double arrow

Тема 6. Спор об источниках познания


Данная тема посвящена решению вопроса о познании в философии. Изучите материал учебника «Философия» под редакцией В.Д. Губина (глава 2. Эпистемология: философское учение о знании) и сформулируйте основные вопросы гносеологии. Дайте определение категориям объекта и субъекта познания. Как взаимосвязана онтология и гносеология? Какие существует основные концепции познания в философии? В рамках данной темы необходимо рассмотреть основные теоретико-позновательные доктрины: идеалистическая теория познания, эмпиризм, рационализм, трансцендентализм и марскисткая теория познания.

Примером идеалистической теории познания выступает гносеология Платона. Обратившись к диалогам «Государство» (478С-Е, 508А-В, 510D-511А) и «Пир» (203B-204А, см. занятие 2), ответьте, как Платон трактует знание, в чем состоит отличие знания от мнения. Каково содержание чувственного и рационального познания? Почему Платон утверждает: чтобы познать, необходимо вспомнить? Как взаимосвязана онтологии и гносеология Платона?

Следующий этап изучения темы – это спор об источниках познания в философии Нового времени. Важно знать, что основная проблема новоевропейской философии – это вопрос о том, как возможна наука, как возможно научное знание. Исходя из этого центральными в философии становятся гносеологические вопросы. Как определяется наука в работе Ф. Бэкона «Великое восстановление наук» (см. занятие 8)? Почему знание есть сила, власть? Какие необходимые элементы включает в себя проект великого восстановления наук? Как соотносится чувственное и рациональное познание в философии Ф. Бэкона?

Философские достижения и проблемы эмпиризма в философии Д. Локка. Как Локк определяет специфику чувственного опыта? Какие виды опыта выделяет в своей философии Д. Локк? В чем Вы видите сильные и слабые стороны эмпиризма в толковании знания и познания?

Рационализм Декарта. Проанализируйте работу Декарта «Первоначала философии» (С. 317-335, см. занятие 9) и определите место методического сомнения в гносеологии Декарта. Подумайте, почему акт сомнения, акт мысли становится основанием существования субъекта: cogito ergo sum. Важно отметить роль Бога в процессе познания. Почему Бог, абсолютное бытие, есть условие познаваемости мира? Попытайтесь объяснить смысл данного утверждения. Обратившись к тексту «Рассуждение о методе» (см. занятие 9), обозначьте, как автор формулирует правила для руководства ума. Обратите внимание на сущность дедукции как метода рационального познания. Определите роль и место врожденных идей в процессе познания. Почему для того, чтобы познавать, необходимо уже иметь некое знание?

Трансцендентальная философия И. Канта. Проект трансцендентальной философии и обращение к структуре познавательной способности субъекта. Попытайтесь определить, в чем отличие философии Канта от предшествующей философии? Почему Кант называет свою философию критической и как можно определить основную проблему трансцендентальной философии?




Обращаясь к введению «Критики чистого разума» (С. 19-33, см. занятие 9), определите какие виды знания выделяет Кант. Какова структура познавательной способности субъекта? Проясните роль чувственности, рассудка и разума в познавательном процессе. Что представляют собой априорные формы чувственности и рассудка, в чем их смысл?

Особое внимание при рассмотрении философии Канта необходимо уделить проблеме познаваемости мира. Этот вопрос Кант решает с позиции агностицизма. Определите смысл агностицизма. Какой смысл философ вкладывает в понятия «вещь-в-себе» (ноумен) и «феномен»? В чем заключается основание данного различия?

В завершение данной темы необходимо рассмотреть проблему познания в философии К. Маркса. Важно знать, что практика (материально-производ-ственная деятельность) рассматривается Марксом как основа и движущая сила познания. Познание объективной реальности, согласно Марксу,осуществляется человеком во взаимодействии с другими людьми и сквозь призму общественно выработанных схем, норм и идеалов познавательной деятельности, которые меняются от эпохи к эпохе. Проанализируйте текст К. Маркса «Тезисы о Фейребахе», а так же работу К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» (Часть I. «Противоположность материалистического и идеалистического воззрений» С. 26-36, С.49-55) и охарактеризуйте понятие практики, как взаимосвязана познание и практическая деятельность человека. Определите, как решается вопрос о субъекте и объекте познания в марксисткой философии.



Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте основные вопросы гносеологии. Что понимается в философии под объектом и субъектом познания?

2. В чем состоит различие в решении вопроса о познании между эмпиризмом и рационализмом?

3. В чем состоит особенность трансцендентальной философии И. Канта? Определите основные элементы структуры познавательной способности субъекта.

 

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7