Музыкальное оформление

Использование музыки на праздниках и развлечениях - отдельная тема. В известных методиках (Н.А. Ветлугиной, А.Н. Зиминой, О.П. Радыновой, Т.С. Комаровой и др.) говорится о необходимости доносить до детей основную идею в образной форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Поэтому надо внимательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусства, которые будут дополнять друг друга. Хорошо помогает почувствовать идею праздника тщательно подобранная музыка. Она может отразить любое нужное настроение: звучать во вступлении и на заключительном этапе, подчеркивая общую атмосферу ситуации, быть фоном или характеристикой каждого героя (система лейтмотивов). Кроме музыки, играющей роль сопровождения праздника, используется музыка песен, танцев, игр, под которую действуют дети. Музыкальному руководителю стоит учесть возможность «сочетаемости» различных музыкальных номеров. Музыка играет огромную роль на праздниках и развлечениях. Музыкой начинается и заканчивается каждый детский праздник. Под звуки музыки дети входят в зал, выполняют построения, перестроения, играют, поют, танцуют. Музыка пронизывает весь ход праздника, углубляет художественные образы поэтического текста. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике или развлечении, должен быть высокохудожественным. Особые требования необходимо предъявлять к его исполнению: не допускать произвольного изменения музыкального текста, повторения отдельных частей и фраз музыкального произведения, неоправданных пауз, арпеджированных аккордов в его начале и в конце и т. д.

Не следует считать, что чрезмерно громкое звучание музыки на празднике создает особую торжественность. Музыкального произведения нужно исполнять в соответствии с их характером, средствами выразительности и указаниями композитора. Громкое звучание создает излишний шум, заглушает голоса, заставляет детей форсировать звук при пении, что приводит к невыразительному исполнению. Музыкальные произведения, подобранные для праздника, должны отвечать его общему характеру и отдельным композиционным моментам, создавать у детей бодрое, радостное настроение. Не следует стремиться к использованию на праздниках произведений, сложных по строению и соответственно многосоставных, сложных по композиции плясок, упражнений, игр. Ведь только тогда ребенок сможет выразить в движениях свое настроение, когда овладеет способом их выполнения и запомнит их последовательность.

В создании радостного настроения немаловажную роль играет организация детских выступлений и степень трудности исполняемых песен, танцев, хороводов. Если ребята хорошо усвоили материал и исполнение не затрудняет их, возникает та непринужденность, которая так свойственна дошкольникам. Отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни, пляски раз­учиваются за один-полтора месяца. К сожалению, некоторые педагоги стремятся сделать праздничные утренники увлекательным зрелищем для взрослых. Такие утренники часто перегружены исполнением нового материала, еще плохо выученного и порой не соответствующего программным требованиям.

Праздник не бывает без песни. Песня доступней всего для ребенка. Песни исполняются хором, небольшими группами детей и солистами. Дети должны петь естественным голосом, выразительно. В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и песни, связанные с игрой, народные, шуточные. Не следует перегружать праздник количеством песен. Так, в младших группах исполняются три-пять песен, в старших — четыре-шесть. Иногда в программу праздника включается сказка-опера или отдельные ее фрагменты. Это надо учитывать при составлении песенного репертуара к празднику.

Иногда на празднике детский хор помещается поодаль от инструмента, и дети не видят музыкального руководителя. В таком случае ведущий должен взять на себя роль дирижера, помочь детям во время начать песню, напомнить, кому запевать, показать усиление и ослабление звука и т. д. Детей следует расставить так, чтобы все видели музыкального работника или ведущего. Детей, находящихся сзади, надо поставить на возвышение.

Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Но они должны быть доступны как по содержанию, так и по характеру движений. Копирование детьми танцев взрослых часто умиляет родителей и других гостей, но дети проявляют в таких случаях манерность, напряженность и передают лишь внешнюю форму, не понимая переживаний взрослых. Можно включать в праздничную программу детские парные танцы, национальные, с доступными детям движениями, танцы-импровизации, когда каждый исполняет те танцевальные движения, которые он умеет и хочет исполнить

Художественному слову отводится на празднике значительное место, дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы. Выразительность в детском исполнении чрезвычайно важна: тогда произведение лучше доходит до ребенка и глубже запечатлевается. Однако надо предостеречь воспитателей от ошибок, которые еще наблюдаются в отдельных детских учреждениях. Иногда работа по развитию речи не ведется систематически. В таком случае перед праздником начинается усиленное разучивание стихов, и дети теряют к ним интерес. Бывает и так, что, идя навстречу желаниям родителей, которые требуют, чтобы их дети непременно читали стихи на празднике, воспитатели перегружают программу. Этого не следует делать. Лучше предоставить возможность на одном празднике прочитать стихи одной группе детей, а к другому - подготовить еще не выступавших декламаторов. Можно распределить стихи между разными номерами программы (одно стихотворение включается, чтобы усилить торжественность, другое - является связующим звеном со следующим номером программы, иногда читается шуточное стихотворение, шутка-минутка, чтобы позабавить детей). Чтением стихотворения часто заполняются паузы, когда идет приготовление к следующему номеру программы.

Игры всегда вносят оживление, радость, непосредственность, их необходимо включать в праздничную программу. При отборе игр для праздника надо учитывать не только интерес участников, но также и детей-зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими.

Такие элементы, как ловля, соревнование групп или отдельных детей активизирует зрителей, они участвуют в подсчете выигрышей, переживают, будет ли пойман тот, кто убегает и т. д. Кроме подвижных, могут быть включены игры малоподвижные, с музыкальным сопровождением, с пением, с шуточными элементами, такие, как «Медведюшка», «Ой, возьму я козла», аттракционы и др.

Игры, которые проводятся на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях. Например, в игре «Птичка и кошка» хорошо надеть птичкам ободочки с клювиками или с нарисованными контурами птичек, кошке - шапочку. В игре «Осень спросим» ребенку, изображающему дождик, надеть шапочку из прозрачного целлофана со спускающейся с нее целлофановой бахромой, в руки дать пучок длинных ленточек из прозрачного целлофана и т. д.

Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера следует включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает). Надо учесть и такой момент: если дети выходят из зала, чтобы надеть другой наряд, они не должны лишиться возможности увидеть какой-нибудь интересный танец или игру. Они могут покинуть зал на самый короткий срок (например, тогда, когда игра повторяется второй или третий раз или когда читают хорошо знакомое им стихотворение).

Нецелесообразно планировать подряд несколько игр или танцев, стихотворений. Такая последовательность утомительна для детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: