План:
1. Диалектика взаимодействия личности и коллектива: историко-логический анализ (по работам С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского).
2. Н.К. Крупская о воспитательном потенциале коллектива.
3. А.В. Луначарский о социальном воспитании
4. Республика ШКИД: опыт воспитания в коллективе.
5. Представить конспект труда А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».
Методические рекомендации.
Рассмотреть, как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский раскрывали роль коллектива в деле воспитания личности (Этот вопрос № 1 можно раскрыть на примере одного из указанных авторов, можно представить анализ взглядов в таблице). Раскрывая вопрос № 2 необходимо обязательно рассмотреть вехи истории создания под руководством Н.К. Крупской детских организаций. При рассмотрении вопроса № 3 необходимо обратить внимание на личность А.В. Луначарского, на приведенные им аргументы актуальности социального воспитания. Вопрос № 4 следует рассматривать обращаясь не только к произведению «Республика ШКИД», но и активно привлекать труды В.Н. Сорока-Росинского и его взгляды, высказывания.
|
|
При подготовке конспекта труда А.С. Макаренко возможно его выполнение в виде схемы.
Рекомендуемая литература:
1. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978.
2. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко — М.: Педагогика 1984. 380 с.
3. Сорока-Росинский В. Н. (1882-1960) Педагогические сочинения [Сост. Губко А.Т.] М.: 1991. 240 с.
4. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / С. Т. Шацкий; под ред. Н. К. Кузина и др. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2. – 414 с.
5.. Сорока-Росинский, В. Н. Педагогические сочинения / сост., автор вступ. ст. А. Т. Губко. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с. 20. Губко, А. Т. В. Н. Сорока-Росинский / А. Т. Губко // Советская педагогика. – 1982. – № 6. – С. 131–134. 21. Белых, Г. Республика ШКИД / Г. Белых, Л. Пантелеев. – М.: Работник просвещения, 1927. – 228 с.
6. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И.Беляев]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с.
7. Крупская Н.К. Дети – наше будущее: Сборник статей и речей о дошкольном воспитании. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.
8. Крупская Н.К. Общественное воспитание. Пед. Соч. в 10-ти тт. М.: Изд. АПН,1958. – Т.2. – С. 133-141.
9. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский — М.: Логос 1999. 400с.
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989.
Список рекомендуемой литературы.
а) Основная:
1. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. – Екатеринбург, 1993.
|
|
2. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сб.изб.тр. – М., 1993.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
5. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Изд.»Феникс», 2000.
6. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.
7. История педагогики в России. Хрестоматия / сост.Егоров С.Ф. – М., 1999.
8. История педагогики /Под ред.Пискунова. М., 1997.
9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.
10. Лушников А.М. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – изд-во Уральского гос.пед.университета, Екатеринбург, 1994.
11. Педагогическое наследие /Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци. – М., 1989.
12. Пряников В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник. – М., 1994.
13. Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи. – Свердловск, 1988.
14. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Оссовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
15. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /сост. Пискунов А.И. – М., 1981.
б) Дополнительная:
1. Антология педагогической мысли России ХVIII в. /сост.Безрогов В.Г., Варьяш О.И. – М., 1994.
2. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. /сост.Лебедев Г.А. – М., 1987.
3. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. /сост.Лебедев Г.А. – М., 1990.
4. Бим бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ в. – М., 1994.
5. Зеньковский В.В. История русской философии. – Л., «Эго», 1991.
6. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. – М., «Педагогика», 1978.
7. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – Гомель, 1993.
8. Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в древнем мире и средневековой России: учебн.пособие. – Орехово-Зуево, изд-во Орехово-Зуевского пед.института, 1992.
9. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М., 1990.
10. Свободное воспитание: хрестоматия /Сост.Корнетов Г.Б. – М., 1995.
11. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953.
12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. – М., 1988.
Экзаменационные вопросы по курсу дисциплины «История педагогики и образования» (ОЗО).
- Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. Теории происхождения воспитания.
- Предмет и объект истории педагогики. Формационный, цивилизационный и культурологические подходы при изучении истории педагогики. Функции истории педагогики.
- Организационные формы воспитания и обучения в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций (Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия и Китай).
- Воспитание и педагогическая мысль в античном мире.
- Педагогическая мысль, воспитание и образование в Визанитии.
- Воспитание и обучение в Средние века: церковные и светские школы.
- Педагогическая мысль и школы эпохи Возрождения (Томас Мор, Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский,).
- Реформация: различные системы воспитания и обучения (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Филипп Меланхтон).
- Контрреформация: различные системы воспитания и обучения: иезуитские школы (Игнатий Лайолла).
- Воспитание, школа и педагогическая мысль на Востоке в эпоху европейского Средневековья (Фараби, Ибн-Сина, Кинди, Аверроэс, Бируни).
- Школьное обучение и воспитание на Руси с древнейших времен до конца XVI века (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван Федоров).
- Развитие образования и педагогической мыли в XVII веке: Симеон Полоцкий, братья Лихуды, Карион Истомин, Василий Бурцов-Протопопов, Епифаний Славинецкий, Сильвестр Медведев, Мелетий Смотрицкий, Федор Ртищев.
- Педагогические идеи западной Европы XVII века: В. Ратке, Я.А. Коменский.
- Школа Англии XVII-XVIII вв.: Дж. Беллерс, Э. Белл, Дж. Ланкастер, Дж. Локк
- Педагогические идеи Просвещения: К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо.
- Педагогические идеи эпохи Великой французской революции: Ж.А. Кондорсе, Л.М. Лепелетье.
- Педагогические взгляды представителей русского Просвещения XVIII в. (И. Посошков, Феофан Прокопович).
- Школа при Петре I: Я.В. Брюс, Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев.
- Педагогическая мысль в 40-60-ые годы XVIII века: М.В. Ломоносов, И.И. Шувалов.
- Школьные проекты и просветители эпохи Екатерины II: И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мириево, А.Н. Радищев.
- Представители немецкой классической философии и их взгляды на обучение и воспитание.
- Педагогическая теория и практика И.Г. Песталоцци.
- Педагогическая теория и практика Ф. А.В. Дистервега.
- Основные положения педагогической концепции И.Ф. Герберта.
- Педагогические идеи Г. Спенсера.
- Школа и педагогическая мысль США в XIX веке.
- Мысли о воспитании в утопических социальных учениях XIX века (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
- Классовый подход к вопросам воспитания и обучения.
- Либеральные преобразования в области образования в России в первой половине XIX века.
- Система образования в России во второй половине XIX века.
- Основоположник научной педагогики и реформатор школы - К.Д. Ушинский.
- Педагогическая деятельность и педагогические принципы Л.Н. Толстого.
- Научное направление в отечественной педагогике (Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев и др.).
- Основные представители реформаторской педагогики: В.А. Лай, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер.
- Западноевропейские представители теории свободного воспитания (Э. Кей, М. Монтессори).
- Педагогические дискуссии 20-х годов. Советская школьная система до 30-х годов XX века.
- С.Т. Шацкий: Педагогическая деятельность до 1917 г. и в советское время.
- Советская школа и педагогика в 30-80-ые годы.
- Педагогическая деятельность А.С. Макаренко.
- Педагогическая теория В.А. Сухомлинского.
- Тенденции развития мирового образовательного процесса за рубежом во второй половине XX века: содержание, формы и методы обучения.
- Состояние образования в России на рубеже XX-XXI в
- Новые формы образования. Реформа образования в конце XX – нач. XXI вв. Характер проблем российского образования.
- Образование в западнях государствах в начале XXI в. Мобильность в образовании.
|
|
|
|
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева»
(филиал)ТюмГУ
Кафедра педагогики, психологии и социального образования
Контрольная работа
по дисциплине «История образования и педагогической мысли»
Тема: «Воспитание ребенка в коллективе и через коллектив»
Студента 2 курса ДФО гуманитарного факультета Направление (шифр и название) Профиль: № зачетной кн. _____________ Кирютина Е.Н. ________________________________ Проверила: канд. ист. наук, доцент Муратова С.Р. _______________________ |
Тобольск, 2017
Приложение 2
Содержание
Введение | |
1. Диалектика взаимодействия личности и коллектива: историко-логический анализ (по работам С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского). | |
2. Н.К. Крупская о воспитательном потенциале коллектива. | |
3. А.В. Луначарский о социальном воспитании | |
4. Республика ШКИД: опыт воспитания в коллективе. | |
5. Представить конспект труда А.С. Макаренко «Педагогическая поэма». | |
Заключение | |
Список использованной литературы | |
Приложение |
Приложение 3
Введение