Проблема взаимосвязи философии и филологии

Изучение данной темы связано с выяснением культурных, исторических истоков зарождения философии, а также с раскрытием ее экзистенциального смысла. Обратитеськ учебному пособию под редакцией В.П. Кохановского (см. гл. 1, § 2, с. 9-15), а так же к работе М.К. Мамардашвили «Введение в философию» (см. гл. «Появление философии на фоне мифа», см. занятие 1). Опираясь на данные тексты,определите содержание термина философии, предмет и специфику философского знания. Постарайтесь выделить фундаментальные вопросы, которые существуют в философии на протяжении ее существования. Попробуйте объяснить, что значит философствовать и в чем заключается смысл философского вопрошания? М.К. Мамардашвили во «Введении в философию» понимает философию как форму упорядочивания мира. Постарайтесь объяснить смысл данного утверждения. Какие еще существует способы упорядочивания мира? Проанализируйте текст С. Л. Франка «Философия и религия» и работу М. Хайдеггера «Наука и осмысление» (см. занятие 1) и ответьте на вопрос, в чем состоит отличие философии от религии и науки?

Следующий этап работы связан с раскрытием основного вопроса философии. Обозначьте основной вопрос философии по Энгельсу и охарактеризуйте ее основные направления (материализм и идеализм). В чем заключается смысл основного вопроса философии, согласно М. Хайдеггеру и М.К. Мамардашвили? Объясните тезис Мамардашвили о том, что философия выявляет основания порядка. В заключении необходимо рассмотреть вопрос об исторических типах философии. Используя текст статьи В.А. Конева «Философия культуры в современной философии», определите основные парадигмы философского мышления, их проблематику и представителей. В чем состоит отличие парадигамального подхода В.А. Конева от концепции основного вопроса философии Ф. Энгельса?

В заключение данной темы необходимо остановиться на проблеме взаимосвязи философии и филологии в современной науке. ХХ век – это время диалога между филологией и философией, поиска общих методов и способов постижения языка. В литературе возникает такое явление, как философский роман (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст, А. Бретон, Г. Гессе, Т. Манн, С. Беккет, А. Платонов, Д. Хармс, А. Камю), а философия обращается к проблемам языка, его структуры,связи языка и сознания,к вопросу о природе смысла. Если философия первой половины XX века была по-преимуществу лингвистической (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Ф. де Соссюр), то философия второй половины века становится по существу филологической (М. Бахтин, Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида, М. Бланшо, П. де Ман). Перед философией встает вопрос о специфике художественного произведения и его автора, о формах и способах интерпретации текста.

Итак, мы видим, что философия и филология имеют общее проблемное поле: это структура языка, вопрос о природе смысла, о содержании и специфике художественного опыта. Но что же общего и что разного между философами и филологами? Прежде всего, у них общий материал – текст. Однако философ и филолог используют разные способы интерпретации текстов. Интерес филолога направлен на культурно-исторические и лингво-стилистические особенности текста, философия стремится к выявлению и раскрытию смыслов текста. Для философии важно само наличие субъекта, способного к понимаю смысла, к его осознанию и утверждению. Философия выступает в данном случае рефлексией смысла. В итоге возникают две модели интерпретации. Одна, философская, касается смысла текста и его понимания и другая, филологическая, интерпретация, связанная с раскрытием лингвистических и художественных особенностей текста. Еще одно различие, на которое необходимо обратить внимание. По словам А.М. Пятигорского, все важное в тексте для филолога выражается словами, для философа важное в тексте словами не выражается. Предмет философского исследования – это всегда не текст, это нетекстовое в тексте (проблема, смысл, значения, ценности). Наконец, необходимо указать на методологическую роль философии. Философия вырабатывает методы, способы описания и интерпретации текста, которые в дальнейшем выступают методологическим основанием для конкретных исследований в филологии. К примеру, в культуре XX века это структуралисткий подход (К. Леви-Стросс), симиотоический анализ текста (Р. Барт, Ю. Кристева, Ю.М. Лотман), деконструкция Ж. Деррида.

Философия является неотъемлемым спутником филологии. Философия раскрывает текст как пространство смысла, как открытую возможность действия. Поэтому для филолога было бы очень полезно не бояться философии, а видеть в ней необходимую опору для своей научной деятельности. С более полным раскрытием данной темы Вы можете ознакомиться в работах: Философия филологии. Круглый стол //Новое литературное обозрение. 1996, № 17, с. 45-93; Гаспаров М.Л. Критика как самоцель. Новое литературное обозрение. 1994, № 6, с. 6-9.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем Вы видите назначение философии в жизни человека? Объясните различие между реальной философии и философией учений и систем.

2. В чем заключается отличие философии от мифа, религии и науки?

3. В чем Вы видите актуальность обращения к философии в современных социокультурных условиях (экзистенциальный и научный смысл)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: