Методология инженерного проектирования

 

Подробное определение другой мало изученной стороны проектирования дает В.Ф. Сидоренко в статье «Генезис проектной культуры» («Вопросы философии», 1984, № 10).Главной задачей статьи является выявление истоков проектной культуры, в частности, определение того рубежа, который обозначил необратимый поворот от канона к проекту, стремительно вобравшему в себя всю деятельность человека.

Проектность как «определяющая стилевая черта современного мышления» (проектное переживание мира) появляется во время эпохи Возрождения, когда средневековая христианская культура, определяющая Бога как первопричину всех вещей и создателя целостного мира, начинает сменяться капиталистической парадигмой, основанной на научных знаниях, законах природы и человеке как авторе пересоздания мира. На смену ремесленнику приходит инициативный, активный, творческий человек, отрицавший «мир в его сотворенной данности», и утверждавший «мир в его деятельном преобразовании».

Генезис технического проектирования затянулся примерно на 500 лет и постепенно прошел стадии введения экономического, организационного, технологического проектирования, конструирования и функционального проектирования. Важным моментом стала институционализация искусства и художника как отдельной от церкви сферы. Именно со времен эпохи Возрождения признается авторство произведений искусства. Дело в том, что силы культуры проявились в форме эстетико-художественных программ, что означало, что «в ее структуру входит эстетическая и этическая концепция, выражающая личную авторскую позицию художника, берущего на себя смелость и ответственность моделировать целостный образ нового мира». Как отмечает В.Ф. Сидоренко, мир потерял стабильность и стал Проблемой. «Проблема – это модель культурно-исторической ситуации в состоянии слома, трагического конфликта». Человеку была дана проблема как плата за свободу от канона.

Вливание искусства в жизнедеятельность и производство происходит в конце XIX в. (начиная с У. Морриса) в культурно-художественной проектной программе (дизайн-программе), олицетворявшей гуманизацию научно-технического мышления и деятельности. Именно в конце XIX в. проектирование осознается как особый вид деятельности и вводится как экспериментальная учебная дисциплина под руководством Джона Дьюи в Чикагском университете. Джон Дьюи, предпочитавший термин «экспериментальная логика» или «теория исследования» привычной эпистемологии, под влиянием теории естественного отбора Дарвина разработал концепцию, согласно которой естественный подход к теории знаний должен начинаться с восприятия развития знаний как адаптивного человеческого ответа условиям окружающей среды, направленного на изменение этих условий. Мысль воспроизводится как продукт взаимодействия организма и окружающей среды, а знание имеет практическое приложение в управлении и контроле взаимодействием. Дьюи предложил термин «инструментализм» и отнес свою теорию к школе прагматизма.

Он провел тщательный генетический анализ процесса исследованияи выделил в нем три фазы: проблемную ситуацию, где инстинктивные или привычные ответы на вызовы окружающей среды неадекватны для продолжения деятельности по преследованию определенных нужд, изолирование данных, которые определяют параметры проблемной ситуации, и рефлективная фаза, где идеи, предложения рассматриваются как гипотетические решения проблемной ситуации в абстракции.

Финальный тест адекватности этих решений происходит, когда они задействованы и функционируют в реальности. Джон Дьюи и У. Джеймс в своей книге «Прагматизм» (1907) утверждали, что идея соответствует реальности и, следовательно, является правдой тогда и только тогда, когда удачно применяется в человеческой действительности в решении человеческих целей и интересов, то есть если работает в проблемной ситуации.

Имманентной чертой проектной культуры являлась «гибкая технология», подход, при котором образ жизни, моделируемый в проекте-программе, выражает идеалы и потребности человека и общества и является техническим заданием на создание соответствующей технической культуры. В подобной проектной деятельности интегрируются социально-культурные, производственно-технические и организационно-управленческие аспекты. Наиболее ярко проектная культура, таким образом, развилась в обществе с рыночной экономикой, ориентированной на обеспечение нужд потребителей.

Плановая экономика советского периода и система госзаказов привели к искажению проектной культуры в советском обществе. Подобная «гибкая технология» не получила развития в связи с отсутствием рыночной экономики и свободы целеполагания автора проекта. Таким образом, акт проектирования не мог включать в полной мере гуманитарные аспекты. Существование предписанной государством строгой регламентации требований по созданию продукта, его морфологической структуре и отсутствие механизма обратной связи, отражающей вкусы потребителей и их запросы, превратило проектирование в узко институциональный вид деятельности.

В то же время это обусловило и отсутствие дизайн-проекта как учебной дисциплины, направленной на определение целей, в учебных планах вузов. Дипломный проект выступал как средство реализации известных целей по строго определенной методике, хотя и основанной на научных знаниях, но по строгости предписания во многом сравнимой со средневековым каноном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: