1.1. Ступени роста пионера областной пионерской организации Липецкой области вводятся с целью показать каждому пионеру перспективу личного роста в организации, помочь пионерам быстрее и осознаннее войти в организацию, стать ее полноправным членом, найти себя в организации, соразмерить свои возможности и силы с требованиями коллектива; способствовать работе пионера над собой и более полному раскрытию потенциала каждого члена нашей организации.
1.2. Настоящее Положение охватывает ступени роста пионера с момента его вступления в организацию (как правило, не ранее 8-летнего возраста) и до момента, когда пионер либо выбывает из организации “по возрасту” (примерно 16-17 лет, окончании им 11 класса школы или соответствующий этому моменту период), просто отходит от нее, либо становится взрослым членом Липецкой областной пионерской организации.
1.3. В Липецкой областной пионерской организации устанавливаются 5 ступеней роста пионера: новичок, искатель, инициатор, инструктор, вожак. Они характеризуют уровни осмысления и принятия членом организации ее законов, символов, ритуалов, обычаев и традиций пионерской жизни; степень его вхождения в организацию, а также связанные с этим уровни освоения им необходимых для работы в пионерской организации знаний, умений, наличие у пионера необходимого на разных ступенях роста организаторского и другого опыта; его активное участие в жизни организации; завоевание им доверия и уважения товарищей.
|
|
1.4. Для перехода с одной ступени на другую пионер должен, во-первых, выполнить определенные требования, во-вторых, попробовать себя в выполнении некоторых пионерских поручений и поучаствовать в пионерских делах, в-третьих, получить необходимые для работы в организации знания и умения. Наконец, для перехода на очередную ступень роста пионер должен пройти определенное испытание.
1.5. Ступени роста пионера напрямую не связаны с возрастом подростка. Пионер переходит на следующую ступень при наличии определенного опыта, умений и навыков.
Название ступени | Возраст | Символы и атрибуты | Деятельность | Испытание |
I. “Новичок” (наследник) | 8-9 лет | Эмблема золотого костра - прикалывается к левой стороне груди | Подготовка к посвящению в пионеры, знакомство с организацией, ее законами, символами, традициями с помощью ролевых игр, которые развивают и развлекают его. | Проходит в виде игры-путешествия “Будь готов”, где “новичок” должен выдержать своеобразный экзамен. Итогом работы является торжественное посвящение в члены Липецкой областной пионерской организации. |
II. “Искатель” | 10-12 лет | Красный галстук, пионерский значок | Обучение в “Школе юного пионера”, знакомство с основными программами и направлениями деятельности, историей пионерской организации и детского движения, выявление и развитие лидерских качеств. | Большая игра - приключение “Остров пионерских сокровищ”. Успешно пройденное испытание дает право “искателю” перейти на следующую ступень. |
III. “Инициатор” | 13-14 лет | Пионерский значок, красный галстук с белой нашивкой (символ чистоты и открытости) | Работа по направлениям пионерской организации; выбор одного из направлений и углубление своих знаний в этом направлении. Обучение деятельности, приобретение элементарных знаний и умений. Осуществление общественно-полезной деятельности. | Игра-состязание “Покорители вершин”. Каждый должен показать умения и навыки, приобретенные им на ступени “инициатор”. |
IV. “Лидер” | 14-16 лет | Пионерский значок, красный галстук с белой и зеленой нашивками (символ надежды и неутомимости в поиске) | Общественно-полезная деятельность по одному из направлений. Проявление инициаторских способностей. Создание проекта коллективного или индивидуального дела и его реализация. Умение действовать сообща и помогать друг другу. | Общий сбор - анализ проделанной работы. Проводится в виде палаточных баз или туристических походов. Решение проблемы “выбора” - или проститься с организацией, или принять посвящение в “инструкторы”. |
V. “Инструктор” (“вожак”) | 16-18 лет | Пионерский значок, красный галстук с белой, зеленой и синей нашивками (символ энергичности и ответственности) | Оставшись в организации, он может стать помощником старшего вожатого, консультантом или вожатым одного из отрядов. | Большое творческое дело - “Пионерия”. Основная идея в том, что “инструктор” должен создать отряд и провести его через все испытания. |
|
|
Приложение 4
Должностные инструкции
старшего вожатого
(из опыта работы МОУ СОШ № 128 г. Москвы)
Общие положения
1.1. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности воспитателя его обязанности могут быть возложены на другого педагогического работника. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Старший вожатый должен иметь среднее или среднее специальное образование.
1.3. Старший вожатый подчиняется директору школы и заместителям директора школы.
1.4. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, решениями правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся: административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Старший вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Функции
Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:
2.1. Содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помощь в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся.