Тема 7. Проблема педагогического мастерства в трудах Л.Н. Толстого

План:

1. Основные принципы педагогической теории Л.Н. Толстого.

2. Л.Н. Толстой о педагогическом мастерстве как необходимом качестве народного учителя.

3. Методические пособия для первоначального обучения, созданные Л.Н. Толстым.

4. Проблема развития индивидуально-творческих способностей детей в Яснополянской школе Л.Н. толстого.

5. Написать аннотацию на работу Л.Н. Толстого «Дневник яснополянской школы».

 

Методические рекомендации.

Л.Н. Толстого часто называли «русским Руссо». Раскройте преемственность идей и взглядов этих двух педагогов и дайте отличие. Свобода как основной принцип организации обучения детей, по мнению Л.Н. толстого.

Выделите основные условия успешного обучения, перечислите методические пособия для первоначального обучения, созданные Л.Н. Толстым. Опишите предложенную Л.Н. Толстым систему развития творческих способностей детей.

Рассмотреть педагогические взгляды (идеализирование детской природы, обоснование свободы как «критериума педагогики», новый тип отношений учителей и учащихся).

Рекомендуемая литература:

1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ века. – М., 1990.

2. Толстой Л.Н. Дневник Яснополянской школы //Избр.пед.соч. – М., 1989.

3. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953.

4. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой о воспитании человека. – М.: Моск. Психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

5. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого. – М., 1995.

Тема 8. Проблема индивидуального подхода к детям в ее историческом развитии.

План:

1. Выявление индивидуальных особенностей личности в античной педагогике.

2. Индивидуализм воспитания Дж. Локка.

3. Внимание к психологическим особенностям воспитанников в практике работы И.Г. Песталоцци.

4. Индивидуальность в коллективе в педагогической системе А.С. Макаренко.

5. Написать рецензию на работу А.С. Макаренко «Методика организации воспитательного процесса».

 

Методические рекомендации.

Рассмотреть понятие «личность», «индивидуальность». Рассмотреть закономерность: проявление природных задатков и дальнейшее развитие личности на их основе, в зависимости от социальных условий, в том числе и воспитания, и, конечно, от самой личности. В рассмотрении вопросов индивидуального подхода придерживаться динамической мысли о том, насколько индивидуальность зависит от коллектива – настолько и коллектив зависит от индивидуальности.

Провести историко-логический анализ темы, опираясь на историческое развитие педагогической мысли. С точки зрения философского подхода к теме осветить её, исходя из парадигмы: «Только Личность может воспитывать Личность».

Рекомендуемая литература:

1. Дж. Локк. Мысли о воспитании //Пед.соч.: - М., 1939.

2. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978.

3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса //Собр.соч. – М., 1987.

4. Педагогическое наследие /Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци. – М., 1989.

5. Квинтилиан Ф. Ораторское образование //Хрестоматия по истории педагогики. – М., 19354. – Т. 1.

6. Пестолоцци И.Г. Письма к учителю Петерсону //Пед.соч. – М., 1939.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: