Тема 9. Личность педагога, учителя и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая система

План:

1. Личность педагога в системе Я.А. Коменского. Мать – первый воспитатель ребенка.

2. Педагог как гармонизатор отношений между ребенком, природой, обществом в теории Ж.-Ж. Руссо.

3. Влияние личности педагога на ребенка в педагогической системе К.Д. Ушинского. (Л.Н. Толстой как педагог о педагоге).

4. Развитие идей отечественной педагогики о личности педагога в трудах В.А. Сухомлинского и Ш. Амонашвили.

5. Конспект научно-педагогической работы Ф.А.В. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».

 

Методические рекомендации.

Рассмотреть как в различные временные периоды отечественными и зарубежными мыслителями, педагогами описывалась личность учителя, его качества и требования к нему. Проблема личности учителя может раскрываться и на обширном материале о жизненном пути, преданности делу, самоотверженному служению детям. В работе можно указать, в чем состоит преемственность во взглядах на теоретическую и практическую подготовку педагогов прошлого и современных ученых.

Рекомендуемая литература:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1939.

2. Коменская Я.А. Матеинская школа // Избр.пед.соч. – М., 1939.

3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании //Избр.пед.соч. – М., 1987.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989.

5. Толстой Л.Н. О воспитании //Избр.пед.соч. – М., 1989.

6. Толстой Л.Н. Роль примера и подражания в воспитании // Там же.

7. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии //Изб.пед.соч. – М., 1989. – Т. 1-2.

8. Дистервег Ф.В.А. Руководство к образованию немецких учителей // Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. И авт. Вводных статей проф. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. С. 385-444.

 

Тема 10. Роль семьи в воспитании ребенка как историко-педагогическая проблема.

План:

1. Отношение к семейному воспитанию античных философов (Демокрита, Платона, Аристотеля) и христианских богословов Василия Великого, Иоанна Злотоуста.

2. И.Г. Песталоцци о любви во взаимоотношениях родителей и детей. Мать – первый воспитатель ребенка.

3. П.Ф. Каптерев о воспитании детей в семье.

4. В.А. Сухомлинский об особенностях воспитания в семье в работе «Родительская педагогика».

5. Представить анализ статьи А.С. Макаренко «О родительском авторитете» в виде таблицы.

 

 

Методические рекомендации.

Рассмотреть как в различные временные периоды отечественные и зарубежные мыслители, педагоги относились к проблеме воспитания детей в семье. Попробуйте выявить общее и различное во взглядах мыслителей разных эпох к семейному воспитанию. Выделите какие ценные советы они дают родителям по воспитанию детей в семье. Попробуйте разработать рекомендации родителям. Это можно сделать в конце контрольной работы, вместо заключения. Анализируя работу А.С. Макаренко разработайте самостоятельно таблицу и представьте анализ в виде таблицы.

Рекомендуемая литература:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989.

2. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978.

3. Невская С., А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы // Педагогика, 2003, №9.

4. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.: Учпедгиз, 1955.- 320 с.

5. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.: Учпедгиз, 1955.- 320 с.

6. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И.Беляев]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с.

7. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский — М.: Логос 1999. 400с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: