План:
1. Личность педагога в системе Я.А. Коменского. Мать – первый воспитатель ребенка.
2. Педагог как гармонизатор отношений между ребенком, природой, обществом в теории Ж.-Ж. Руссо.
3. Влияние личности педагога на ребенка в педагогической системе К.Д. Ушинского. (Л.Н. Толстой как педагог о педагоге).
4. Развитие идей отечественной педагогики о личности педагога в трудах В.А. Сухомлинского и Ш. Амонашвили.
5. Конспект научно-педагогической работы Ф.А.В. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».
Методические рекомендации.
Рассмотреть как в различные временные периоды отечественными и зарубежными мыслителями, педагогами описывалась личность учителя, его качества и требования к нему. Проблема личности учителя может раскрываться и на обширном материале о жизненном пути, преданности делу, самоотверженному служению детям. В работе можно указать, в чем состоит преемственность во взглядах на теоретическую и практическую подготовку педагогов прошлого и современных ученых.
|
|
Рекомендуемая литература:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. – М., 1939.
2. Коменская Я.А. Матеинская школа // Избр.пед.соч. – М., 1939.
3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании //Избр.пед.соч. – М., 1987.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989.
5. Толстой Л.Н. О воспитании //Избр.пед.соч. – М., 1989.
6. Толстой Л.Н. Роль примера и подражания в воспитании // Там же.
7. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии //Изб.пед.соч. – М., 1989. – Т. 1-2.
8. Дистервег Ф.В.А. Руководство к образованию немецких учителей // Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. И авт. Вводных статей проф. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. С. 385-444.
Тема 10. Роль семьи в воспитании ребенка как историко-педагогическая проблема.
План:
1. Отношение к семейному воспитанию античных философов (Демокрита, Платона, Аристотеля) и христианских богословов Василия Великого, Иоанна Злотоуста.
2. И.Г. Песталоцци о любви во взаимоотношениях родителей и детей. Мать – первый воспитатель ребенка.
3. П.Ф. Каптерев о воспитании детей в семье.
4. В.А. Сухомлинский об особенностях воспитания в семье в работе «Родительская педагогика».
5. Представить анализ статьи А.С. Макаренко «О родительском авторитете» в виде таблицы.
Методические рекомендации.
Рассмотреть как в различные временные периоды отечественные и зарубежные мыслители, педагоги относились к проблеме воспитания детей в семье. Попробуйте выявить общее и различное во взглядах мыслителей разных эпох к семейному воспитанию. Выделите какие ценные советы они дают родителям по воспитанию детей в семье. Попробуйте разработать рекомендации родителям. Это можно сделать в конце контрольной работы, вместо заключения. Анализируя работу А.С. Макаренко разработайте самостоятельно таблицу и представьте анализ в виде таблицы.
|
|
Рекомендуемая литература:
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989.
2. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978.
3. Невская С., А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы // Педагогика, 2003, №9.
4. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.: Учпедгиз, 1955.- 320 с.
5. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. –М.: Учпедгиз, 1955.- 320 с.
6. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И.Беляев]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с.
7. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский — М.: Логос 1999. 400с.