Психолого-педагогические условия проведения праздника

 

При проведении праздника или развлечения надо создать празднично-торжественную атмосферу перед самым его началом. В плане работы дет­ского сада всегда указаны даты проведения открытых музыкаль­ных занятий, вечеров развлечений, куда могут прийти родители, чтобы ознакомиться с достижениями своего ребенка в области му­зыкально-художественной деятельности. Планируются и дни откры­тых празднований, которые повторяют весь ход детского праздника, но в более позднее время дня. Методически привлекательны сле­дующие темы таких празднований: «Наш праздник», «Дорогим ма­мам и бабушкам», «Праздник дружбы и весны» и т. д. Разумеется, отдельные сюрпризные моменты, аттракционы здесь могут отсутст­вовать, так же как и раздача подарков. Заблаговременно зная о дне открытого праздника, родители успевают к нему подготовиться. Желательно с участием родителей проводить в группах различ­ные праздники и развлечения на бытовую тематику, посвященные народным традициям, бытующим в данной местности, регионе. Например, «Папа, мама, ты и я - мы спортивная семья», «День рыбака», «Все спортом занимаются», «Масленица», «Ярмарка» и т. д. В тот день, когда состоится праздник, необходимо попросить родителей привести в группу в этот день детей заранее, чтобы они не спешили, могли вовремя переодеться, вспомнить свои роли, полюбоваться на себя в зеркало, обсудить последние детали выступления. В этот праздничный день родители и воспитатели должны щадить своих детей, не давать им лишней нагрузки, после праздника сразу предоставить время на свободные спокойные игры, охраняя тем самым нервную систему детей от перевозбуждения. Воспитатель, который поведет детей в зал, должен перед выходом настроить детей на удачное выступление, а после окончания празд­ника похвалить всех, спросить кратко их мнение.

В ходе праздника поддержание хорошего, радостного настроения детей во многом зависит и от воспитателей. Роль воспитателей заключается в следующем: они следят за выступле­ниями детей своей группы, своевременно меняют детали костюмов, подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску, помога­ют детям быстро исполнять указания музыкального руководителя, принимают участие в общих плясках, играх, танцах, песнях. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповое выступления воспитателей. Они могут показать различные народные танцы, исполнить роль какого-либо персонажа, песни. Самое основное - соз­дание мотивации праздника или развлечения. Дети могут с по­мощью педагога объединяться в творческие группы - «декорато­ров», рисующих декорации, «костюмеров», делающих элементы костюмов, «гримеров», тщательно накладывающим грим артистам перед выступлением, «музыкантам», продумывающим музыкаль­ное оформление праздника. Таких групп можно придумать еще не одну, главное — вовлечь всех без исключения детей в атмосферу подготовки и ожидания события.

Необходимо соблюдать щадящий режим на празднике в отношении де­тей. Праздник или развлечение лучше проводить в утренние часы, а если он назначается на вторую половину дня, то не позднее шестнадцати часов, так как дети к вечеру утомляются. Продолжительность праздника и развлечения для детей старшей и подготовительной группах должна быть не более 40-45 минут, для младших и средних групп - 25-30 минут.

Самых маленьких дошкольников радуют, прежде всего, атри­буты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы. Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу, к этому приходится специально привлекать их внимание, дать им время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выра­жении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными пла­точками вызывают у них улыбку, желание двигаться. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у де­тей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна большая активность в вос­приятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей - все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформле­ния, восхищаются световыми эффектами.

На утренниках дети старших групп во многом действуют са­мостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знако­мые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.

В выступлениях должны участвовать все дети. Это достига­ется, прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок дол­жен выступить индивидуально или с небольшой группой детей.

Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуаль­ным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различ­ных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.

Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодо­левают скованность в движениях. В индивидуальных выступле­ниях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.

При хорошо организованной работе по музыкальному воспи­танию все дети осваивают программное содержание, которое опре­деляется для каждой возрастной группы. Вместе с тем всегда в группе есть дети, которые легче и быстрее других усваиваю программный материал, и дальнейшее их развитие требует применения более сложных произведений. Таким детям можно поручать роли посложнее, построенные на исполнении песен, танцев, позволяющие им полнее проявить свои способности. В группе могут быть и воспитанники, затрудняющиеся в выполнении тех или иных заданий или недавно поступившие в детский сад. Однако и они должны участвовать в общем веселье, необходимо придумать для них простые интересные выступления.

Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике.

После праздника и развлечения дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные красочные впечатления, связывая их с тематикой утренника. Они запечатлеваются в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельны персонажей. Воспитатель участвует в этих беседах, подытоживая впечатле­ния детей, выделяя главное, наиболее важное, поясняет непонятное.

Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впе­чатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Некоторые выступления можно повторить два-три раза со сменой исполнителей. Все это помогает глубже почувст­вовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспо­минание. После праздника и развлечения проводится педагогическое совеща­ние, на котором обсуждаются его положительные и отрицательные стороны. Такое обсуждение помогает избежать ошибок при подго­товке и проведении последующих праздников, повышает эффек­тивность педагогической работы. На заключительном этапе, который называется «проводы праздника», педагоги прослеживают:

- степень усвоения праздника или развлечения детьми:

- какое мнение об утреннике у них было сразу после его окон­чания и через несколько дней;

- ведут ли дети разговоры между со­бой на тему прошедшего праздника или развлечения;

- насколько информированы родители о празднике и развлечении и каково их мнение;

- разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника или развлечения.

В результате педагоги делают выводы:

- насколько эффективно было задействовано участие детей в прошедшем празднике или развлечении;

- каков вклад каждого сотрудника в общее дело;

- насколько успешной была организация праздника;

- какие перспективы в дальнейшем проведении подобных праздников и развлечений открылись перед педагогическим коллективом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культура выступает как фактор жизнеустройства.

Организация праздников и развлечений в детских дошкольных учреждениях с учетом изменений в системе образования должна содействовать нахождению и внедрению новых форм, методов и содержания музыкально-эстетического воспитания, частью, которого является празднично-досуговая совместная деятельность детей, педагогов и родителей. Именно она является наиболее эффективным средством для реализации и развития индивидуального потенциала каждого ребенка и формирования такого важного компонента его личности как культура, поскольку именно музыкальное искусство является той формой воспитания, которая как нельзя лучше формирует вкус, ярче позволяет максимально выразиться ребенку в своих эмоциях и быть непосредственным в своих проявлениях радости, детства и праздника.

В современных условиях, когда особенно большое значение придается духовному, эстетическому и нравственному развитию личности ребенка, разумному прове­дению его досуга, организация проведения празд­ников и развлечений в дошкольных учреждениях требует особого внимания. Поскольку дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлитель­ны, для них характерны яркость, острота восприятия, стрем­ление к самовыражению, поэтому праздник является наиболее приемлемой и эффективной формой развития их способностей, формирования вкуса, раскрытия творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

В детских садах воспитываются дети с самыми различными данными. Поэтому особенность работы с детьми детских дошкольных учреждений заключается сегодня в том, чтобы заинтересовать детей музыкальными занятиями, дать возможность максимально раскрыть и удовлетворить их творческие потребности, для этого педагогу необходимо проявить творческий подход в процессе обучения музыке. Найти оптимальные методы развивающего обучения в музыкальном образовании означает содействовать решению данной проблемы в масштабе всей музыкально-педагогической практики.

Подводя итог основным положениям, изложенным работе необходимо отметить следующие аспекты:

- как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами - театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания;

- деятельность - это активный процесс овладения общественным опытом; достижениями культуры, в результате которого у детей формируются психические качества и свойства личности;

- к видам музыкальной деятельности, используемых на праздниках и развлечениях относятся - восприятие, исполнительство, творчество, каждый вид музыкальной деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности;

- все праздники, проводимые в детском саду можно разделить на более и менее масштабные, в настоящее время определился основной состав праздничных мероприятий, ежегодно проводимых в дошкольных образовательных учреждениях Республики Казахстан состоящих из 6-ти типов, это - государственные, международные, фольклорные, сезонные, спортивные, экологические;

- одной из форм досуговой деятельности детей в детском саду является развлечение, среди них существует 3 вида организации развлечения в детском саду: организованные для детей взрослыми; проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых; организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров;

- существуют разнообразные формы проведения развлечений: концерт, кукольный, теневой и настольный театры, театр теней, пяти пальчиков, инсценирование, празднование дней рождения детей, вечера спортивных игр и развлечений, просмотр телепередач, мультфильмов и диафильмов, вечера игр, забав и аттракционов, вечера детской самодеятельности, театрализованные представления.

Творческая реализация способностей ребенка посредством нетрадиционных форм воспитания и обучения, какими являются в детских дошкольных учреждениях праздники, утренники и развлечения - самое эффективное средство музыкального воспитания. Следовательно, оно должно быть развивающим, то есть специально ориентированным на всестороннее развитие ребенка. Содержание и методы музыкально-педагогической работы должны во многом определяться ясным пониманием того, к чему готовишь ученика, предвидением хотя бы в общих чертах характера его будущей деятельности.

Занимаясь подготовкой праздников, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых проводится праздник. Праздник это не только развлекательное мероприятие, но и большая, подготовительная работа и средство для развития и обучения детей. Праздник используется для подведения итогов обучения, является эффективной формой работы для повторения пройденного материала и для познания нового. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Именно поэтому тема, исследуемая в данной дипломной работе, является актуальной и требует дальнейшей глубокой, содержательной, всесторонней психолого-педагогической и методической разработки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: