Тема 3. Учение о бытии в философии Нового времени

Важно знатьисторические реалии и культурные процессы, подготовившие возникновение новой парадигмы философского мышления. В рамках данной темы предполагается рассмотрение онтологии Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и Г.-Ф. Гегеля.

Дуалистический вариант в понимания бытия создает в своей метафизике Декарт, который выделяет два типа субстанции – «res cogitans» (субстанция мыслящая) и «res extensa» (субстанция протяженная). Обращаясь к тексту Декарта «Размышления о первой философии» (С. 11-13, С. 28-43, С. 57-71, см. занятие 9), отметьте те фрагменты, где автор дает определение субстанции. Обратите внимание на то, что истинным бытием, истинной субстанциальностью, обладает только Бог, а духовная и материальная субстанция нуждаются для своего бытия в Боге. Ответьте на вопрос, каково положение человека в системе Декарта? Человек есть вещь мыслящая, или вещь протяженная?

Следующий вопрос темы – это онтология Б. Спинозы. Спиноза рассматривает свою философию как продолжение и развитие философии Декарта. Однако в отличие от Декарта, Спиноза понимает бытие в духе онтологического монизма как единое, абсолютное начало. Опираясь на текст «Этики» (Часть первая. О Боге. С. 3-53, см. занятие 9) дайте определение бытию и сформулируйте его основные характеристики. В чем Спинозу видит специфику бытия? Что такое модусы и атрибуты субстанции? Необходимо иметь в виду, что Спиноза разрабатывает свою онтологию в рамках пантеистической традиции. Особенность пантеизма Спинозы в том, что он отстаивает идею целости и единства бытия. В заключение рассмотрения данного вопроса, определите, в чем состоит различие позиций пантеизма, креационизма и деизма.

Ярчайший вариант плюрализма в философии Нового времени представлен в монадологии Лейбница. Постарайтесь понять, почему, осмысляя мир, философ обращается к идее плюральности, множественности бытия. Для того, чтобы определить понятие бытия у Лейбница, обратитесь к тексту «Монадология» (С. 413-429, см. занятие 9). Что такое монада, какие типы монад выделяет Лейбниц? Обратите внимание на то, что главным атрибутом монад выступает деятельность и энергия. Бытие, по Лейбницу, активно и деятельностно. Исходя из этого мир, состоящий из монад, не пассивен, как у Декарта или Спинозы, но динамичен и иерархичен. Подумайте, в чем еще заключается различие в понимании бытия у двух крупных представителей европейского рационализма – Декарта и Лейбница. Важным элементом метафизики Лейбница является идея предустановленный гармонии. В чем состоит смысл данной концепции и почему, по Лейбницу, человеческий мир есть наилучший из возможных миров?

В своем наиболее развернутом виде проблема бытия в классической философии развивается в системе Гегеля. Важно подчеркнуть, что Гегель изначально исходит из тезиса о совпадении бытия и мышления, о совпадении онтологии и логики. Центральным для рассмотрения онтологии Гегеля является работа «Наука логики» (§ 84—111, С. 212-241, см. занятие 3). Обратитесь к данному тексту и ответьте на вопрос как понимается бытие у Гегеля. Важно знать, что бытие не есть некое неизменное начало, бытие становится и развивается. Определите логику развития бытия. Какие этапы развития бытия выделяет Гегель? Опираясь на текст «Наука логики» постарайтесь объяснить, почему принцип диалектики (тезис, антитезис, синтез) лежит в основании всякого развития? Сформулируйте понятие об объективном, субъективном и абсолютном духе в онтологии Гегеля.

Вопросы для самоконтроля

1. Как решается проблема бытия в новоевропейской философии?

2. В чем состоит специфика онтологического дуализма Р. Декарта?

3. Каковы основные идеи пантеизма Спинозы?

4. Обращаясь к философии Лейбница, дайте определение концепции онтологического плюрализма. Определите различие между онтологическим дуализмом и онтологическим плюрализмом?

5. В чем суть диалектической логики Гегеля?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: