитателя, требования к нему и системе его подготовки.

4. Великий русский педагог о первоначальном обучении детей.

5. Развитие идей К.Д. Ушинского в русской педагогике.

6. Составить конспект работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания».

 

Методические рекомендации.

Основоположником научной педагогики, реформатором русской школы, женского образования в России является К.Д. Ушинский.

Целесообразно дать характеристику социально-политических взглядов педагога, которые определили жизненный путь, педагогическую деятельность и идеи великого русского педагога.

В работе студенту необходимо показать гуманистичность педагогики К.Д. Ушинского, раскрыть основные дидактические принципы построения процесса обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большое внимание стоит уделить личности педагога, его подготовке и роли в воспитании детей.

В заключении нужно показать значение педагогического учения К.Д. Ушинского в развитии русской педагогики, влияние его идей на педагогическую мысль и практику других народов, а также на современную педагогику и отношение к его творческому наследию на современном этапе.

Рекомендуемая литература:

1. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974.

2. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – М., 1974.

3. Романовский А.К., Басук И.Я. Жизнь моя во имя будущего. – М., 1974.

4. Струминский В.Я. Основы и система дидактики К.Д. Ушинского. – М., 1957.

5. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах //Избр. Пед. соч. – М., 1974. – Т.2.

6. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими //Там же.

7. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.//Там же.

8. Ушинский К.Д. Родное слово //Там же.

9. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //Там же.

10. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1999.

 

Тема 6. Проблема среды в воспитании детей в истории педагогики конца ХIХ – начала ХХ века.

План:

1. Обоснование понятия «среда» в трудах зарубежных и русских педагогов конца ХIХ – начала ХХ в. Выделение компонентов среды.

2. Среда как фактор и тормоз развития ребенка.

3. Исследование среды в трудах Н.Н. Иорданского и С.Т. Шацкого.

4. Методы изучения среды в трудах Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой.

5. Написать отзыв о работе С.Т. Шацкого «Школа для детей или дети для школы».

 

Методические рекомендации.

В работе необходимо показать, кто из педагогов прошлого придавал важное значение организации жизни детей, среды, которая их окружает. Рассмотреть взгляды авторов, которые считали среду важным фактором развития и формирования личности и противоположные мнения. Обратить внимание на исследовательскую работу авторов по изучению влияния среды на ребенка, апробирование новых подходов к воспитанию.

Рекомендуемая литература:

1. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М., 1993.

2. Малинин В.И. К истории московского общества «Сетлемент» //Советская педагогика. 1985. - № 4.

3. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь //Избр. Пед. соч.: В 2-х т. М., 1980. – Т.1.

4. Шлегер Л.К. Среда – воспитатель и проблема детского сада //Среда и проблема детского сада: СПб./ Под ред. С.Т. Шацкого. – М., 1925.

5. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой. – М.-Л., 1930.

6. История социальной педагогики: Хрестоматия – учебн.: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений /Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 544с., (405-422).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: