Экспресс-метод.
Кусочек свежего растения закладывают между кусочками индикаторной бумаги и сдавли-
вают плоскогубцами. При наличии дубильных веществ на бумаге образуется окрашенное
пятно (синее или зеленое в зависимости от группы дубильных веществ).
Приготовление индикаторной бумаги
1. Полоски хроматографической фильтровальной бумаги смачивают 0,5% раствором хлор-
ного железа и высушивают. Раствор хлорного железа содержит 1 мл соляной кислоты в
100 мл раствора.
2. Готовят водный отвар свежего сырья (1:10). Извлечение фильтруют. Полученный про-
зрачный раствор наливают в три пробирки по 2-3 мл (одна из них является контролем). В
одну пробирку прибавляют 2-3 капли железо-аммиачных квасцов (окрашивание вытяжки в синий или зеленый цвета указывает на присутствие как дубильных веществ, так и соеди-
нений фенольного характера).
В другую пробирку приливают 1-2 капли 1% раствора желатина в изотоническом раство-
ре. Наличие осадка указывает на присутствие дубильных веществ.
Примечание: в реакции с желатином следует избегать избытка реактива, т.к. при этом осадок может раствориться.__
|
|
2. В аптеке и на аптечном складе:
2.1.В дневнике записать месторасположение аптеки, аптечного склада, их характеристику (форма собственности, структура, объем товарооборота, прикрепленные лечебные учреждения)
2.2.Ознакомиться с документами (лицензия, приказы, инструкции и др.) регламентирующие фармацевтическую деятельность аптеки, аптечного склада по работе с ЛРС (фасованная продукция) и лекарственными средствами растительного происхождения. Составить их перечень и записать в дневнике, кратко отмечая содержание документа.
2.3.Ознакомиться с перечнем поставщиков в аптеку и на аптечный склад ЛРС и записать их в дневник.
2.4. Ознакомиться с процедурой заказа аптекой необходимого ЛРС и оформлением соответствующих документов. Записать перечень этих документов и их краткое содержание в дневник. В качестве примера приложить ксерокопии прайс – листов, счетов – фактур.
2.5. Принять участие в приемке от поставщиков фасованной продукции ЛРС и описать эту процедуру в дневнике (указать последовательность действий, перечислить документы, регистрирующие приемку, указать используемые виды контроля – целостность упаковки, полнота маркировки и др.)
2.6.Привести 3 примера описания упаковки маркировки ЛРС (от разных поставщиков) и сделать вывод об их соответствии требованиям нормативной документации.
2.7.Принять участие в размещении на хранение полученное ЛРС. Записать в дневнике условия хранения и сделать вывод об их соответствии требованиям НД.
|
|
2.8..Ознакомиться с представленным на базе практики ассортиментом ЛРС (фасованной продукции) и записать его в дневник.
2.9.Описать в дневнике: как организован в аптеке отпуск населению
ЛРС, как оформлены витрины с ЛРС, какая справочная нормативная литература по ЛРС имеется в аптеке.
2.10.Принять участие в розничном отпуске ЛРС. Записать вопросы посетителей и ответы студента по поводу применения ЛРС и приготовления в домашних условиях настоев и отваров. Изучить инструкции по приготовлению водных извлечений, приведенные на упаковке с ЛРС разных морфологических групп - листья, травы, плоды, цветки, кора, подземные органы (по одному органу из каждой группы сырья). Записать в дневнике и дать заключение о соответствии приведенной информации требованиям фармакопейной статьи «Настои и отвары». Если в аптеке имеется производственный отдел, указать, используется ли ЛРС (экстракты - концентраты)для изготовления лекарственных форм и внутриаптечной заготовки.
2.11.Изучить 3-4 сертификата качество ЛРС в аптеку. Есть ли в сертификате конкретная информация, характеризующая качество сырья? Были ли в аптеке рекламации на качество ЛРС? Каковы действия администрации аптеки в этих случаях? Проверить подлинность 2-х образцов фасованной продукции (различных морфологических групп). Записать в дневнике характеристику внешнего вида сырья.
2.12. Заполните следующие таблицы:
1. Отразите в форме таблицы аптечный ассортимент фасованного лекарственного сырья:
ЛРС | Форма выпуска | Производитель | Страна | Цена |
2. Отразите в форме таблицы аптечный ассортимент галеновых препаратов (настойки, экстракты, соки):
Препарат | Форма выпуска | Производитель | Страна | Цена |
3. Отразите в форме таблицы ассортимент новогаленовых препаратов (а также эфирных и жирных масел):
Препарат | Форма выпуска | Производитель | Страна | Цена |
4. Отразите в форме таблицы аптечный ассортимент препаратов – индивидуальных соединений, выделенных из растительного сырья:
Препарат | Форма выпуска | Производитель | Страна | Цена |
5. Отразите в форме таблицы аптечный ассортимент комбинированных препаратов, в состав которых входят растительные компоненты:
Препарат | Форма выпуска | Производитель | Страна | Цена |
6. Отразите в форме таблицы аптечный ассортимент БАДов растительного происхождения или содержащие растительные компоненты:
Препарат | Форма выпуска | Производитель | Страна | Цена |
7. По каждой группе составьте список 5 препаратов, имеющих самые высокие продажи (отдельно по стоимости и по количеству).
8. Составьте общий список 10 растительных препаратов (в том числе БАДов), имеющих самые высокие продажи (отдельно по стоимости и по количеству).
9. Приведите список ЛРС и фитопрепаратов забракованных и изъятых из розничного оборота аптеки АО решению Управления Росздравнадзора по РТ за последний год в форме таблицы:
Препарат | Форма выпуска | Серия | Производитель | Страна | Цена |
10. Отразите в дневнике состояние информационной работы по ЛРС и фитопрепаратам в аптеке:
a. Наличие в торговом зале информационно-рекламных материалов, представление ЛРС и фитопрепаратов на витринах и др.;
b. Информированность аптечных работников о новых растительных препаратах (работа медицинских представителей с персоналом аптеки, посещение презентаций и семинаров, наличие в аптеке фармацевтической периодики и др.)
11. Отразите в дневнике то, новое, что вы получили при прохождении производственной практики в области ЛРС и фитопрепаратов.
|
|
1.4. В результате летней учебно-производственной практики студенты должны получить знания:
- правил прохождения практики; техники безопасности при работе с растениями и лекарственным растительным сырьем; номенклатуры лекарственных растений базы практики; по определению ареалов распространения и экологических особенностей лекарственных растений; основных видов лекарственных растений, занесенных в «Красную книгу Татарстана»; правила ухода за культивируемыми лекарственными растениями открытого грунта; правила изготовления гербария и фиксации растений и их частей
умения:
- проводить заготовку лекарственного растительного сырья; составлять морфологическое описание и определять систематическую принадлежность лекарственных растений; собирать растительный материал с учетом рационального отношения к природе; гербаризировать и фиксировать лекарственные растения и их органы; устанавливать оптимальные сроки сбора лекарственного растительного сырья; собирать, сушить и правильно сохранять лекарственное растительное сырье; пропагандировать знания о лекарственных растениях; культивировать лекарственные растения; проводить процедуру заказа аптекой необходимого ЛРС и оформление соответствующих документов; осуществлять приемку от поставщиков фасованной продукции ЛРС и его хранения; оформлять витрину ЛРС, осуществлять розничный отпуск, проводить информационную работу по применению ЛРС
В случае, если студент во время практики недостаточно четко усвоил те или иные навыки, он должен иметь при себе алгоритмы (методические указания) выполнения этих навыков на практике и постоянно пользоваться ими во время производственной практики. С целью совершенствования, использовать следующую литературу.